Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.

Содержание работы

1. Введение.
2. Исторические условия и предпосылки Петровских реформ.
3. Военные реформы Петра 1.
4. Реформа государственного управления.
5. Реформа сословного устройства русского общества.
6. Церковная реформа.
7. Изменения в области науки, культуры и быта.
8. Современные аспекты реформ.
9. Заключение.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                             

                             ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 

                  

      КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

                                       Контрольная работа

                                 по отечественной истории

«Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны»

 

 

 

 

                                         Выполнила: студентка 1 курса заочного отделения

                                                                                                    Андрианова Е.А.

                                                              Группа 151, специальность экономика

                                                                                № зачетной книжки  118007

 

 

 

 

 

 

                План контрольной работы.

  1. Введение.
  2. Исторические условия и предпосылки Петровских реформ.
  3. Военные реформы Петра 1.
  4. Реформа государственного управления.
  5. Реформа сословного устройства русского общества.
  6. Церковная реформа.
  7. Изменения в области науки, культуры и быта.
  8. Современные аспекты реформ.
  9. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

   Личность Петра I (1672-1725) по  праву относится к плеяде ярких  исторических деятелей мирового  масштаба. Много исследований и  художественных произведений посвящено  преобразованиям, связанным с  его именем. Историки и писатели  по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.

  В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

  Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

  История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения.

  Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в. Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели, безусловно, революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Итогами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

 

 

 

Исторические  условия и предпосылки 

             Петровских реформ.

  Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

  Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

  Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

   Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

   Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

  Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

XVII век был временем, когда Россия  установила постоянное общение  с Западной Европой, завязала  с ней более тесные торговые  и дипломатические связи, использовала  ее технику и науку, воспринимала  ее культуру и просвещение.  Учась и заимствуя, Россия развивалась  самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только  тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления  сил русского народа, которое  дало возможность осуществить  подготовленные самим ходом исторического  развития России грандиозные  реформы Петра. Реформы Петра  были подготовлены всей предшествующей  историй народа, "требовались  народом". Уже до Петра начертана  была довольно цельная преобразовательная  программа, во многом совпадавшая  с реформами Петра, в ином  шедшая даже дальше их. Подготавливалось  преобразование вообще, которое  при мирном ходе дел могло  рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

 Таким образом, предпосылками  реформ Петра Первого являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра Первого, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.

 

 

 

 

                        Военные реформы Петра 1.

  Основной движущей силой петровских реформ стала война. Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков – по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

  В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований(стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

   Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: - создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; - появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); - создание мощного военного флота; - гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

          Реформа государственного управления.

       В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый  комплекс реформ, связанных с  перестройкой центральных и местных  органов власти и управления. Их сущностью было формирование  дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма. 

         С 1708 года  Петр I начал перестраивать старые  учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась  следующая система органов власти  и управления.

         Вся полнота  законодательной, исполнительной  и судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил  титул императора. В 1711 году был  создан новый высший орган  исполнительной и судебной власти  — Сенат, обладавший и значительными  законодательными функциями.

         Взамен  устаревшей системы приказов  было создано 12 коллегий, каждая  из которых ведала определенной  отраслью или сферой управления  и подчинялась Сенату. Коллегии  получили право издавать указы  по тем вопросам, которые входили  в их ведение. Кроме коллегий  было создано известное число  контор, канцелярий, департаментов,  приказов, функции которых были  также четко разграничены.

         В 1708 —  1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления  на местах. Страна была разделена  на 8 губерний, различавшихся по территории  и количеству населения.

         Во главе  губернии стоял назначаемый царем  губернатор, сосредоточивавший в  своих руках исполнительную и  служебную власть. При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем,  что губернатор подчинялся не  только императору и Сенату, но  и всем коллегиям, распоряжения  и указы которых нередко противоречили  друг другу.

         Губернии  в 1719 г. были разделены на  провинции, число которых равнялось  50. Во главе провинции стоял  воевода с провинциальной канцелярией  при нем. Провинции в свою  очередь делились на дистрикты  (уезды) с воеводой и уездной  канцелярией. После введения подушной  подати были созданы полковые  дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

         Вся эта  сложная система органов власти  и управления имела четко выраженный дворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Информация о работе Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны