Первый этап французской революции, падение абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Философы и просветители XVIII века давно подрывали основы современных им государств, где политическая власть и громадная доля богатства принадлежали аристократии и духовенству, в то время как народные массы находились в полунищем состоянии. Они провозгласили верховное владычество разума и выступали с проповедью веры в человеческую природу, за идеи равенства всех людей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, повиноваться закону, установленному представителями народа. Все эти требования, связанные в одно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умах падение старого строя и начало великой французской революции 1789-1794 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Первый этап французской революции, падение абсолютизма………..…….4
2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года…………………………8
3. Конституция 1791 года……………………………………………………….13
4. Второй и третий этапы французской революции………………..………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 59.95 Кб (Скачать файл)

Конституция утвердила, установленное Декретом от 22 декабря 1789 г., деление граждан на пассивных и активных. Только активные граждане имели право участвовать в выборах в Законодательное собрание.

 Сохранив предусмотренные в  этом декрете квалификационные  требования, Конституция ввела для  активных граждан еще два условия: 1) быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета; 2) принести гражданскую присягу.

Первичные собрания активных граждан  избирали выборщиков для участия  в департаментских собраниях, где  и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким  образом, выборы приобретали двухступенчатый  характер. Для выборщиков предусматривался еще более высокий ценз – доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100-400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения). Право быть избранным в качестве депутата (пассивное избирательное право) предоставлялось лицам с еще более высоким имущественным доходом.

Привилегия богатства отражалась и в распределении депутатских  мест. Одна треть Законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая – пропорционально численности активных граждан, третья – в соответствии с суммой уплачиваемых налогов, т. е. в зависимости от размеров собственности и доходов.

Непоследовательный характер конституции  проявился и в том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.

В Конституции 1791 г. указывалось, что  “нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию”. Но при  этом устанавливался сложный порядок  внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию “жесткой”, не способной приспосабливаться  к быстро меняющейся революционной  обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.

 

 

 

 

4. Второй и третий этапы французской революции

 

Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных  органов Франции отражала временное  равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.

Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен  народными массами Франции. По призыву Парижской коммуны и Якобинского клуба (якобинцы – леворадикальная и наиболее революционно настроенная политическая группировка) возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.).

Под давлением революционно настроенного народа жирондисты (политическая группировка, выражавшая интересы более радикальных торгово-промышленных кругов) приобретали в Законодательном собрании все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент  своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую  власть, положил тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим же декретом подтверждалось, что  Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что “личность  и собственность находятся под  охраной французского народа”.

В декабре 1792 г. Конвент под влиянием политических эмоций, накопившейся ненависти  к монархическому режиму вынес смертный приговор королю Людовику XVI.

Авторитет жирондистов стал падать, чему способствовало то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г., не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ.

Народное восстание 31 мая – 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев.

За якобинцами стоял широкий  блок революционно-демократических  сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская  и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали, прежде всего, господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.

Политическая решительность и  радикализм якобинцев проявились в  новой Декларации прав человека и  гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците (Конституция 1 года республики). Основной задачей правительства (государства) являлось обеспечение пользования человеком “его естественными и неотъемлемыми правами”. К числу этих прав были отнесены равенство, свобода, безопасность, собственность.

Равенству якобинцы в силу своих  эгалитарных убеждений придавали особое значение. В Декларации подчеркивалось, что все люди “равны по природе и перед законом”.

Декларация 1793 г. в ст. 16 определяла право собственности в традиционно  широком и индивидуалистическом плане как возможность “пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла”.

По ст. 122 Конституции каждому  французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право  петиций, право объединения в  народные общества и другие права  человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в  число личных прав граждан включила право собраний с “соблюдением спокойствия”, право свободного отправления религиозных  обрядов.

В якобинской декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных  властей. Согласно ст. 9, “закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны  правящих”. Всякое лицо, против которого совершался незаконный, т. е. произвольный и тиранический акт, имело право  оказывать сопротивление силой (ст. 2).

Поскольку сопротивление угнетению  рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, Декларация 1793 г. делала революционный вывод  о том, что в случаях нарушения  правительством права народа “восстание для народа и для каждой его  части есть его священное право  и неотложнейшая обязанность” (ст. 35).

Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое  с идеей равенства, Конституция  практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года).

Своеобразное стремление якобинцев  сочетать представительные органы с  непосредственной демократией нашло  свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь предлагать законы.

Принятый Национальным собранием  законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только “народ обсуждает и постановляет законы” (ст. 10). По ряду вопросов, согласно Конституции, Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. На Исполнительный совет было возложено “руководство общим управлением и наблюдением за ним” (ст. 65). Совет нес ответственность перед Национальным собранием “в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях” (ст. 72).

Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных  органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними  и международными условиями Конвент  был вынужден отсрочить вступление конституции в силу. Будучи убежденными, фанатичными и бескомпромиссными  революционерами, якобинцы полагали, что  окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся  обстановке могут быть осуществлены лишь в результате энергичных действий правительства, путем установления режима революционной диктатуры.

 

Заключение

 

Основной целью революции было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. Главными итогами французской революции 1789–1794 гг. можно считать следующее:

1. Было консолидировано и упрощено сложное многообразие дореволюционных форм собственности. В результате появилась современная индивидуализированная частная собственность.

2. Революция убрала все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Это способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству из разных слоев. Принятая Конвентом Декларация прав человека и гражданина, гарантировала свободу, равенство, безопасность и право собственности. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их раньше не было.

3. Она породила парламентскую  республику и реализовала работу выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789–1791 гг.), Законодательное собрание (1791–1792 гг.), Конвент (1792–1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на дальнейшие откаты.

4. Новое государство, родившееся  в ходе революции, обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан, оно получило большую возможность для обеспечения стабильности, равенства возможностей, социального порядка и выступало гарантом равных прав для всех граждан, контролируя социально значимые области (такие как образование, финансы и т.д.). Оно выступало гарантом равных прав всех граждан.

В результате революции Франция преобразилась, стала страной зажиточных крестьян, с высокой производительностью труда.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авдиев, В. И. История древнего Востока / В. И. Авдиев. – М. : Высшая школа, 1970. – 608 с.

2. Батыр, К.И. Истории государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794гг. Учебное пособие / К.И. Батыр. – М. : РИО ВЮЗИ, 1984. – 81 с.

3. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // СГП, 1980.- №2.

4. Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М), 2001. - 712 с.

5. Манфред, А.З. Великая французская революция / А.З. Манфред. – М. : Наука, 1983. – 435 с.

6. Олар, А. Политическая история французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики (1789-1804) / А. Олар; пер. с фр. Н. Кончевской. – М. : Издательство С. Скирмунта, 1902. – 952 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 1

Купец взял у ростовщика под проценты 1 мину серебра, но не смог вовремя отдать долг. Какие правовые последствия  могли наступить для купца  по долговым обязательствам согласно Законам Хаммурапи?

Решение:

Рассмотрим п. 89 Законов  Хаммурапи: «Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять 100 ка зерна как процент – если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как процент». То есть, проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 – для займа зерном. Также, заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле.

В данном случае купец взял у ростовщика под проценты серебро и не смог вовремя отдать долг. Согласно Законам Хаммурапи должник имеет право расплачиваться с кредитором любыми материальными ценностями, а не только теми, которые взял в долг (т.е., например, зерном вместо денег и т. п. – п. 96 «Если человек возьмет у тамкара хлеб или серебро, а не имеет хлеба или серебра для возвращения (долга), но имеет только (другое движимое) имущество, (то) он может отдать тамкару перед свидетелями, что принесет –

все, что бы ни было в его руках – и тамкар не должен отказываться, а должен принять»).

Если у должника (купца в нашем случае) нет возможности погасить долг материальными ценностями, если его имущества для этого не хватает, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации – 3 года. После этого срока должник освобождается, а долг считается погашенным.

Кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор наказывался.

 

Задача № 2

Весной 1845 года Гредвард приобрёл в городе Шеффилде жилое строение и контору. Через полгода он выразил желание  участвовать в избрании парламентских  депутатов от своего города, но ему  отказали в реализации этого права. Ссылаясь на Акт о народном правительстве, изданном в Англии в 1832 году, определите, чем мог быть аргументирован этот отказ? Какие цензовые ограничения  были введены в английском избирательном  праве в XIX веке?

Информация о работе Первый этап французской революции, падение абсолютизма