Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.

Содержание работы

1. Введение.
2. Исторические условия и предпосылки Петровских реформ.
3. Военные реформы Петра 1.
4. Реформа государственного управления.
5. Реформа сословного устройства русского общества.
6. Церковная реформа.
7. Изменения в области науки, культуры и быта.
8. Современные аспекты реформ.
9. Заключение.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  Реформа сословного устройства русского общества.

 

        Петр ставил  своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для  этого нужно было распространить  среди дворян знания, повысить  их культуру, сделать дворянство  подготовленным и пригодным для  достижения тех целей, которые  ставил перед собой Петр. Между  тем, дворянство в большинстве  своем не было подготовлено  к их пониманию и осуществлению.  Петр добивался того, чтобы все  дворянство считало "государеву  службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править  страной и начальствовать над  войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

         Указами  1712, 1714 и 1719 гг. был установлен  порядок, по которому "родовитость"  не принималась во внимание  при назначении на должность  и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные,  деятельные, преданные делу Петра,  имели возможность получить любой  военный или гражданский чин.  Не только "худородные" дворяне,  но и даже люди "подлого"  происхождения выдвигались Петром  на видные государственные должности.

 

                            

 

                                     Церковная реформа.

 

        Важную роль  в утверждении абсолютизма играла  церковная реформа. В 1700г. умер  патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

         Церковная  реформа означала ликвидацию  самостоятельной политической роли  церкви. Она превращалась в составную  часть чиновничье-бюрократического  аппарата абсолютистского государства.  Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

         Петр осуществил  церковную реформу, выразившуюся  в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение  патриаршества отражало стремление  Петра ликвидировать немыслимую  при самодержавии петровского  времени "княжескую" систему  церковной власти. Объявив себя  фактически главой церкви, Петр  уничтожил ее автономию. Более  того, он широко использовал институты  церкви для проведения полицейской  политики. Подданные, под страхом  крупных штрафов, были обязаны  посещать церковь и каяться  на исповеди священнику в своих  грехах. Священник, также согласно  закону, был обязан доносить властям  обо всем противозаконном, ставшим  известным на исповеди. Превращение  церкви в бюрократическую контору,  стоящую на охране интересов  самодержавия, обслуживающую его  запросы, означало уничтожение  для народа духовной альтернативы  режиму и идеям, идущим от  государства. Церковь стала послушным  орудием власти и тем самым  во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

 

 

       Изменения в области науки, культуры и быта.

  Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зару- бежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

  Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

   Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

  Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

  С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

  В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

   С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

  В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

   Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

  Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

  Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

                Современные аспекты реформ.

  Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества,а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения.

   Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть.

  Чтобы осуществить реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу.

   Кроме того, для реформы необходимо неединовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл — 2-3 поколения; именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.

  Основой перестройки стала идея материализации власти. Бюрократическая номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти много, а крупной собственности — нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо "материальные" истоки и именно вследствие этого шло "сверху". Народ ждал перемен, но являлся для реформаторов "человеческим фактором".

  Мы, люди XXI века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди XIX века воспринимали их острее, глубже. Некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закреплённые при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.

 

                   

                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Преобразования первой четверти ХVIII в. носили прогрессивный характер.

  Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной.

   Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр 1 не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

  Реформы первой четверти ХVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это “действительно великий человек”,- сказал о Петре I Ф. Энгельс.

 Противоречивая, во многом объясняемая  особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.

Описать подробно все преобразования Петра Великого и их значение в жизни русского общества на 10 листах, конечно же, невозможно, поэтому в своей работе я постаралась изложить вкратце сущность наиболее важных реформ, проведённых великим императором.

 

         

     Список использованной литературы.

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ.-Л.,1990.
  2. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: Культура. 1990.
  3. Павленко Н.И.  Петр 1 и его время.-Л.,1990.
  4. Мавродин В. В. Рождение новой России. С.-П.: ЛГУ. 1988.
  5. Буганов В. И. Петр Великий и его время. М.: Наука. 1989.
  6. Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1.

 М., 1846 г.

 

                  

 

                  СОДЕРЖАНИЕ:

 

     План контрольной работы………………………………………………2

Введение………………………………………………………………….3

Исторические условия  и предпосылки Петровских реформ………….4

Военные реформы Петра 1……………………………………………...5

     Реформа государственного управления………………………………...6

     Реформа сословного устройства русского общества…………………..7

     Церковная реформа………………………………………………………7

     Изменения в области науки, культуры и быта…………………………8

     Современные аспекты реформ…………………………………………..9

     Заключение……………………………………………………………....10

     Список использованной литературы…………………………………...10

 


Информация о работе Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны