Первые пятилетки в Кузбассе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

1. Свертывание НЭПА. Итоги социально-экономического развития Кузбасса.
2. Первые пятилетки в Кузбассе. Строительство новых шахт и рост угледобычи.
3. Увеличение золотодобычи.
4. Развитие химической промышленности и энергетики.
5. Расширение железных дорог.
6. Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии с/хозяйственного производства.

Файлы: 1 файл

Кузбасс во времена свертывания НЭПа.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Благодаря упорству, приобретению мастерства и опыта, уже к 1937г. комбинат не только вышел на запланированные технико-экономические показатели работы, но и обогнал по производительности труда однотипные металлургические агрегаты США и Германии.

 

3.  Увеличение золотодобычи.

 

В золотодобывающей отрасли Кузнецкого округа с 1922г. начал действовать государственный трест Сибзолото, созданный наряду с подобными трестами, в числе которых были Енисейзолото, Алданзолото, Далъзолото и другие.

Сибзолото организовал добычу золота по Кондомской и Балыксинской системам. Металл добывался преимущественно на старых отвалах силами   старательских артелей, труд которых осуществлялся традиционным мускульным способом (бутары, лотки). Кузнецкие власти, характеризуя эту отрасль в 1924г. сообщали: «В настоящее время официально зарегистрирована артель на прииске «Неожиданном» по реке Балык-су — притоку Томи. Остальная часть золотодобычи ведется небольшими «летучими» хищническими артелями, инородцами».

Начиная с лета 1924г. на р. Томи начали работать золотопромывочные крестьянские артели в Краснознаменской. Петраковской и Салаирской волостях». Трест скупал у них намытое золото через отделения Госбанка, в лице посредников и кооперации Добыча золота за 5 лет была незначительна: в 1922/23г. — 24,5 кг; 1923/24г. — 81,5 кг; 1924/25г. — 117,6 кг; 1925/26г. — 128,0 кг. В 1926/27г.г. трестом планировалось добыть по указанным системам 192 кг., и скупить у артелей 48 кг. (на сумму до 215 тыс. руб.).

 

 

4.  Развитие химической промышленности и энергетики.

 

Создание и освоение КМК вместе с одновременно построенным Магнитогорским металлургическим комбинатом означало, что металлургическое звено УКК было сформировано. Страна получила мощную угольно-металлургическую базу в своих восточных районах.

Одновременно с ее созданием, в связи с развернувшейся химизацией в стране, получила развитие в Кузбассе химическая промышленность, которую здесь стали называть третьим звеном УКК. Значительную часть химической продукции давали обновлявшийся коксохимический завод в бывшей Щегловке, переименованном в 1932 году в город Кемерово, и коксовый цех КМК. Строился в Кемерово опытный углеперегонный завод, на котором пытались из барзасских углей получать бензин.

Задача электрификации народного хозяйства, как известно, впервые была поставлена В. И. Лениным и его соратниками в плане ГОЭЛРО. Тогда же был сделан первый шаг в направлении создания электроэнергетики Кузбасса. Первые шаги по созданию Урало-Кузнецкого в 1924 году вошла в строй ТЭЦ Кемеровского коксохимического завода мощностью в одну тысячу кВт, турбогенератор в Ленинске-Кузнецком мощностью 500 кВт., электрогенератор Яшкинском цементном заводе. Свою небольшую электростанцию имел Гурьевский завод. К началу первой пятилетки общая мощность электростанций Кузбасса составляла всего 9 тысяч киловатт.

Начало современной электроэнергетики Кузбасса кладет строительство двух крупных по тому времени электростанций —Кемеровской ГРЭС и ТЭЦ КМК.

В начальный период социалистической индустриализации начала создаваться электроэнергетическая система Кузбасса. Общая мощность всех станций Кузбасса достигла 278 тыс. кВт.

Дальнейшее развитие энергетики Кузбасса, как и всей Сибири, получила в годы Великой Отечественной войны.

 

5.  Расширение железных дорог.

 

Первая железнодорожная ветка в 1921 году соединила станцию Усяты (будущий город Прокопьевск) через Топки — Юргу с Главной сибирской магистралью. В 1926 году дорога дошла до Кузнецка. В 1932 году вошла в строй ветка Новокузнецк — Осинники, в 1936 году дорога дошла до поселка Мундыбаш, а в 1940 году — до Таштагола.

Строительство железнодорожной линии от ст. Проектная до ст. Инская обеспечило создание второго железнодорожного выхода из Кузбасса на Транссибирскую магистраль.

Железнодорожная сеть Кузбасса в 1940 году достигла 1 130 километров.

 

 

6. Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии с/хозяйственного производства.

 

Курс на коллективизацию сельского хозяйства в декабре 1927 года провозгласил XV съезд ВКП (б). По степени обобществления средств производства и распределения продукции коллективные хозяйства делились на три группы:

1. Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы).

2. Сельскохозяйственные артели.

3. Коммуны.

В Кузбассе всеобщее «раскулачивание» началось после выхода постановления бюро Сибирского краевого комитета ВКП (б) от 2 февраля 1930 года.

К концу мая 1931 года в колхозах состояло 39,4 % крестьян Кузбасса. Процесс коллективизации продолжался. В основном он завершился к 1933 году, когда от 57 до 78,5 % крестьянских хозяйств различных районов состояли в колхозах.

В целом кузбасское село представляло собой множество мелких колхозов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Свёртывание НЭПа проводилось с целью вырвать из рук частников инвестиционные ресурсы, без чего не было бы и великих свершений: коллективизации, индустриализации и культурной революции.

 

Развитие Кузбасса в 1920 - 1930 г.г. шло стремительными шагами. В этот период произошло много событий, которые как нанесли ему урон, так и подняли и преумножили его мощь. Активно шло строительство городов. Произошел значительный подъем грамотности, культуры населения Кузбасса.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. История Кузбасса [Текст] / Д. В. Арзютов [и др.]. – Кемерово: ИПП Кузбасс: СКИФ, 2006. – 60 с.
  2. Прудько, Д. Спутник города-сада [Текст] / Д. Прудько // Новокузнецк. – 2009. – 9 апреля.
  3. Рогалева, Н. В. Чрезвычайные органы управления в СССР и на железнодорожном транспорте Кузбасса в 1930-1940-е годы [Текст] / Н. В. Рогалева // Кузнецкая старина. – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2005. – Вып. 7. – С. 171-176.
  4. Стромова, Т. В. Пожарная охрана города Кемерово в 1930-1940-е годы (по воспоминаниям М.М. Ягунова) [Текст] / Т. В. Стромова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2008. – № 4. – С. 135-136.
  5. Кацюба Д.М. История Кузбасса.- История Кузбасса / отв. Ред. Н.П. Шуранов.- Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006. -360с.-.
  6. «Угольная промышленность Кузбасса в условиях осуществления довоенной модернизации (1926-1941 г.г.)»//Книга памяти шахтеров Кузбасса- Кемерово, 2002.

 

 

 


Информация о работе Первые пятилетки в Кузбассе