Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:57, контрольная работа
Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич Рома́нов; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года), и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Введение
Глава 1. Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки преобразований
1.1.Внутренняя политика России первой половины XVII века
1.2. Внутренняя политика России второй половины XVII века
1.3. Внешняя политика России рубеже XVII – XVIII веков
Глава 2 . Личность реформатора
Детство, отрочество, юность Петра. Сестра Софья
Царь Петр 1
Глава 3. Модернизация России
Глава 4. Изменения в духовной и культурной жизни страны
Заключение
Список использованной литературы
В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного — старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
Пособием
для дворянина стало так
Перемены в
быте и нравах высших кругов
проявлялись в возникновении
новых форм развлечений.
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.
Для новой
культуры были характерны
В духовной
жизни насаждались идеи
Заключение
Петр I «свернул Россию» с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия.
Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскою державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?
1) Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения.
До Петра крестьянин был крепостным, но не рабом. Он не мог покинуть своего помещика – однако был не «вещью», а ограниченным в правах, зависимым. И только. После указа Петра от 1711 г. «О крепости крестьянской» крестьянин как раз и стал вещью. Отныне его можно было продать с землей и без земли (либо разлучив семью), проиграть в карты, выменять на обученного материться попугая, убить, сослать без суда в Сибирь, загнать пожизненно на рудник или на завод… Петр и ввел рабство, просуществовавшее полторы сотни лет.
Различные социальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705—1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707—1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.
2) Проводя реформу
3) Желание догнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т. е. за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.
4) Результатом Петровских
реформ стало создание в России основ
государственно-
5) Достижения императорского
периода сопровождались
6)Главная психологическая опора русского государства — православная церковь — в конце XVII в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
7) Произошло обострение
политических и социальных
8) Правительство остро
чувствовало ослабление
В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.
Литература