Первый этап французской революции, падение абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Философы и просветители XVIII века давно подрывали основы современных им государств, где политическая власть и громадная доля богатства принадлежали аристократии и духовенству, в то время как народные массы находились в полунищем состоянии. Они провозгласили верховное владычество разума и выступали с проповедью веры в человеческую природу, за идеи равенства всех людей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, повиноваться закону, установленному представителями народа. Все эти требования, связанные в одно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умах падение старого строя и начало великой французской революции 1789-1794 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Первый этап французской революции, падение абсолютизма………..…….4
2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года…………………………8
3. Конституция 1791 года……………………………………………………….13
4. Второй и третий этапы французской революции………………..………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 59.95 Кб (Скачать файл)

  Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (“право высказываться, писать и печатать свободно” – ст. 2; “право выражать свои мнения, в том числе религиозные” – ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской  власти, конституционалисты принимали  на себя обязательство построить  новый правовой порядок на “твердой основе закона”. В эпоху абсолютизма  и подавления личности право базировалось на принципе: “Только то дозволено, что разрешается”. Согласно же ст. 5 Декларации, все, “что не воспрещено законом, то дозволено”, и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в  законе.

Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без  гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и  о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались  принципы новой уголовной политики: “Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного  до совершения правонарушения”. Обязанность  государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также  и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению  или быть арестованным иначе, как  в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В  ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено  обратное.

Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым  представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, “задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться”. Сопротивление  властям в таких случаях влекло за собой ответственность.

Идея законности получила свое закрепление  и в виде общих принципов организации  государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 “общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено, разделено властей, не имеет конституции”.

Но при всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований.

В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4 – 2 августа 1789 г. заявило, что оно “окончательно упраздняет феодальный порядок”. Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также некоторые второстепенные феодальные институты. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами.

Предвидя вероятную неудовлетворенность  крестьянства и бедноты Франции  слишком умеренным подходом к  решению аграрной проблемы, ставшей  в ходе революции ключевой, Учредительное  собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный  Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось “наблюдать за сохранением общественного  спокойствия” и “разгонять все  мятежные сборища, как в городах, так и в селах”.

Последовавшими за принятием декларации законодательными актами Учредительное  собрание национализировало церковное  имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые  были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и  сельской буржуазии. Французская католическая церковь, получившая новое гражданское  устройство, выводилась из подчинения Ватикану. Священники приносили присягу  на верность французскому государству  и переходили на его содержание. Церковь потеряла свое традиционное право регистрировать акты гражданского состояния. Учредительное собрание отменило сословные деления и  цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно  упразднило старые феодальные границы  и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).

Конституционалисты не останавливались перед принятием жестких законодательных мер и приняли серию декретов против “беспорядка и анархии”, а также против подстрекательства к неповиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.).

Еще в большей степени недоверие  конституционалистов к простому народу, особенно к низам общества, проявилось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось  вопреки провозглашенной идее равенства  деление французов на активных и  пассивных граждан. Только первым предоставлялось  право голоса, вторые этого права  были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять  следующим условиям: 1) быть французом; 2) достичь двадцатипятилетнего возраста; 3) проживать в определенном кантоне не менее 1 года; 4) уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности; 5) не быть слугой “на жалованье”. Большая часть французского населения не удовлетворяла этим квалификационным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.

 Антидемократические положения  были включены и в закон  Ле Шапелье 1791 г., формально направленный  против феодальных корпораций  и цеховых объединений, но практически  запрещавший рабочие союзы, собрания  и стачки. Нарушители закона подвергались  штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному  заключению.

 

3. Конституция 1791 года

 

Самым главным итогом первого этапа  революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция. Ее окончательный текст был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789–1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

 Несмотря на свой противоречивый  характер, Конституция представляла  собой новый шаг на пути  закрепления сложившихся за два  года революции политико-правовых  порядков. Конституция открывалась  Декларацией прав человека и  гражданина 1789 г., хотя последняя  не рассматривалась в качестве  собственно конституционного текста. Вместе с тем собственно конституционному  тексту предшествовало краткое  вступление (преамбула).

 В преамбуле был конкретизирован  и получил развитие ряд антифеодальных  положений, провозглашенных в  Декларации 1789 г. Так, отменялись  сословные отличия и дворянские  титулы, ликвидировались цехи и  ремесленные корпорации, упразднялись  система продажи и наследования  государственных должностей и  иные феодальные установления. В  преамбуле нашла свое новое  отражение и идея равенства:  “Ни для какой части нации,  ни для одного индивида не  существует более особых преимуществ  или изъятий из права, общего  для всех французов”.

 Конституция существенно расширяла  по сравнению с Декларацией  1789 г. перечень личных и политических  прав и свобод, в частности  предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия  и с соблюдением полицейских  предписаний, свободу обращения  к государственным властям с  индивидуальными петициями, свободу  вероисповедания и право выбора  служителей культа. Не допускалось  лишь право на создание союзов  лиц одной профессии, запрещенных  еще законом Ле Шапелье.

 В Конституции декларировались  введение общего и частично  бесплатного народного образования,  создание специального управления  “общественного призрения для  воспитания покинутых детей, для  облегчения участи неимущих убогих  и для приискания работы тем  здоровым неимущим, которые окажутся  безработными”.

 Благодаря Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который “един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых “лишь путем уполномочения”, Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.

Доктрина разделения властей, провозглашенная  еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении  государственной власти двух политически  господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства  французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции  преобладанием первой.

Выборная законодательная и  судебная власть находилась в руках  представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась  королю, рассматривалась дворянскими  кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен  абсолютизм и создана конституционная  монархия. Конституция подчеркивала, что король царствует “лишь в  силу закона”, и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу “на верность нации и закону”. Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля “неприкосновенной и священной”, наделяла его значительными полномочиями.

 Король рассматривался как  верховный глава государства  и исполнительной власти, на него  возлагалось обеспечение общественного  порядка и спокойствия. Он являлся  также верховным главнокомандующим,  назначал на высшие военные,  дипломатические и иные государственные  должности, поддерживал дипломатические  сношения, утверждал объявление  войны. Король единолично назначал  и увольнял министров, руководил  их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрасигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.

Король мог не согласиться с  постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Но, в конечном счете, Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Вето короля преодолевалось лишь в том случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект “в тех же самых выражениях”. Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные акты финансового или конституционного характера.

 Законодательная власть осуществлялась  однопалатным Национальным Законодательным  собранием, которое избиралось  на два года. Оно, как это  вытекало из принципа разделения  властей, не могло быть распущено  королем. В Конституции содержались  положения, гарантирующие созыв  депутатов и начало работы  собрания. Члены Законодательного  собрания должны были руководствоваться  клятвой “жить свободными или  умереть”. Они не могли подвергаться  преследованиям за выраженные  словесно или письменно мысли  или за действия, совершенные  при выполнении ими обязанностей  представителей.

В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных  налогов и обязанность министров  отчитываться в расходовании государственных  средств. Это делало министров в  известной степени зависимыми от законодательной власти. Собрание могло  возбуждать дела о привлечении министров  к суду за совершение ими преступлений “против общественной безопасности и конституции”. Только Законодательное  собрание обладало правом законодательной  инициативы, принятия законов, объявления войны.

Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая “не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем”. Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, избираемыми  на определенный срок народом и утверждаемыми  в должности королем. Судьи могли  быть смещены или отстранены от должности  только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.

С другой стороны, и суды не должны были вмешиваться в осуществление  законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления. Конституция  предусмотрела введение во Франции  неизвестного ранее института присяжных  заседателей. Участие присяжных  предусматривалось как на стадии обвинения и предания суду, так  и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения по этому поводу своего суждения. Обвиняемому  гарантировалось право на защитника. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть “вновь привлечено к ответственности или подвергнуто  обвинению по поводу того же деяния”.

 Конституция окончательно закрепила  сложившееся в ходе революции  новое административное деление  Франции на департаменты, дистрикты  (округа), кантоны. Местная администрация  формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла  важное право контроля за деятельностью  местных органов, а именно право  отменять распоряжения департаментской  администрации и даже отстранять  ее чиновников от должности.

Информация о работе Первый этап французской революции, падение абсолютизма