Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:18, контрольная работа
1. Свертывание НЭПА. Итоги социально-экономического развития Кузбасса.
2. Первые пятилетки в Кузбассе. Строительство новых шахт и рост угледобычи.
3. Увеличение золотодобычи.
4. Развитие химической промышленности и энергетики.
5. Расширение железных дорог.
6. Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии с/хозяйственного производства.
Благодаря упорству, приобретению мастерства и опыта, уже к 1937г. комбинат не только вышел на запланированные технико-экономические показатели работы, но и обогнал по производительности труда однотипные металлургические агрегаты США и Германии.
3. Увеличение золотодобычи.
В золотодобывающей отрасли Кузнецкого округа с 1922г. начал действовать государственный трест Сибзолото, созданный наряду с подобными трестами, в числе которых были Енисейзолото, Алданзолото, Далъзолото и другие.
Сибзолото организовал добычу золота по Кондомской и Балыксинской системам. Металл добывался преимущественно на старых отвалах силами старательских артелей, труд которых осуществлялся традиционным мускульным способом (бутары, лотки). Кузнецкие власти, характеризуя эту отрасль в 1924г. сообщали: «В настоящее время официально зарегистрирована артель на прииске «Неожиданном» по реке Балык-су — притоку Томи. Остальная часть золотодобычи ведется небольшими «летучими» хищническими артелями, инородцами».
Начиная с лета 1924г. на р. Томи начали работать золотопромывочные крестьянские артели в Краснознаменской. Петраковской и Салаирской волостях». Трест скупал у них намытое золото через отделения Госбанка, в лице посредников и кооперации Добыча золота за 5 лет была незначительна: в 1922/23г. — 24,5 кг; 1923/24г. — 81,5 кг; 1924/25г. — 117,6 кг; 1925/26г. — 128,0 кг. В 1926/27г.г. трестом планировалось добыть по указанным системам 192 кг., и скупить у артелей 48 кг. (на сумму до 215 тыс. руб.).
4. Развитие химической промышленности и энергетики.
Создание и освоение КМК вместе с одновременно построенным Магнитогорским металлургическим комбинатом означало, что металлургическое звено УКК было сформировано. Страна получила мощную угольно-металлургическую базу в своих восточных районах.
Одновременно с ее созданием, в связи с развернувшейся химизацией в стране, получила развитие в Кузбассе химическая промышленность, которую здесь стали называть третьим звеном УКК. Значительную часть химической продукции давали обновлявшийся коксохимический завод в бывшей Щегловке, переименованном в 1932 году в город Кемерово, и коксовый цех КМК. Строился в Кемерово опытный углеперегонный завод, на котором пытались из барзасских углей получать бензин.
Задача электрификации народного хозяйства, как известно, впервые была поставлена В. И. Лениным и его соратниками в плане ГОЭЛРО. Тогда же был сделан первый шаг в направлении создания электроэнергетики Кузбасса. Первые шаги по созданию Урало-Кузнецкого в 1924 году вошла в строй ТЭЦ Кемеровского коксохимического завода мощностью в одну тысячу кВт, турбогенератор в Ленинске-Кузнецком мощностью 500 кВт., электрогенератор Яшкинском цементном заводе. Свою небольшую электростанцию имел Гурьевский завод. К началу первой пятилетки общая мощность электростанций Кузбасса составляла всего 9 тысяч киловатт.
Начало современной электроэнергетики Кузбасса кладет строительство двух крупных по тому времени электростанций —Кемеровской ГРЭС и ТЭЦ КМК.
В начальный период социалистической индустриализации начала создаваться электроэнергетическая система Кузбасса. Общая мощность всех станций Кузбасса достигла 278 тыс. кВт.
Дальнейшее развитие энергетики Кузбасса, как и всей Сибири, получила в годы Великой Отечественной войны.
5. Расширение железных дорог.
Первая железнодорожная ветка в 1921 году соединила станцию Усяты (будущий город Прокопьевск) через Топки — Юргу с Главной сибирской магистралью. В 1926 году дорога дошла до Кузнецка. В 1932 году вошла в строй ветка Новокузнецк — Осинники, в 1936 году дорога дошла до поселка Мундыбаш, а в 1940 году — до Таштагола.
Строительство железнодорожной линии от ст. Проектная до ст. Инская обеспечило создание второго железнодорожного выхода из Кузбасса на Транссибирскую магистраль.
Железнодорожная сеть Кузбасса в 1940 году достигла 1 130 километров.
6. Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии с/хозяйственного производства.
Курс на коллективизацию сельского хозяйства в декабре 1927 года провозгласил XV съезд ВКП (б). По степени обобществления средств производства и распределения продукции коллективные хозяйства делились на три группы:
1. Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы).
2. Сельскохозяйственные артели.
3. Коммуны.
В Кузбассе всеобщее «раскулачивание» началось после выхода постановления бюро Сибирского краевого комитета ВКП (б) от 2 февраля 1930 года.
К концу мая 1931 года в колхозах состояло 39,4 % крестьян Кузбасса. Процесс коллективизации продолжался. В основном он завершился к 1933 году, когда от 57 до 78,5 % крестьянских хозяйств различных районов состояли в колхозах.
В целом кузбасское село представляло собой множество мелких колхозов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свёртывание НЭПа проводилось с целью вырвать из рук частников инвестиционные ресурсы, без чего не было бы и великих свершений: коллективизации, индустриализации и культурной революции.
Развитие Кузбасса в 1920 - 1930 г.г. шло стремительными шагами. В этот период произошло много событий, которые как нанесли ему урон, так и подняли и преумножили его мощь. Активно шло строительство городов. Произошел значительный подъем грамотности, культуры населения Кузбасса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ