Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:27, контрольная работа
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер – одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно которой письменность была принесена на Русь из Болгарии в связи с официальным принятием христианства в 988 г. Но уже в середине прошлого столетия учёным стали известны отдельные факты, в основном литературного характера, свидетельствующие о наличии христианства и письменности на Руси задолго до официального крещения [2, стр. 18 – 25; 3, стр. 152 – 168].
славянски".
По сообщению "Житий" Константина и Мефодия, Константин еще до
отъезда в Моравию составил славянскую азбуку и начал переводить еван-
гелие на славянский язык.
Более трех лет провели братья в Моравии, где готовили кадры славян-
ских "книжных людей", будущих служителей церкви, и переводили на сла-
вянский язык греческие богослужебные книги. С первых же дней славянский
язык в письменности и церковном ритуале был встречен враждебно со сто-
роны немецкого духовенства, видевшего в деятельности Константина и Ме-
фодия большую опасность для себя. Чтобы получить поддержку, Константин
и Мефодий с группой своих учеников отправились в Рим, к папе. По пути
они остановились в Паннонии5, славянском княжестве, населенном предками
нынешних словенцев. Там они были радушно встречены князем Коцелом,
который дал им для обучения славянской письменности около 50 учеников.
В Риме Константина и Мефодия принял папа Адриан II, который, стре-
мясь укрепить свое влияние в Моравиии и Паннонии, признал славянский
язык в письменности и литургии6. Там Константин заболел и умер в 869 г.,
постригшись незадолго до смерти в монахи под именем Кирилла. После
смерти Константина Мефодий с учениками возвратился вначале в Панно
нию. В Моравии в это время на престол вступил Святополк, племянник Рос-
тислава, изменивший политическую ориентацию на латино-немецкую. С це-
лью утверждения своего влияния в Моравии и Паннонии папа Адриан II ос-
новал для этих областей особую славянскую епископию, и Меодий был назначен епископом Паннонии. Но вскоре он попал в руки немецкого духовен-
ства и заключен в тюрьму в Баварии. Там Мефодий находился более двух
лет. После освобождения он возвращается в Моравию, где за это время про-
изошли большие изменения. После восстания против франков Святополк
стал независимым правителем этой страны. Все больше подчиняясь немец-
кому влиянию, он не был сторонником славянской письменности. Поэтому
деятельность Мефодия и его учеников проходила в крайне тяжелых услови-
ях.
В 885 г. Мефодий умер. После его смерти противники славянской пись-
менности добились у папы Стефана V запрещения славянского языка в цер-
ковной литургии. Ученики Мефодия были изгнаны из Моравии. Покинув ее
пределы, одни из них направились на юг, к хорватам, а другие на юго-восток,
в Болгарию, где они и продолжили дело славянской письменности.
Особенно благоприятные условия для славянской письменности соз-
давались в Болгарии. Наиболее талантливым учеником Мефодия был Кли-
мент, деятельность которого протекала в Македонии и юго-восточной Алба-
нии. В Македонии он и его ученики переписывают кирилло-мефодиевские
оригиналы богослужебных книг и делают новые переводы с греческого языка.
Расцвет славянской письменности падает на время правления царя Си-
меона (893-927), когда столица Болгарии Преслав становится не только госу-
дарственным центром, но и центром славянской письменности на востоке
Болгарии. Преславские книжники пользовались тем же языком, каким писа-
ли и в Македонии, но в их рукописях отступления от прежних языковых
книжных норм отражались более значительно, чем на западе.
В Моравии и Чехии после изгнания учеников Мефодия славянская
письменность продолжалась до конца XI века, когда в чешском Сазавском
монастыре, где она еще сохранялась, славянские книги были или уничто-
жены сторонниками латинского письма, или так испорчены, что по ним
больше нельзя было читать.