Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:45, реферат
Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Рассмотрение характера государственных реформ Петра, их причин и последствий и является целью данной работы.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:
- изучение предпосылок петровских реформ;
- выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;
- краткого изложения основных положений военной реформы;
Глава 1.Предпосылки реформ Петра I.
1.1Причины петровских реформ. Сторонники и противники реформ…....….4
Глава 2. Петровские реформы.
2.1 Военная реформа…………………………………………………………..…6
2.2 Реформы государственного аппарата, органов власти и управления…....10
2.3 Отмена патриаршества. Церковная реформа……………………………...11
2.4 Реформы органов власти и управления……………………………………12
2.5 Реформы в области культуры и быта. ……………………………………..13
Глава 3. Итоги петровских реформ…………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………
В ревизские списки вносилось только мужское население – от грудных младенцев до дряхлых стариков. Оно было обязано платить ежегодный денежный налог – подушную подать, от которой были освобождены только дворяне и духовенство. Усиления налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр был вынужден издать указ, запретивший уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Тем самым было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники должны были жить в городах и записываться в цехи. Городское население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными («подлыми») гражданами стали те, кто не имел собственности.
Итак,
Петр ставил своей целью создание
могущественного дворянского
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок. По которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только «худородные», но и даже люди «подлого» происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. При выборе ближайшего окружения Петр руководствовался исключительно практическим соображением – деловыми качествами и благонадежностью. Никогда бывший пироженщик А. Меншиков не вознесся бы на вершину власти, если бы не встреча с Петром. А, например, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга был юнгой на португальском корабле.
Генерал-прокурор Сената пас свиней, а вице-губернатор Архангельской губернии был из крепостных Шереметьева, который подал в 1699 г. Петру проект о введении изобретенной им гербовой бумаги, получил вольную и был принят на военную службу. Таким образом, ясно видно, что Петр больше не руководствовался прежними установками о знатности происхождения и родовитости при подборе важных людей для руководства государством.
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.
Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезных изменений в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Нововведения в области в области культуры, как и остальные реформы, подвергались явному и скрытому неприятию, многие элементы культурной жизни доводилось насаждать довольно резкими методами. После возвращения из-за границы с Великим посольством Петр произвел войну с бородами.
Принимая бояр, молодой царь взял ножницы и стал резать им бороды, что вызвало шок даже у сторонников Петра. Так, в обычной для себя деспотичной и грубой манере, Петр решительно рвал со стариной в быту. Он не считался с недовольством бояр и духовенства и в специальном указе приказал, чтобы бороды брили все.
Те же, кто не хотел подчиняться царскому указу, должны были платить налог: богатые купцы - по 100 руб. (по тем временам огромные деньги), дворяне и чиновники – по 60 руб., горожане – по 30 руб., крестьяне – по копейке при въезде и выезде из города. В покое оставили только духовенство. После борьбы с бородами указом от 4 января 1700 г. Петр повелел российским дворянам, посадским людям и боярским холопам носить венгерские кафтаны. Это не было новшеством, еще при дворе царя Фёдора в моду вошли польские и венгерские кунтуши.
Не менее важным стало и введение Петром нового летоисчисления. 19 декабря 1699 г. Царский указ известил, что отныне в России, как и в других европейских державах, летоисчисление будет вестись не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. На следующий день указ повелел начинать год не с 1 сентября, а с 1 января. С того же времени Петр разрешил подданным свободный выезд за границу для получения образования. Указом от 10 марта 1699 г. Царь учредил первый русский орден – Святого апостола Андрея Первозванного.
Подавляющая безграмотность была в прежние времена одной из отличительных черт русского человека. В посадах грамоте обучали священники, дьяконы, дьячки и подьячие. Сам царь Петр с трех лет обучался грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования так и не получил. Даже в зрелом возрасте царь писал с грамматическими ошибками, мать его царевна Софья была едва ли не единственным примером образованной женщины из высшего сословия, потому что обучали грамоте только мужчин и только Петр 1 учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин. Что означало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественного французского языка. К моменту наступления Петровских реформ грамотность пытались повысить, был даже выпущен букварь по доступной для простого люда цене – одна копейка. Издавалось много книг светского содержания: разные сборники по истории, литературе, географии, астрономии, медицине и т.д. Несмотря на это, грамотность в русском обществе внедрялась очень медленно. Связано это было не только с извечным нежеланием и ленью русского человека, но и с отсутствием системы учебных заведений. Обучение шло через домашних учителей.
Но к концу века обучение на дому перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о создании школ.
Несмотря на вполне подготовленную почву, Петру пришлось силой сеять и взращивать семена знаний. В течение первой четверти 18 века по царскому указу была создана целая сеть школ ( прежде всего цифирных, т.е. математических) для начального образования. В них учились мальчики от 10 до 15 лет из дворян, приказных и подьячих. Особое значение приобретали специальные школы, которые давали молодым людям промышленные профессии. Была открыта горная школа, школа для будущих канцелярских служащих, приуральских заводах основали школа для мастеровых и подьячих, была открыта школа переводчиков. Но более важными в свете Петровских реформ оставались специальные технические учебные заведения. Самой известной стала Московская Навигацкая школа, Морская академия, Инженерная школа, первое в России Медицинское училище.
Петр в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, вместо кирилловскому полууставу. Были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли. А также созданием и развитием библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости». Она была обращена к народу, в ней печатался новый алфавит. Новости культуры.
При Петре Первом проводилась большая работа по созданию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике и т.д. в связи с этим было организовано много экспедиций. Была организована астрономическая обсерватория. Создавались труды по русской истории, для целей которых был издан специальный указ о собирании по монастырям древних летописей, летописцев, хронографов. А созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей. Это было началом музейного дела в России. В живописи тоже произошли изменения в направлении: на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти 18 века относят и попытки создания русского театра, в это же время написаны первые драматические произведения.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти 18 века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять дворцы, особняки и дома правительственных учреждений и аристократии. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18 века, имели большое прогрессивное значение. Но они ещё больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, которое стало презрительно относится к русскому языку и русской культуре.
2.РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Противоречия в реформаторской деятельности Петра
В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.
Уже в период правления Петр Великого прослеживается главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращение её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений.
Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. В.О. Ключевский так писал о реформах Петра: « Петр 1 делал историю, но не понимал её…» , «чтоб защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага…», «после Петра государство стало сильнее, а народ беднее…».
Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
Интересный факт, что не только реформы носили противоречивый характер, но и сам Петр своим телосложением противоречил канонам того времени. Из летописей того времени мы знаем, что он имел рост около двух метров, а размер ноги был 38 (довольно маленький для такого роста). Также была несоразмерно маленькая голова. Этот факт явно виден у памятника Петру, который находится в Петропавловской крепости в г.Санкт-Петербурге. Он довольно достоверен, т.к. лицо было сделано с прижизненно снятой маски.