Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 09:07, контрольная работа
Время правления Петра первого одно из значимых периодов для России и дальнейшего ее формирования. Чтобы выяснить взгляд иностранцев на Россию во времена Петра первого выделим ее крупнейшие этапы, в которых наша родина сыграла главную роль. Это даст нам возможность понять, чем она была в глазах всего мира и что представляет собой теперь. Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела - все получило страстную и весьма противоречивую оценку современников и потомства. Для одних он - антихрист, для других - земной бог. Предпосылками реформ Петра I являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра I, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.
Содержание:
Введение
Время правления Петра первого одно из значимых периодов для России и дальнейшего ее формирования. Чтобы выяснить взгляд иностранцев на Россию во времена Петра первого выделим ее крупнейшие этапы, в которых наша родина сыграла главную роль. Это даст нам возможность понять, чем она была в глазах всего мира и что представляет собой теперь. Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела - все получило страстную и весьма противоречивую оценку современников и потомства. Для одних он - антихрист, для других - земной бог. Предпосылками реформ Петра I являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра I, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений. Петр первый внес большое значение в формировании взглядов на Россию. После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений, мало задумываясь о том, что они не имели здесь органичной предыстории. Его политика объединяла православное государство и структуры государств западного мира. Пётр стремился ввести Россию в западное сообщество в качестве равноправного члена сохранить ее политическую независимость, в то время как западный образ жизни получил преимущественное признание.
Преобразования Петра I и взаимодействие России с Западом в начале XVIII века.
Если рассмотреть политику Петра Алексеевича, то ориентация на запад была ответной реакцией Петра на оказанное давление в виде вооруженной агрессии Запада. Уже первые боевые столкновения показали относительную слабость России и без западных технологий у нее не было шансов. Неудовлетворительное состояние русской военной техники послужило тем вызовом, ответом на который стали Петровские реформы. В результате чего последовал успех в бою под Полтавой в 1709 году с шведами, а затем, век спустя и победа над самим Наполеоном. Также реформы Петра значительным образом повлияли на взгляды западных держав на Россию. После его преобразований страна получила статус «морской державы», стремительный промышленный рост и реформирование всех институтов власти.
Историки пришли к выводу что Россия задолго до петровских преобразований созрела для новых реформ. Перемены в Российской империи начали созревать еще при царях – Михаиле и Алексее, отце и деде Петра Великого, но его действия решительным образом отличались от его старших родственников. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. После того как он сверг сестру Софью соперницу и несколько лет посвятил утехам и забавам он повзрослел, набрался опыта и после чего уже и взялся за Россию.
В 1721 году Петр первый
провозгласил себя императором
России и установил право
Сам Петр первый
активно интересовался
Дания и Саксония заключили Северный союз, оформив договор с Россией против Швеции, Дания вскоре капитулировала, но царя это не смутило и более того не помешало очистить земли от шведов по берегам Невы. После сокрушительной победы над шведами под Полтавой Европа была потрясена мощью Российской державы, после чего презрение сменила на страх и уважение. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине. Саксония и Дания воспрянули духом и Северный союз был восстановлен. В действительности же Англия и Голландия не желали полного поражения Швеции и усиления России на Балтике. Это привело к распаду коалиции и заключению 4 августа 1717 г. русско-французском союза: Париж обещал посредничество в переговорах России со Швецией, истощенной до предела длительной войной. Но после многочисленных побед возникли трудности с турецким султаном и шведским королем. С ними не было достигнуто перемирия и пришлось воевать на севере и на юге одновременно. После чего 12 июля стороны пришли к соглашению в котором было сказано, что Россия возвращает Турции Азов, выводит войска из Польши, не имеет постоянного дипломатического представительства в Стамбуле, и прекратить помощь донским казакам, запорожцам. А также по возможности заключить мир с Карлом седьмым и позволить ему возвратиться обратно в Швецию. Далее последовала война в Финляндии, принадлежавшая тогда Швеции, продлившаяся до 1721 года.
Представители передовой русской общественной мысли оценивали деятельность Петра, как человека понявшего и осуществившего действительные потребности своего времени и своей страны. Яркое отражение социально-экономических и политических сдвигов в общественной жизни было отражено в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет «Рассуждение …» о причинах войны с Швецией, подготовленное П. П. Шафировым вице-канцлером по поручению царя. Это был первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался без её участия. Петр Великий - одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Подписание Ништадтского мирного договора явилось знаменательным итогом длительной войны, значение которого трудно переоценить в истории России. Чтобы прославить свое имя в веках, Петру было достаточно одного завоевания Прибалтики. Россия решила в его царствование свою главнейшую внешнеполитическую проблему, которую она безуспешно пыталась выполнить два столетия. Теперь договор «открывал» для России «окно в Европу», а сама она приобретала нормальные условия для экономических и культурных связей с передовыми странами континента. Петербург, Рига, Ревель и Выборг становились важнейшими внешнеторговыми центрами страны. Развитие отношений России с Западом и Востоком в ХVIII в. в значительной мере обусловливалось национальными интересами растущего Российского государства и было направлено на укрепление безопасности его границ, повышение международного авторитета страны, территориальные приобретения.
В истории наблюдается интересный парадокс – большинство западных стран, в то время, даже не догадывались о существовании такой огромной страны, как наша…В курсе были только приграничные страны, такие, например, как Польша.
Эпистолярное наследие европейских вельмож о России.
Британцы впервые проложили дорогу в далекую и неизведанную Московию в 1553 г., когда там побывал мореплаватель Ричард Ченслер. Без сомнения, визит Петра I в Англию в 1698 г. стал отправной точкой сложного и длительного процесса «узнавания» британцами России.
Конкретным примером отношения к России зарубежных стран, может послужить эпистолярное наследие британского посланника Чарльза Уитворта. Его произведения содержат немало свидетельств о России того времени. 2 сентября 1704 года Уитворт был назначен чрезвычайным посланником в Москву. При дворе Петра I Уитворт находился в течении пяти лет. Во время своего пребывания в России Уитворт отправлял подробные донесения в Лондон, текст которых сохранился в нескольких томах Сборника Русского исторического общества. В 1710 году он также написал небольшое произведение «Россия в начале XVIII века». Как и многие другие иностранцы, посещавшие нашу страну Уитворт остановился на описании «владений царя, доходов и военной силе», которое бы могло помочь предугадать исход Северной войны. По мнению британца Россия обладала «почти равной по площади остальной Европы» территорией, но испытывающей «острую нехватку в природных богатствах и численности населения». Говоря о населении о выделял тех, кто зовется «московитами», а остальную «массу», которая «мало способствует усилению страны» (лапландцы и самоеды «слишком неспособны и вялы, несколько татарских народов слишком дики, а от казаков польза невелика, так как у них слишком много свобод и привилегий»). По подсчету британца «в России проживало 4200 000 душ», которые он разделил на три степени: знать, называемую князями; помещиков, называемых дворянами и крестьян. Из-за тягот жизни, по мнению Уитворта, русский народ «не задумываясь идет на смерть и мучения и обладает таким пассивным мужеством и суевериями». Так же Уитворт затронул процесс секуляризации, проходивший при Петре I, который «под благовидным предлогом отобрал» монастырские деньги и доходы.
Важнейшее место в русско-английских отношениях всегда занимала торговля и Уитворт отметил значительное увеличение английских судов в торговых портах России.
Важное место в посланиях Уитворта занимали флот и вооруженные силы России, наблюдения за которыми являлись первоочередными для английского дипломата. Также он не мог не отметить заслуг самого царя, который за десять лет «усовершенствовал свою империю больше чем любой другой смог бы сделать в десятикратно больший срок, и что еще более удивительно- с делать это без какой бы то ни было иностранной помощи, вопреки желанию своего народа, духовенства и главных министров, одной лишь силою своего гения, наблюдательности и собственного примера». Что примечательно англичане отмечали тот факт, что все реформы Петра первого проводились по европейским «лекалам». И немаловажную роль в проведении реформ играли иностранные специалисты, правительство которого в свою очередь неохотно отпускали на службу своих мастеров в Россию. Тем не менее число британских специалистов было заметным. Но Уитворт успел заметить недружелюбное отношение англичан к русским во времена «Северной войны», которые всячески превозносили шведов и пренебрежительно относились к действиям Петра.
В конце своей службы Уитворт откровенно просился домой на Родину. Он устал от пребывания в России и ссылался на то, что утратит хорошие манеры и знания языков если еще задержится на чужбине…
Следует отметить, что увлечение западных исследователей жанром биографии Петра I привело к появлению многих популярных сочинений, рассчитанных на широкий круг читателей, не слишком хорошо знакомых с русской историей. Вообще на западе в те времена образ России очень популярен и даже появился определенный литературный жанр - “Россика”, - заметки о Московии.
В истории наблюдается интересный парадокс – большинство западных стран, в то время, даже не догадывались о существовании такой огромной страны, как наша…В курсе были только приграничные страны, такие, например, как Польша.
В последствии конечно о нашей стране узнали благодаря купцам, ремесленникам, инженерам, военным, ученым, специалистам по отдельным отраслям знаний, дипломатам, путешественникам, разведчикам, авантюристам и просто искателям счастья, которые прежде всего описывали столицу России, которая «широко раскидывался в основном по ровной местности, не сдерживаясь никакими пределами, ни рвом, ни стенами, ни какими-то другими укреплениями».
В средневековой Руси особой популярностью у иностранцев пользовался Николай чудотворец.
Большая часть новых
городов и городков Московского государства
возникала не вследствие экономических
потребностей страны, но вследствие государственных
соображений, по распоряжениям правительства.
Многие иностранцы, в том числе англичане останавливались на рассмотрении состояния вооруженных сил российского государства.
«Непохожесть» и огромные территории России бросались в глаза приезжим с запада. Многим из них в том числе сподвижникам Петра Патрику Гордону, Францу Лефорту, страна казалась «полудикой» и отсталой. Несмотря на то, что иностранцы зачастую могут не понять какой-либо аспект жизни местного населения, — а то что люди не понимают, они часто не любят, — в то же время иностранцы отмечают те детали, которые и сам народ и его ученые не замечают в силу того, что для них это не является «необычным». Например, в мемуарах Герцога Лирийского рассказ о Елизавете Петровне, будущей императрице. “Принцесса Елисавета, дочь Петра Первого и царицы Екатерины, такая красавица, каких я никогда не видывал. Цвет лица её удивителен, глаза пламенные, рот совершенный, шея белейшая и удивительный стан. Она высокого роста и чрезвычайно жива. Танцует хорошо и ездит верхом без малейшего страха. В обращении её много ума и приятности, но заметно некоторое честолюбие”.
«Фридрих Христиан Вебер (? –1739) — ганноверский посланник, затем представитель интересов английского двора в России в 1714–1719 гг. Круг тем в «Записках о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера»: петровские реформы, их значение, реакция в обществе; личность Петра I; международные отношения России и европейских стран; события последних лет царствования Петра; быт и нравы русского народа и др. «Но вообще, трудно сломить их упорство, или искоренить вполне зло в сердцах их. От этого и происходит, что поездки многих молодых Русских бояр, предпринимаемые с полными кошелями, но без надлежащего указания и руководительства, ни к чему иному не служат, как к заимствованию из Германии и других стран всего дурного лишь, с приправою добра, из чего, по возвращении в Россию, образуется такое смешение с Русскими пороками, которое влечет вполне к духовной и телесной испорченности и с трудом дает место в России действительной добродетели и истинному страху Божию. Иные Русские, в свои заграничные поездки, за вежливость свою и заимствованное доброе обращение, приобрели себе любовь и уважение некоторых Немцев, которые, основываясь на таких примерах, вывели заключение, что Русский, вообще, почтенный и добропорядочный человек, и что, следовательно, царь мог сделать своих подданных истинными людьми. Но послать хоть одного такого Немца в Россию, и пусть он отыщет сказанных путешествовавших молодцев, которых там не одна тысяча, и за тем спросить его: узнает ли он всех их? Он, наверное, скажет в ответ, что большая часть их (не говорю все) очень похожи на древние поэтические превращения, что они не только отбросили заимствованную в чужих странах вежливость и лишь заученными движениями тела (души они не воспитывают) выражают какую-то невыносимого рода дворскую любезность, но и вполне продолжают вести свой прежний образ жизни. При всем том, полагаю, что отдельные, по природе добрые, Русские люди, оставаясь в Германии, могут очень хорошо воспитать себя и усовершенствоваться, и неоднократные примеры доказывают, что можно Русского юношу, вследствие присущих почти всему Русскому народу хитрости и смышлености, при хорошем воспитании и руководстве вне отечества, довести до такого же совершенства, как и детей других христианских народов. Те знатные Русские, которые до сих пор проживают в Германии или возвратились уже домой и сделались известными своими способностями, разумностию и благонравным поведением, подтверждают это и служат укором своим одноземцам». [Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера // Русский архив. М., 1872. с. 1076–1078].
Иоганн Георг Корб (1672–1741) — посол императора Леопольда I в России в 1698 г. В «Дневнике» представлены темы: особенности внутренней политики России, Стрелецкий бунт, личность и деятельность великого князя Петра Алексеевича, дипломатические дела, нравы русских и др. «Так как москвитяне лишены всяких хороших правил, то, по их мнению, обман служит доказательством большого ума. Лжи, обнаруженного плутовства они вовсе не стыдятся. До такой степени чужды этой стране семена истинной добродетели, что сам даже порок славится у них, как достоинство. Но не думайте, однако, что я желаю внушить вам то убеждение, что все жители этого царства, по их невежеству и гордости, имеют такое понятие о добродетели. Между столиким количеством негодной травы растут также и полезные растения, и между этим излишеством вонючего луку алеют розы с прекрасным запахом: в этих людях процветают тем большие добродетели, чем труд их развития был тяжелее. Но мало таких, которых или праведный полюбил Зевс, или вознесла блестящая добродетель в эфирные области, где эти редкие светила кроются перед взглядом прочих, коснеющих в невежестве и пороках. Прочие необразованны, слабы и тупы умом; они иногда, разинув рот и вытаращив глаза, с таким любопытством глядят на иностранцев, что даже себя не помнят от удивления. Однако к числу этих невежд не принадлежат люди, образовавшиеся государственными или деловыми занятиями, равно как и те, которым недавнее путешествие показало, что не в одной только Московии светит солнце». [Дневник. М., 1868. c. 279]
Джон Перри — английский кораблестроитель, приглашенный Петром в Россию. В России с 1698 по 1715 гг. В книге «Состояние России при нынешнем царе» рассмотрены темы: личность и деятельность Петра, кораблестроительное производство, описание народов России, быт и характер русских и др. «… они постоянно перетолковывают неправильно свои слова и изменяют своему слову. Вследствие этого в стране этой между иностранцами существует поговорка: “Если ты хочешь знать, честный ли человек Русский, то посмотри, растут ли волосы на ладони его: если нет, так и не жди честности!” Когда они льстят, расточая ласковые речи, и с клятвой уверяют вас в своем уважении (что и есть обыкновенный их способ поставить вас в зависимость от них, и что они делают в отношении друг друга, равно как и в отношении иностранцев), то вы всегда должны быть на стороже, потому что можете быть уверены, что они имеют намерение предать вас. Чувство стыда вообще так мало в них развито, и так мало связано с понятием о низком деле, что быть хитрецом в народе считается похвальным качеством; они говорят: «Этот человек понимает свет, и несомненно будет иметь успех». Об честном человеке они говорят: «Он глуп и не умеет жить» (Un Cloup nemeit shiet). Они так мало уважают свое собственное слово, и понятие о чести так мало имеет для них значения в истинном смысле его, что на языке их не существует даже слова, чтоб выразить это понятие». [Состояние России при нынешнем царе. М., 1871. С. 139–140]