Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:24, контрольная работа
Объективная необходимость проведения преобразовании в экономической, политической , культурной сферах российского общества.
Реформы Петра 1: цели и результаты.
Внешняя политика Петра 1.
Введение.
Объективная необходимость проведения преобразовании в экономической, политической , культурной сферах российского общества.
Реформы Петра 1: цели и результаты.
Внешняя политика Петра 1.
Заключение.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет
им. Катанова»
Институт экономики и управления
Контрольная работа по дисциплине: Всеобщая история
Тема:
Петр I: преобразование традиционного российского общества и государства.
Выполнила: Мухамеджанова Альфия, МБ-12
Проверила: Мамышева Е.П.
Абакан, 2013
План:
Введение.
Заключение.
Введение
Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования. За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот, Россия превращается из деспотического государства в Великую империю. Развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России.
Цель нашей работы рассмотреть
основные преобразования Петра I в политической,
социально-экономической и
Объективная необходимость проведения преобразований в экономической, политической, культурной сферах российского общества.
Петр Великий решительно порывает с национальными традициями русского самодержавия и превращается в типичного представителя западного абсолютизма. Петр Первый с полным правом мог бы повторить слова Людовика-Солнца: “Государство — это я”.
Как и Сталин, Петр считал, что он может поступать всегда, как он считает
нужным. Петр I выводит идею своей власти не из религиозных начал, не из православия,
а из европейских политических идей. Это сказывается даже в его внешнем виде.
Он сбрасывает парчовые одежды Московских царей и появляется всегда или в
европейском камзоле, или в военном мундире.
Свою идею безграничности власти царя — идею совсем чуждую самодержавию, Петр заимствовал у английского философа Гоббса, одного из видных представителей так называемой школы естественного права. Петр I, как, и Гоббс, как и все другие философы их школы, ищет основы царской власти уже не в вере, не в религиозном предании, а в народной воле, передавшей власть его предкам. Такое совершенно ложное понимание идейных основ самодержавия и послужило началом той сокрушительной революции, которую Петр I провел во всех областях жизни. Ключевский так оценивает внешнюю политику Петра: “Петр следовал указаниям своих предшественников, однако, не только не расширил, но еще сузил их программу внешней политики.
Внешняя политика Петра была нисколько не лучше внутренней: она была такая же
непоследовательная и нелепая, как и внутренняя.
Так главная задача, стоявшая перед Петром после Полтавы решительным ударом
вынудить мир у Швеции, разменялась на саксонские, мекленбургские и датские
пустяки, продлившие томительную девятилетнюю войну еще на 12 лет. Кончилось
это тем, что Петру... пришлось согласиться на мир с Карлом XII...” “Петр
обязался помогать Карлу XII вернуть ему шведские владения в Германии, отнятию
которых он сам больше всех содействовал и согнать с польского престола своего
друга Августа, которого он так долго и платонически поддерживал”.
Управлять Россией Петру было некогда, он большую часть своего времени то
метался из одного конца страны в другой, то путешествовал по Европе. Для того
чтобы править по-настоящему Россией, у него просто не хватало времени.
Воображаемый парадиз Петру был дороже живых людей. Царь-революционер ничем в
этом отношении не отличался от своих почитателей большевиков. Восхваляют
Петра большевики, конечно, не зря. Смысл этих восхвалений таков. Смотрите
какие зверства проделывал над Русью Петр, когда он захотел завести
европейские порядки. И все историки за это называют его раболепно великим.
Почему же нас осуждают за жестокость. Мы ведь тоже делаем жестокости во имя
блага будущих поколений. Разница только в том, что Петр строил европейский
парадиз, а мы для вас, дураков, строим парадиз социалистический на основе
европейских же идей.
Трудовой режим на Петровских фабриках и заводах мало чем отличался от режима
большевистских концлагерей. Работные люди надрывались над работой от зари до
зари, иногда по восемнадцать часов в сутки. В рудниках работали по пояс в
воде, жили впроголодь. Люди гибли сотнями от недоедания, от непосильной
работы, от заразных болезней. Тех, кто протестовал против этого каторжного
режима, ждало каленое железо, батоги, кандалы. Для того, чтобы превратить
ненавистную ему Московию в “европейский парадиз”, Петр не жалел людей.
Кормили впроголодь. Один из иностранцев — современников Петра писал, что
содержание русского рабочего “почти не превышало того, во что обходится
содержание арестанта”. Интересно, что бы запели почитатели Петра, если бы им
пришлось побыть в шкуре строителей немецко-голландского парадиза, возводимого
Петром.
В оценке преобразовательной деятельности в области экономики Ключевский, как
и во всех своих оценках Петра опять противоречит себе. То он заявляет, что
“Петр был крайне бережливый хозяин, зорким глазом вникавший в каждую мелочь”,
то заявляет, что Петр был “правителем, который раз что задумает, не пожалеет
ни денег, ни жизни”, то есть вторая оценка начисто опровергает первую. Верна
вторая оценка. Петр был
“бережливым хозяином”
раз что задумают, то “не пожалеет ни денег, ни жизней”. Только почему-то
большевиков за подобный тип хозяйствования зачисляют в губителей народного
хозяйства, а Петра I в гении.
Достижения в области культуры в эпоху Петра очень незначительны, хотя по его
приказу и было переведено с иностранных языков около 1000 книг. Петровские
“реформы”, как теперь известно, не только не способствовали культурному
развитию России, но, по мнению историков, даже задержали на полстолетия
поступательный ход развития русской культуры.
Постоянные набеги, пожары и время истребили большинство памятников русской
деревянной архитектуры. Но по сохранившимся древним каменным церквам мы можем
судить, что русская архитектура
развилась с стремительной
исключительно скоро освободившись от подражания византийской архитектуре.
Свидетель этому чудеснейший образец церкви на Нерчи, построенной уже в 1165
году. Петр нанес страшный урон русскому национальному искусству:
“Эпоха Петра Великого разделяет историю русского искусства на два периода, резко
отличающихся друг от друга, второй не является продолжением первого. Путь, по
которому шло развитие в первом периоде, вдруг пресекается, и работа, приведшая
уже к известным результатам, как бы начинается сначала, в новой обстановке и
при новых условиях: нет той непрерывности, которая характеризует развитие
искусства в других странах, — пишет Г. К. Лукомский в своей книге “Русская
старина”.
И, действительно, Петр Первый изменил все, что имело внешнюю форму. Только
русская музыка не имела внешней формы и только поэтому она сохранила после
Петра свою исконную русскую сущность. Из усилий Петра повысить культурный и экономический уровень современного ему
русского общества, ничего не получилось. Тысячи переведенных с иностранных
языков книг, переведенных варварским, малопонятным слогом, продолжали лежать
на складах. Их никто не хотел покупать, как никто не хочет сейчас покупать
сочинений Ленина и Сталина. Позже большинство этих книг были использовано на
переплеты позднее изданных книг.
История сыграла с Петром I, как и со всеми революционерами, жестокую шутку.
Из его утопических замыслов почти ничего полезного не получилось.
Всероссийскую кашу, заваренную Петром из заморских круп, которая оказалась и
“солона и крутенька”, пришлось расхлебывать детушкам замордованных Петром
людей. Прошло уже более двух с половиной столетий, а детушки все еще не могут
расхлебать эту кашу.
Если со времени Петра Европа была проклятием России, то единственное спасение
после падения большевизма, заключается в том, чтобы вернуться к национальным
традициям государственности и культуры.
Вернуться к национальным принципам Москвы, это значит вернуться к
политическим принципам Москвы, это значит вернуться к политическим принципам,
проверенным народом в течение 800 лет.
Не все дано человеку переделывать по собственному вкусу. “Попробуйте, — писал
незадолго перед смертью известный писатель М. Пришвин, — записать песню
соловья и посадите ее на иглу граммофона, как это сделал один немец.
Получается глупый щебет и ничего от самого соловья, потому что сам соловей не
только один со своей песней: соловью помогает весь лес или весь сад. И даже
если рукою человека насажан сад или парк, где поет соловей — все равно:
человеком не все сделано, и человек не может сделать того, о чем поет сам
соловей”.
Реформы Петра I : цели и результаты.
Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.
Каковы же были предпосылки петровских реформ?
1. Россия была отсталой
страной, что представляло
2. Промышленность развивалась,
но она по своей структуре
была крепостнической, и по
объему и по техническому
3. Сельское хозяйство
отличалось рутинными
4. Русское войско в
значительной своей части
5. Сложный государственный аппарат.
6. Отставала Россия и в области духовной культуры.
Сразу же по вступлению на престол
Петр I приступил к реформам, преследуя
единственную цель: создание мощного
обороноспособного государства
с высоким международным
Информация о работе Петр I: преобразование традиционного российского общества и государства.