Петровские реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Рассмотрение характера государственных реформ Петра, их причин и последствий и является целью данной работы.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:

- изучение предпосылок петровских реформ;

- выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;

- краткого изложения основных положений военной реформы;

Содержание работы

Глава 1.Предпосылки реформ Петра I.

1.1Причины петровских реформ. Сторонники и противники реформ…....….4

Глава 2. Петровские реформы.

2.1 Военная реформа…………………………………………………………..…6

2.2 Реформы государственного аппарата, органов власти и управления…....10

2.3 Отмена патриаршества. Церковная реформа……………………………...11

2.4 Реформы органов власти и управления……………………………………12

2.5 Реформы в области культуры и быта. ……………………………………..13

Глава 3. Итоги петровских реформ…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

Социально-экономическое  развитие и политика правительства в первой половине 18 века

Реформы Петра практически не внесли никаких  существенных изменений в систему  земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

Серьезные изменения произошли в системе  феодальной собственности, владельческих  и государственных повинностей  крестьян, в податной системе, еще  более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ  о единовластии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс –  сословие дворян – и укрепил его  господствующее положение.

Но  здесь имелась и другая сторона, Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярной армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях  повышения налогов была произведена  перепись всего податного населения  и введена подушная подать, которая  изменила объект обложения, удвоила  сумму взимавшихся с населения  податей.

И этим не ограничились – вырос размер барщины и оброка, увеличились государственные повинности (дорожная, ямская, постойная), стоимость которой нередко превышала размеры подушной подати. Все эти налоги и сборы были направлены на пополнение опустевшей в результате войн казны. А также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота. В 1722 г. бал издан «Табель о рангах», который устанавливал обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями явились металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространения крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактур и ремесленного производства, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешне торговли. Особенностью которой стал тот факт, что вывоз, составлявший 4,2 млн.руб., вдвое превышал ввоз.

Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в  подходе к обществу, человеку и  природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к  механическому. Все эти идеи и образы вместе с идеями реформ пришли из европейского общества в Россию, где видоизменились под воздействием российских условий, стали элементами политического сознания, которые в определенной степени повлияли на сознание великого реформатора. В те года господствующие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних – «полезных» видов производства, промыслов товаров – влекло за собой ограничение или даже запрещение других – «неполезных» с точки зрения государства.

Петр, мечтавший о могуществе своей  державы, не был равнодушен к данным концепциям. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения  в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса», которому следовал Петр. Наглядным примеров вмешательства государства в экономическую сферу является активное строительство многочисленных мануфактур, связанное с необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Похожая ситуация возникла и торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее- резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и другие.

Установление  государственной монополии вело к повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное  к ограничению торговой деятельности русских купцов. Петровская эпоха  осталась в истории купечества как  подлинное лихолетье. Резкое усиление налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний _

это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь  как можно больше денег для  казны. Также было и принудительное переселение купцов в Петербург, и административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено. Это привело к разрушению и без того зыбкой основы благосостояния многих богатых купцов. Все это делалось, прежде всего, для победы в Северной войне и цену этой победы ощутило на себе и сельское население, которое было доведено до обнищания сверхвысокими налогами и привело к бегству сотен тысяч крестьян. А дальнейшее и к восстанию К.Булавина на Дону.

Примерно  с конца 10-х годов 18 века, когда  в успешном завершении войны никто  уже не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства, суть которой была в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

Особое  распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли и т.д.

Также был утвержден таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ( с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Но суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Именно для этого были созданы государственные учреждения, которые должны были направлять экономическую жизнь страны в нужном направлении.

Следует отметить, что до этого времени  Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий  компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической  аренды. Условия этой аренды четко  определялись и при необходимости  изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятие. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов, только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции, как вечного двигателя предпринимательства.

Итак  – было два самых важных последствия  активного государственного промышленного  строительства: создание мощной экономической  базы, столь необходимой развивающейся  нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские страны.

Для понимания  многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху.

Для Росси  с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и  сознание. Петр придавал огромное значение писанному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Для мировоззрения  Петра было характерно отношение  к государственному учреждению как  к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Петр сознательно хотел придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

С петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии.

Создание  бюрократической машины, пришедшей  на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической системы стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии.

Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели – упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной  Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющее право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.

 

3.ПЕТРОВСКИЕ  РЕФОРМЫ ВО ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

 

Современные аспекты реформ

Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения.

Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для  реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную  имперскую власть.

Чтобы осуществлять реформы, нужно по крайней  мере сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного  типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять  Западу. Кроме того, для реформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл – 2-3 поколения, именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.

Основой перестройки в конце 20 века стала  материализация власти. Бюрократическая номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти много, а крупной собственности – нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо « материальные» истоки и именно вследствие этого шло «сверху». Народ ждал перемен, но являлся для реформаторов «человеческим фактором».

И сегодня  злободневно звучат слова В.Ключевского: «Россия управлялась не аристократией  и не демократией, а бюрократией, т.е. действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности».

 

Реформы Петра Великого и особый путь России

Понятие России в значительной степени отожествлялось с Государством Российским. Само понимание  русского, русской территории после  классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании, как нечто единое, по существу был  вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное  начало в русской истории выглядит действительно как нечто выросшее из творящей самое себя идеи, - русский этнос, территория культура.

Развитие  государства осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых  укладов жизни, за счет дальнейшего  ограничения свободы личности. В  России за счет отсутствия гражданского общества или его слабости реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России производились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.

Информация о работе Петровские реформы