Петр I: преобразование традиционного российского общества и государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Объективная необходимость проведения преобразовании в экономической, политической , культурной сферах российского общества.
Реформы Петра 1: цели и результаты.
Внешняя политика Петра 1.

Содержание работы

Введение.
Объективная необходимость проведения преобразовании в экономической, политической , культурной сферах российского общества.
Реформы Петра 1: цели и результаты.
Внешняя политика Петра 1.
Заключение.

Файлы: 1 файл

кр по истории.docx

— 60.96 Кб (Скачать файл)

 

Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного  плана. Чаще всего они носили спорадический  характер в виде реакций на те или  иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и непосредственными  стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в  Северной войне (1700—1721), и как следствие, необходимость создания сильной  армии и флота, эффективной системы  управления, развитой экономики и  т. д.

 

Характер реформ

 

Насущная необходимость  преобразований при недостаточной  зрелости их

предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали

насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям

основание назвать их “революцией сверху”.

Однако внешне резкий разрыв с “Московской Россией” и православной традицией

при весьма низком уровне средств  и ресурсов, накопленных обществом  в

предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и

европеизация сочетались с укреплением сущностных основ  российской

цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.

 

Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав

служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем

привилегированным сословием  страны. Эти изменения происходили  на базе

укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать  как

самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические. С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;  растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.

 

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в  составлении программы реформ, так  и в процессе их осуществления  Петр не играл главной роли (которая  была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

 

Реформы государственного управления

С первых лет правления  Петра прослеживалась тенденция  снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя  канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших  отдельными приказами.

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся  в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно  действующее высшее правительственное  учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами  государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались  коллегиально, на общем собрании и  подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать  решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал  часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его  членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом  появилась должность фискалов. Обязанность  обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном  надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и  злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный  в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись  прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело  силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель  обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство  мог принимать решения, но для  их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена  реформа исполнительных органов  управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

 

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.

Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия —  военно-морские дела, флот.

Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные  тяжбы, сделки на куплю-продажу земли  и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.

Камер-коллегия — сбор доходов  государства.

Штатс-контор-коллегия —  ведала расходами государства,

Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

Коммерц-коллегия — вопросы  судоходства, таможни и внешней  торговли.

Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.

Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства. Занималась гражданским и уголовным  судом.

Духовная коллегия или  Святейший Правительствующий синод  — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха.

Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления.

 

С 28 февраля 1720 года Генеральный  регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном  аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Центральное место в системе  управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных  преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении  самого императора.

Кроме того действовали Соляная  контора, Медный департамент, Межевая  канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и  Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный  магистрат.

Коллегии подчинялись  Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются  историками.

 

 

Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена  областная реформа с целью  укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии  снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе  с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в  казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые  административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная  реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила  число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена  вторая областная реформа, ликвидировавшая  доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе  с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора  остались только военные и судебные дела.

 

 

Судебная реформа

ри Петре радикальным  изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат  и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — гофгерихты или надворные  апелляционные суды в крупных  городах, и провинциальные коллегиальные  нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в  посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

 

 

Контроль над  деятельностью государственных  служащих

Для контроля за исполнением  решений на местах и уменьшения повальной  коррупции с 1711 года учреждалась  должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать»  все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать  доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся  царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал  связь с подчиненными фискалами  через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов  (существовала в 1712—1719 гг.).

В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись  Юстиц-коллегии, с учреждением в  январе 1722 г. должности генерал-прокурора  были поднадзорны ему. C 1723 г. главным  фискалом стал генерал-фискал, назначаемый  государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи  с этим фискальская служба вышла  из подчинения Юстиц-коллегии и вновь  обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

 

 

Реформы армии  и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных  по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные  специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта  Морская академия. В 1716 году был издан  Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия  и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К  концу царствования Петра численность  регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

 

 

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной  юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов  нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита  Рязанского Стефана Яворского, получившего  новый титул Блюстителя патриаршего  престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе  и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом  над монастырскими крестьянами  и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия  указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому  царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая  автономию духовенства и полностью  подчинившая его государству. В  России было упразднено патриаршество  и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший  Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались  Императором и приносили ему  верноподданническую присягу при  вступлении в должность. Военное  время стимулировало изъятие  ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию  церковно-монастырских владений, которая  была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

Информация о работе Петр I: преобразование традиционного российского общества и государства.