Петр I: внутренняя и внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Время правления Петра Великого (1689 – 1725). Особенность петровских реформ состоит в неясности хронологии преобразований. Точно сказать, когда начались реформы, мы не можем. Условной гранью начала их следует считать рубеж XVII и XVIII веков, а конец приходится на 1725 год, когда со смертью Петра, реформы оборвались. Преобразования в различных сферах начинались в разное время, и поэтому, надолго растянулись, что для русского общества оказалось весьма мучительным испытанием. Реформаторский процесс проходил в «рваном» ритме, реформы не согласовывались между собой и создаваемые элементы новой государственной и социальной структуры долгое время не сочетались в единое целое.

Содержание работы

Реформы Петра I…………………………………………………… стр. 3
Укрепление абсолютной монархии, её основные черты……….. стр. 10
Внешняя политика Петра I……………………………………….. стр. 13
Пётр I в оценке отечественной историографии………………… стр. 17
Список использованной литературы……………………………. стр. 24

Файлы: 1 файл

История.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по учебному курсу

«Отечественная история»

Тема 9. «Петр I: внутренняя и внешняя политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1-го курса заочной формы обучения

специальности (№ 080105

«Финансы и  кредит»)

КОПЫЛОВОЙ Анны Викторовны

Группа № 671-1101

Шифр № 0867009

 

 

 

Преподаватель: Силеенков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

П С  К О В

2008

 

Содержание

 

 

  1. Реформы Петра I……………………………………………………  стр. 3
  2. Укрепление абсолютной монархии, её основные черты……….. стр. 10
  3. Внешняя политика Петра I……………………………………….. стр. 13
  4. Пётр I в оценке отечественной историографии………………… стр. 17
  5. Список использованной литературы……………………………. стр. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы Петра I.

 

Время правления Петра Великого (1689 – 1725). Особенность петровских реформ состоит в неясности хронологии преобразований. Точно сказать, когда начались реформы, мы не можем. Условной гранью начала их следует считать рубеж XVII и XVIII веков, а конец приходится на 1725 год, когда со смертью Петра, реформы оборвались. Преобразования в различных сферах начинались в разное время, и поэтому, надолго растянулись, что для русского общества оказалось весьма мучительным испытанием. Реформаторский процесс проходил в «рваном» ритме, реформы не согласовывались между собой и создаваемые элементы новой государственной и социальной структуры долгое время не сочетались в единое целое.

Государственные преобразования Петра отчетливо делятся на два  этапа. Первый начинается с конца XVII века и продолжается до 1711 года, затем, до 1717 года, идет лишь некоторая корректировка. С конца 1717 – начала 1718 года наступает второй этап реформ, и активность реформаторской деятельности резко возрастает.

При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го – начале 1718 года. Реформа органов власти во многом была продиктована войной.

Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Её сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружение, обмундированием, дисциплиной, уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

Офицерский состав формировался, прежде всего, из дворян. Недоросль  из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы – артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников, прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменять орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. В пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.

В годы царствования Петра  в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия. Промышленное строительство петровской эпохи проходило в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не менее двухсот мануфактур разного профиля, возникло не менее двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз больше чем было их в конце XVII века, и это при еще более впечатляющем росте объема продукции.

Идеи принуждения в  экономической политике совпадали  с общими идеями «насильственного прогресса», которые практиковал в ходе своих  реформ Петр.

Обладая огромными финансовыми  и материальными ресурсами, правом неограниченного пользования землей, ее недрами и водой, государство взяло на себя регулирование всего, что связано с производством, начиная от размещения предприятий и кончая номенклатурой необходимой продукции. То же происходило и с торговлей. В системе, возданной при Петре государственной промышленности и торговли возникли и последовательно отрабатывались принципы и приемы административного управления экономикой, чего ранее в таких грандиозных масштабах не знала российская история. Петр энергично взялся и за создание мануфактур в легкой промышленности. Предприятия основывались с оптимальным приближением к источникам сырья, на их строительстве использовали дешевый труд местного населения, из него же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих.

Создание собственной  промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли – главным образом для получения  прибыли с ходовых товаров  внутри страны и вывоза за рубеж  товаром, которые бы дали государству  деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным способом – введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри страны, так и вне ее.

Разграбления, поджоги помещичьих усадеб, убийства и пытки их обитателей были, несомненно, свидетельством не только мести, но и более серьезных, социальных противоречий.

Задумывая областную реформу, Петр был убежден, что это не может привести к ослаблению центральной власти. Известная децентрализация должна была усилить, сосредоточить административную, судебную, а главное, финансовую власть в руках представителя царя – чиновника высокого ранга, каким был губернатор. Он был наделен несравненно большей властью, чем прежний воевода. Губернская реформа стала как бы лесами и для возведения следующего этажа бюрократического здания самодержавного управления. Целью губернской реформы было стремление упорядочить финансы. Реформа привела к резкому усилению административного аппарата, созданию на местах разветвленной сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников – новой инфраструктуры. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции – на уезды (дистрикты).

Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Суть преобразований состояла в изменении структуры, компетенций и состава высшего правительственного учреждения – Сената – в целях приспособления его к системе новых центральных учреждений – коллегий. Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное – коллегиями и другими центральными учреждениями.

В конце 1717 – начале 1718 года началась коллежская реформа. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчиняли Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

    1. Коллегия Чужестранцев (иностранных дел);
    2. Воинская коллегия (занимавшая комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);
    3. Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);
    4. Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);
    5. Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства, главные статьи расхода – содержание армии и флота);
    6. Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);
    7. Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);
    8. Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);
    9. Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);
    10. Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т.д.).
    11. Духовная коллегия (1721 г.) или Синод, управляющий делами церкви.

Все коллегии имели конторы  в Москве, некоторые – Камер- и Юстиц-коллегия – располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

Судебная реформа, проведенная в 1719 г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных  судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворных в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно («изо взятков»), по распоряжение высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.

Серьезные изменения произошли в положении церковной реформы, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. После смети патриарха Адриана (1700 г.) был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

В 1721 г. был образован  Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский  архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент  Синода – Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым, приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в «мирские дела и обряды не входить ни для чего». Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить «измену или бунт» В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода.

Церковь лишалась самостоятельности  и превращалась в составную часть  государственного бюрократического аппарата.

В 1719 году началась реформа податного обложения и закончилась в 1724 году. Смысл этой реформы в том, что вместо десятков различных мелких налогов, шедший непосредственно на нужды армии. Помимо финансового эффекта реформа привела к существенной перемене в судьбе регулярной армии.

Время петровских реформ, - это переломная эпоха в истории России. Петр I проводил реформы с огромным размахом, энергией, смелостью, ломая старые учреждения, решительно отказываясь от вековых привычек и предрассудков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Укрепление абсолютной монархии, её основные черты.

 

Идея абсолютной монархии появляется в России еще во время правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайлович был сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» и свободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлении был Иван Грозный. В.Ф. Антонов. «Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века». М., 1984 г. с. 113

Информация о работе Петр I: внутренняя и внешняя политика