Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:59, реферат
Цель: изучение и анализ личности Петра Первого как политического деятеля.
Задачи:
1.Познакомиться с планом построения политического портрета .
2.Изучить и проанализировать идеологический политический, психологический Петра I.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………2
1 Личность реформатора…………………………………………………………………………………….………..3-5
2 Внешняя политика……………………………………………………………………………………………..………5-7
3 Экономическая и социальная политика……………………………………………………………………7-9
4 Реформы органов власти, управления…………………………………………………………………….9-15
5. Военные реформы…………………………………………………………………………………………………15-16
6. Новые явления в духовной сфере…………………………………………………………………………16-18
7.Экономические преобразования…………………………………………………………………………..18-20
8. Изменения в области науки, культуры и быта……………………………………………………..20-22
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………..24
На экономическую политику начала XVIII века оказала решающее влияние концепция меркантилизма. Согласно идеям меркантилизма, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и ограничения ввоза иностранных товаров на свой рынок. Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики: поощрение производства, строительство мануфактур, организацию торговых компаний, внедрение новой техники.
Другим важным стимулятором активного государственного вмешательства в экономику стали поражения русских войск на начальном этапе войны со Швецией. С началом войны Россия лишилась основного источника поставок железа и меди. Владея большими по тому времени финансовыми и материальными ресурсами, государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. При его непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции.
Государство захватило и торговлю — путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое; на табак — в 8 раз. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, железо и др. Установление монополии сопровождалось волевым повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели — поступления в казну резко возросли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества.
К концу Северной войны, когда победа была очевидна, в торгово-промышленной политике правительства произошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. п. Государство отказалось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке.
Однако реальной экономической
свободы предприниматели не получили.
В 1715 г. был принят указ о создании
промышленных и торговых компаний,
члены которых, отдав свои капиталы
в общий котел, были связаны круговой
порукой и несли общую
Контроль над отечественной промышленностью осуществляли Берг и Мануфактур-коллегии, обладавшие исключительными правами: они давали разрешение на открытие заводов, устанавливали цены на продукцию, имели монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляли административную и судебную власть над владельцами и работниками.
Правительство Петра I весьма внимательно относилось к становлению собственной промышленности, оберегая ее от бесперспективной конкуренции с продукцией развитых европейских стран. По качеству изделия российских мануфактур еще уступали зарубежным, поэтому Петр запретил ввозить в страну те иностранные товары, производство которых было освоено в России. Так, согласно таможенному тарифу 1724 г., огромная — 75 % — пошлина налагалась на ту европейскую продукцию, спрос на которую мог быть удовлетворен домашними средствами. Такая же пошлина налагалась и на вывозимое из России необработанное сырье. Политика меркантилизма стала в первой четверти XVIII века мощным оружием в руках правительства и надежной защитой отечественного предпринимательства.
Активное вмешательство
государства в сферу экономики
деформировало социальные отношения.
Прежде всего, это проявилось в характере
использования рабочей силы. Во время
Северной войны государство и
владельцы мануфактур использовали
как вольнонаемную рабочую
В 1718—1724 гг. была проведена
подушная перепись. Единицей налогообложения
вместо крестьянского двора стала
«душа мужского пола», которой мог
быть и грудной младенец, и дряхлый
старик. Умершие числились в списках
(«сказках») вплоть до проведения очередной
ревизии. Подушную подать платили крепостные
и казенные крестьяне, посадские
люди. От уплаты подушной подати освобождались
дворяне и духовенство. В 1724 г. была
учреждена паспортная система. Без
паспорта крестьянам запрещалось удаляться
от места жительства далее 30 верст.
В 1721 г. Петр подписал указ, разрешавший
покупать к заводам крепостных. Такие
крестьяне стали называться посессионными
(владельческими). Петр I отчетливо понимал,
что одной только казне не под
силу решить грандиозные задачи. Поэтому
политика правительства была направлена
на вовлечение в промышленное строительство
частных капиталов. Ярким примером
такой политики стала передача в
1702 году только что построенного казной
Невьянского завода на Урале в
частные руки. К этому времени
Никита Демидов уже был известным
и крупным предпринимателем Тульской
оружейной слободы. Оправданность
такого шага подтверждают обоюдовыгодные
условия сделки: заводчик должен был
значительно увеличить
Особенностью развития русской промышленности в первой половине XVIII века стало широкое применение подневольного труда. Это означало превращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. В первой четверти XVIII века была создана сравнительно мощная экономическая база — около 100 мануфактурных предприятий, а в начале царствования их было 15. К 1740-м годам страна выплавила чугуна в 1,5 раза больше, чем Англия.
4. Реформы органов власти, управления
В.О.Ключевский писал: " Преобразование
управления едва ли не самая показная,
фасадная сторона преобразовательной
деятельности Петра; по ней особенно охотно
ценили и всю эту деятельность". Ключевский,
вообще относившийся к деятельности Петра,
весьма критически, считал, что реформы
управления проводились наспех, беспрограммно.
Те или иные изменения в государственном
управлении, административно-
Бессистемность и спешка
часто приводили к путанице: установления,
приказы сменялись одно другим,
часто прямо противоположным,
или сводились на нет
Первой административной
реформой стало создание в
1699 г. особого ведомства городов.
Указами вводилось
В 1710 г. была проведена
подворная перепись населения
и была установлена особая
платежная единица в 5536 дворов,
которая должна была
Поворотным моментом
стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший
создание нового органа
Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена. Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.
Шведская государственная
система была построена на
принципах камерализма - учения
бюрократическом управлении, получившего
распространение в Европе в
XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд
черт, весьма привлекательных для
Петра: 1) Это функциональный
принцип управления, который предусматривал
создание учреждений, специализировавшихся
в какой-либо сфере; 2) Это
устройство учреждения на