Первые Романовы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Структура реферата определена следующим образом: вначале мною проводится анализ положения страны, охваченной последствиями Смуты, до прихода к власти Михаила Романова, затем приводится история возникновения рода Романовых и краткие биографические сведения, характеризующие первых его представителей. Далее я рассматриваю особенности системы управления государством, сложившиеся в анализируемый период, и социальные конфликты того времени (их причины, состав восставших, требования и результаты). В следующей главе, посвященной внешней политики России, мною дается обзор и характеристика внешнеполитического курса страны во времена правления первых Романовых, а также основные события, связанные с присоединением Украины и освоением Сибири и Дальнего Востока.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ
ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
ВЛАСТЬ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

история.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться  в монастырь. Главные события  в церковной реформе произошли  после его удаления. Царь Алексей  Михайлович в государственных интересах  приветствовал преобразования в  церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный  собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор  признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных.

Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его  звания патриарха. Но одновременно –  собор признал православными  всех греческих патриархов и разрешил все греческие богослужебные  книги. Это означало, что русская  православная церковь сблизилась с  христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные  поднимали восстания, уходили в  леса. Самосожжением покончили жизнь  около 20 тысяч человек. Церковная  реформа воспринималась обществом  как прозападная, поскольку ее сторонники, по сути, призывали воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации  церкви.

Изменения в духовной сфере  открывали дорогу для деятельности Петра I, который всячески старался уменьшить роль церкви в государстве. Он упразднил должность патриарха. В 1721 г. для управления церковью был  создан Синод или Духовная коллегия, которую возглавлял гражданский чиновник – обер-прокурор, подчинявшийся императору. В 1722 г. были утверждены штаты священнослужителей - на 150 дворов полагался один священник. Остальные священники облагались налогом. Старообрядцы облагались двойным налогом. Тем самым духовенство стало подконтрольным императору.

В эпоху Петра I изменениям подверглась не только церковь, но и  все традиционные представления  о бытовом укладе жизни российского  общества. Царь в приказном порядке  ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для  военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими  нормами («Юности честное зерцало»).

Патриархальный образ  жизни постепенно уступал место  «светскости» и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей  с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

В основу Петровских преобразований в сфере культуры, быта и нравов были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану  монаршей воли. Внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в введении европейских  обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства  европейского типа.

В целом для культуры XVII- н. XVIII вв. характерно развитие устного  народного творчества, рост грамотности  населения, возникновение светской школы, крупные достижения в области  естественных наук и технических  знаний, а также кардинальные изменения  в быту.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав все важные моменты в правлении Михаила  Федоровича, Алексея Михайловича  и Петра Алексеевича, я пришла к следующим выводам, которые  считаю целесообразным сформулировать ниже.

Воцарению Михаила Федоровича предшествовали события Смутного времени, последствия которой ощущались  во всех сферах жизни и требовали  решения многих проблем. Историческая заслуга Романовых заключается  в том, что они смогли увидеть  основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события, как принятие первого печатного  законника России (Соборное Уложение 1649 г., завершившее в основном процесс  юридического закрепощения крестьянства в России), церковная реформа и  множество других преобразований. Наблюдается  преемственность реформ Петра с  деятельностью царей Михаила  Федоровича и Алексея Михайловича.

За время правления  первых Романовых выросло количество мануфактур и городов, начал складываться всероссийский национальный рынок, зарождались капиталистические  отношения. Благодаря усилиям Михаила  Федоровича и Алексея Михайловича  Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого  экономического благосостояния, а Петровские реформы значительно усилили  становление абсолютной монархии.

Многое изменилось и во внешнеполитическом положении страны. Иностранная интервенция со стороны  Польши и Швеции была преодолена. Территория России значительно расширилась  за счет присоединения Украины, а  также за счет колонизации Сибири и Дальнего востока. При Петре  был получен долгожданный выход  к Балтийскому морю.

Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России – династии Романовых.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

церковный преобразование смута  династия

1.  Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

2.  Валишевский К. Первые Романовы. – М.: ИКПА, 1989.

3.  Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. – Ин-т рос. истории. - М., 1996. - 218 с.

4.  Ништадтский мирный договор 30 августа 1721 года. – Отечественная история (IX – первая четверть XVIII вв.): Материалы и методические указания / СПГГИ (ТУ). Сост.: В.Г. Афанасьев, Л.Т. Позина и др., СПб, 2006.

5.  Павленко Н. И. и др. История России с древнейших времен до 1861 года». – М.: Изд-во «Высшая школа, 1996.

6.  Павлов А. П., Седов П. В. (СПб.) Польско-литовская интервенция в России и русское общество. //Отечественная история.- 2007. - №6. – с. 180-182.

7.  Платонов С. Ф. Учебник русской истории.- СПб.: Изд-во «Наука», 1993.

8.  Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь: Изд-во Кавказский край, 1993.

9.  Решение Земского Собора. – Отечественная история (IX – первая четверть XVIII вв.): Материалы и методические указания / СПГГИ (ТУ). Сост.: В.Г. Афанасьев, Л.Т. Позина и др., СПб, 2006.

10.  Соборное Уложение 1649 года. – Отечественная история (IX – первая четверть XVIII вв.): Материалы и методические указания / СПГГИ (ТУ). Сост.: В.Г. Афанасьев, Л.Т. Позина и др., СПб, 2006.


Информация о работе Первые Романовы