Петр 1: личность и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич Рома́нов; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года), и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки преобразований
1.1.Внутренняя политика России первой половины XVII века
1.2. Внутренняя политика России второй половины XVII века
1.3. Внешняя политика России рубеже XVII – XVIII веков
Глава 2 . Личность реформатора
Детство, отрочество, юность Петра. Сестра Софья
Царь Петр 1
Глава 3. Модернизация России
Глава 4. Изменения в духовной и культурной жизни страны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр по Истории готово.docx

— 67.63 Кб (Скачать файл)

     В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного — старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

      Пособием  для дворянина стало так называемое  «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость — подготовка к службе, а счастье — следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только защищая Отечество.

     Перемены в  быте и нравах высших кругов  проявлялись в возникновении  новых форм развлечений. Специальным  указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

     Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось  новое летосчисление: не от  сотворения мира, а от Рождества  Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.

     Для новой  культуры были характерны светскость  и «государственный» характер. Последняя  черта культуры являлась особенностью  России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

     В духовной  жизни насаждались идеи западного  протестантизма, утверждавшие, что богатство — не грех, а признак избранности Богом.        Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

 

Заключение

     Петр  I «свернул  Россию» с естественного пути  развития, нанес русскому народу  непоправимый ущерб, лишив его  национального своеобразия.

     Идеалом государственного  устройства для Петра I было  «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскою державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

1) Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения.

     До Петра крестьянин был крепостным, но не рабом. Он не мог покинуть своего помещика – однако был не «вещью», а ограниченным в правах, зависимым. И только. После указа Петра от 1711 г. «О крепости крестьянской» крестьянин как раз и стал вещью. Отныне его можно было продать с землей и без земли (либо разлучив семью), проиграть в карты, выменять на обученного материться попугая, убить, сослать без суда в Сибирь, загнать пожизненно на рудник или на завод… Петр и ввел рабство, просуществовавшее полторы сотни лет.

     Различные социальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705—1706), восстание казачества на Дону под руко­водством Кондратия Булавина (1707—1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

2) Проводя реформу государственного  управления, Петр I руководствовался  принципами камерализма т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

3) Желание догнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т. е. за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.

4) Результатом Петровских  реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой.

5)  Достижения императорского  периода сопровождались глубокими  внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и народом.

6)Главная психологическая  опора русского государства — православная церковь — в конце XVII в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение,  начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

7) Произошло обострение  политических и социальных проблем.  Упразднение Земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

8) Правительство остро  чувствовало ослабление контактов  с народом после реформ Петра.  Скоро стало ясно, что большинство  не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция запретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так, Петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать.

     В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

 

Литература

  1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989
  2. Буганов В. И. Петр Великий и его время. – М.: Мысль, 1989
  3. Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990

 

 


Информация о работе Петр 1: личность и время