Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:13, контрольная работа
Философы и просветители XVIII века давно подрывали основы современных им государств, где политическая власть и громадная доля богатства принадлежали аристократии и духовенству, в то время как народные массы находились в полунищем состоянии. Они провозгласили верховное владычество разума и выступали с проповедью веры в человеческую природу, за идеи равенства всех людей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, повиноваться закону, установленному представителями народа. Все эти требования, связанные в одно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умах падение старого строя и начало великой французской революции 1789-1794 гг.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Первый этап французской революции, падение абсолютизма………..…….4
2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года…………………………8
3. Конституция 1791 года……………………………………………………….13
4. Второй и третий этапы французской революции………………..………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………
Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (“право высказываться, писать и печатать свободно” – ст. 2; “право выражать свои мнения, в том числе религиозные” – ст. 10).
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на “твердой основе закона”. В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: “Только то дозволено, что разрешается”. Согласно же ст. 5 Декларации, все, “что не воспрещено законом, то дозволено”, и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.
Депутаты Учредительного собрания
ясно представляли себе, что без
гарантий неприкосновенности личности
не могло быть и речи о безопасности,
объявленной одним из естественных
прав человека, а тем самым и
о свободном пользовании
Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, “задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться”. Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 “общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено, разделено властей, не имеет конституции”.
Но при всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований.
В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4 – 2 августа 1789 г. заявило, что оно “окончательно упраздняет феодальный порядок”. Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также некоторые второстепенные феодальные институты. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами.
Предвидя вероятную
Последовавшими за принятием декларации
законодательными актами Учредительное
собрание национализировало церковное
имущество и земли духовенства
(Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые
были пущены в распродажу и попали
в руки крупной городской и
сельской буржуазии. Французская католическая
церковь, получившая новое гражданское
устройство, выводилась из подчинения
Ватикану. Священники приносили присягу
на верность французскому государству
и переходили на его содержание.
Церковь потеряла свое традиционное
право регистрировать акты гражданского
состояния. Учредительное собрание
отменило сословные деления и
цеховой строй, а также феодальную
систему наследования (майорат). Оно
упразднило старые феодальные границы
и ввело во Франции единообразное
административно-
Конституционалисты не останавливались перед принятием жестких законодательных мер и приняли серию декретов против “беспорядка и анархии”, а также против подстрекательства к неповиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.).
Еще в большей степени недоверие конституционалистов к простому народу, особенно к низам общества, проявилось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось вопреки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан. Только первым предоставлялось право голоса, вторые этого права были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять следующим условиям: 1) быть французом; 2) достичь двадцатипятилетнего возраста; 3) проживать в определенном кантоне не менее 1 года; 4) уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности; 5) не быть слугой “на жалованье”. Большая часть французского населения не удовлетворяла этим квалификационным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.
Антидемократические
3. Конституция 1791 года
Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция. Ее окончательный текст был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789–1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.
Несмотря на свой
В преамбуле был
Конституция существенно
В Конституции
Благодаря Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который “един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых “лишь путем уполномочения”, Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.
Доктрина разделения властей, провозглашенная
еще в Декларации 1789 г. и проводимая
в Конституции достаточно последовательно,
создавала возможность
Выборная законодательная и
судебная власть находилась в руках
представителей победившего третьего
сословия, тогда как власть исполнительная,
которая по Конституции вверялась
королю, рассматривалась дворянскими
кругами в качестве своего оплота.
Тем самым был окончательно сломлен
абсолютизм и создана конституционная
монархия. Конституция подчеркивала,
что король царствует “лишь в
силу закона”, и в связи с этим
предусмотрела королевскую
Король рассматривался как
верховный глава государства
и исполнительной власти, на него
возлагалось обеспечение
Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Но, в конечном счете, Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Вето короля преодолевалось лишь в том случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект “в тех же самых выражениях”. Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные акты финансового или конституционного характера.
Законодательная власть
В Конституции содержался перечень
полномочий и обязанностей Законодательного
собрания, причем особо было выделено
его право на установление государственных
налогов и обязанность
Конституция сформулировала основные
принципы организации судебной власти,
которая “не может
С другой стороны, и суды не должны
были вмешиваться в осуществление
законодательной власти, приостанавливать
действие законов, вторгаться в круг
деятельности органов управления. Конституция
предусмотрела введение во Франции
неизвестного ранее института присяжных
заседателей. Участие присяжных
предусматривалось как на стадии
обвинения и предания суду, так
и на стадии рассмотрения фактического
состава деяния и вынесения по
этому поводу своего суждения. Обвиняемому
гарантировалось право на защитника.
Лицо, оправданное законным составом
присяжных, не могло быть “вновь привлечено
к ответственности или
Конституция окончательно
Информация о работе Первый этап французской революции, падение абсолютизма