Пётр Первый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Цель: изучение и анализ личности Петра Первого как политического деятеля.
Задачи:
1.Познакомиться с планом построения политического портрета .
2.Изучить и проанализировать идеологический политический, психологический Петра I.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………2
1 Личность реформатора…………………………………………………………………………………….………..3-5
2 Внешняя политика……………………………………………………………………………………………..………5-7
3 Экономическая и социальная политика……………………………………………………………………7-9
4 Реформы органов власти, управления…………………………………………………………………….9-15
5. Военные реформы…………………………………………………………………………………………………15-16
6. Новые явления в духовной сфере…………………………………………………………………………16-18
7.Экономические преобразования…………………………………………………………………………..18-20
8. Изменения в области науки, культуры и быта……………………………………………………..20-22
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Пётр Первый..docx

— 103.20 Кб (Скачать файл)

 

На экономическую политику начала XVIII века оказала решающее влияние  концепция меркантилизма. Согласно идеям меркантилизма, основой богатства  государства является накопление денег  за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и  ограничения ввоза иностранных  товаров на свой рынок. Это предполагало вмешательство государства в  сферу экономики: поощрение производства, строительство мануфактур, организацию  торговых компаний, внедрение новой  техники.

 

Другим важным стимулятором активного государственного вмешательства  в экономику стали поражения  русских войск на начальном этапе  войны со Швецией. С началом войны  Россия лишилась основного источника  поставок железа и меди. Владея большими по тому времени финансовыми и материальными ресурсами, государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. При его непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции.

 

Государство захватило и  торговлю — путем введения монополии  на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. была введена монополия  на соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое; на табак — в 8 раз. Вводилась монополия на продажу  товаров за границу: на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, железо и др. Установление монополии  сопровождалось волевым повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели — поступления в казну резко возросли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества.

 

К концу Северной войны, когда  победа была очевидна, в торгово-промышленной политике правительства произошли  определенные изменения. Были приняты  меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. п. Государство отказалось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке.

 

Однако реальной экономической  свободы предприниматели не получили. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых компаний, члены которых, отдав свои капиталы в общий котел, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность  перед государством. Компания фактически не обладала правом частной собственности. Это была своего рода аренда, условия  которой определялись государством, имевшим право в случае их нарушения  конфисковать предприятие. Выполнение казенных заказов стало главной  обязанностью владельца завода. И  только излишки он мог реализовать  на рынке. Это снижало значение конкуренции  как главного стимула развития бизнеса. Отсутствие конкуренции, кроме того, тормозило совершенствование производства.

 

Контроль над отечественной  промышленностью осуществляли Берг и Мануфактур-коллегии, обладавшие исключительными правами: они давали разрешение на открытие заводов, устанавливали цены на продукцию, имели монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляли административную и судебную власть над владельцами и работниками.

 

Правительство Петра I весьма внимательно относилось к становлению  собственной промышленности, оберегая ее от бесперспективной конкуренции с продукцией развитых европейских стран. По качеству изделия российских мануфактур еще уступали зарубежным, поэтому Петр запретил ввозить в страну те иностранные товары, производство которых было освоено в России. Так, согласно таможенному тарифу 1724 г., огромная — 75 % — пошлина налагалась на ту европейскую продукцию, спрос на которую мог быть удовлетворен домашними средствами. Такая же пошлина налагалась и на вывозимое из России необработанное сырье. Политика меркантилизма стала в первой четверти XVIII века мощным оружием в руках правительства и надежной защитой отечественного предпринимательства.

 

Активное вмешательство  государства в сферу экономики  деформировало социальные отношения. Прежде всего, это проявилось в характере  использования рабочей силы. Во время  Северной войны государство и  владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, «беглых и гулящих», так и приписных  крестьян, отрабатывающих на заводах  государственные налоги. Однако в  начале 20-х гг. XVIII века проблема рабочей  силы обострилась: усилилась борьба с побегами крестьян, началось массовое возвращение беглых прежним владельцам, была проведена ревизия населения  с последующей фиксацией социального  статуса каждого человека путем  закрепления навечно к месту  записи в налоговый кадастр. Вне  закона были поставлены «вольные и  гулящие», которых приравняли к беглым преступникам.

 

В 1718—1724 гг. была проведена  подушная перепись. Единицей налогообложения  вместо крестьянского двора стала  «душа мужского пола», которой мог  быть и грудной младенец, и дряхлый  старик. Умершие числились в списках («сказках») вплоть до проведения очередной  ревизии. Подушную подать платили крепостные и казенные крестьяне, посадские  люди. От уплаты подушной подати освобождались  дворяне и духовенство. В 1724 г. была учреждена паспортная система. Без  паспорта крестьянам запрещалось удаляться  от места жительства далее 30 верст. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешавший  покупать к заводам крепостных. Такие  крестьяне стали называться посессионными (владельческими). Петр I отчетливо понимал, что одной только казне не под  силу решить грандиозные задачи. Поэтому  политика правительства была направлена на вовлечение в промышленное строительство  частных капиталов. Ярким примером такой политики стала передача в 1702 году только что построенного казной Невьянского завода на Урале в  частные руки. К этому времени  Никита Демидов уже был известным  и крупным предпринимателем Тульской оружейной слободы. Оправданность  такого шага подтверждают обоюдовыгодные условия сделки: заводчик должен был  значительно увеличить производство, по льготным ценам поставлять в казну  военные припасы, «построить деткам школы, а больным — больницы»  и многое другое, а взамен ему  дозволялось на обширной территории Урала искать руды «и всякие заводы строить». Демидовы выполнили обязательства, создали грандиозное хозяйство. Строить заводы ринулись сотни людей. Многие потерпели крах, но к середине XVIII века на Урале было уже более 40 частных заводов, сложились и  крупные «железоделательные — комплексы  Строгановых, Демидовых, Мосоловых, Осокиных, Твердышевых и Мясниковых».

 

Особенностью развития русской  промышленности в первой половине XVIII века стало широкое применение подневольного  труда. Это означало превращение  промышленных предприятий, на которых  мог зародиться капиталистический  уклад, в предприятия крепостнической экономики. В первой четверти XVIII века была создана сравнительно мощная экономическая база — около 100 мануфактурных предприятий, а в начале царствования их было 15. К 1740-м годам страна выплавила чугуна в 1,5 раза больше, чем Англия.

 

4. Реформы органов власти, управления

 

В.О.Ключевский писал: " Преобразование управления  едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра, весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором в Сенат:   " Господа Сенат! Посылаю вам книгу «Воинский устаф» (которой зачат в Петербурхе и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией воинских людей, аднакож 3касается и до всех правителей земских ".  Петр относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему. Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал: " Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат".

 

  Бессистемность и спешка  часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным,  или сводились на нет бесконечными  переменами в государственных  учреждениях, иногда учреждения  дублировали друг друга по  своим функциям. Многие должности,  военные и гражданские, поменяли  лишь старорусские названия на  европейские, по сути своей,  оставшись прежними.   Уже в  первые годы царствования Петра  изменились стиль и методы  управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто  на физическое вымирание, своим  указом прекратив пополнение  думы новыми членами) решения  стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников  царя. На первых этапах главным  советником Петра был князь  Федор Ромодановский, по словам  современника, "злой тиран, пьяный  по вся дни".

 

  Первой административной  реформой стало создание в  1699 г. особого ведомства городов.  Указами вводилось самоуправление  для городского купечества, а  также для населения поморских  городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов  ведали выборные бурмистры. Во  главе новых органов была поставлена  Московская ратуша, выбираемая купцами  Москвы. В ведении Ратуши находились  главные поступления государственных  доходов с городов, а также  общий надзор за действиями   органов   самоуправления. Во главе  Ратуши стоял обер-инспектор ратушного  правления. Первым человеком,  занявшим эту должность, был  бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов. Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской,   Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

 

  В 1710 г. была проведена  подворная перепись населения  и была установлена особая  платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать  одну "долю" средств, необходимых  для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо  них создавались новые "доли" во главе с ландратами в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков.   Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.   Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

 

  Поворотным моментом  стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший  создание нового органа государственной  власти - Сената. Формальной причиной  послужил отъезд Петра на войну  с Турцией. Указ гласил:   " Указ, что по отбытии нашем  делать. Суд иметь нелицемерный  и неправедных судей наказывать  отнятием чести и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотретьво всем государстве  расходов и ненужные а особливо  напрасные, отставить; 3. Денег, как  возможно, збирать, понеже деньги  суть артериею войны; 4. Дворян  собрат молодых для запасу  в афицеры, а наипаче тех,  которые кроются, сыскать; також  тысячю человек людей боярских  грамотных для того ж; 5. Вексели  исправить и держать в одном  месте; 6. Товары, которые на откупах  или по канцеляриям и губерниям,  осмотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на  откуп и потщитца прибыли у  оной; 8. Торг китайской, зделав  компанию добрую, отдать; 9. Персицкой  торг умножить и армян, как  возможно, приласкать и облехчить,  в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду.  Петр. 1"   В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

 

  Для установления жесткого  контроля за управлением Петр  в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.   Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.

 

  Шведская государственная  система была построена на  принципах камерализма - учения  бюрократическом управлении, получившего  распространение в Европе в  XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд  черт, весьма привлекательных для  Петра:   1) Это функциональный  принцип управления, который предусматривал  создание учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;   2) Это  устройство учреждения на началах  коллегиальности, четкой регламентации  обязанностей чиновников, специализации  канцелярского труда, установления  единообразия штатов и жалованья.

Информация о работе Пётр Первый