Используя шведский опыт и
шведские образцы, Петр, как правило,
вносил обусловленные особенностями
России изменения. Указ Петра от 28 апреля
1718 г. гласит: "1Всем колегиям надлежит
ныне на основании шведского устава
сочинять во всех делах и порядках
по пунктам, а которыя пункты в
шведском регламенте неудобны, или
с сетуациею сегогосударства
несходны и оныя ставить по своему
разсуждению. И, поставя об оных, докладывать,
так ли их быть".
В 1712 г. у Петра
появляется идея создать по
шведскому образцу коллегии. Первая
заметка царя о количестве
коллегий относится к 23 марта
1715 г. - только шесть коллегий без
расшифровки их обязанностей: Юстиции,
Иностранных дел, Адмиралтейская,
Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа
началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда
Петр составил своеобразную программу
предстоящих преобразований: он определил
число и компетенции коллегий, а также
укомплектовал их руководящим составом.
Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются
президенты и вице-президенты коллегий.
Документ от 12 декабря
1718 года: " Реестр коллегиям. О
должности, что в которой управляти
надлежит...
11. Чужестранных дел (что
ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя
и посольския дела и пересылка со всеми
окрестными государствы и приезды послов
и посланников, и приезды курьеров и иных
иноземцев.
12. Камор (или казенных сборов). Всякое
расположение и ведение доходов денежных
всего государства.
13. Юстиция (то есть расправа гражданских
дел). Судныя и розыскныя дела, в той же
коллегии в ведении и Поместный приказ.
14. Ревизион. Счет всех государственных
приходов и расходов.
15. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские
дела, которые были ведомы в Военном приказе
и которые прилучаются во всем государстве.
16. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими
воинскими служители, к тому принадлежащими
морскими делами и управлении.
17. Коммерц. Смотреть над всеми торгами
и торговыми действиями.
18. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение
всех государственных расходов.
19. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы
и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы
оных, и размножение, притом же и артиллерия".
С появлением коллегий
прекращали свое существование
многие из сохранившихся еще
приказов, а некоторые из них
вошли в состав новых учреждений,
так, в Юстиц-коллегию вошли
семь приказов. Особенностью коллегиальной
системы стало более четкое
разграничение сфер деятельности
и совещательный порядок ведения
дел. Сам Петр писал: " В коллегии
предложенную нужду разбирают
умы многие, и, что один не
постигнет, то постигнет другий,
а чего не увидит сей, то
оный увидит" . Коллегиальная система
имела недостатки, и состав коллегий
при жизни Петра неоднократно
изменялся. В 1721 г. была образована
Духовная коллегия - Синод, который
был выведен из подчинения
Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия
была разделена на Берг-коллегию
и Мануфактур-коллегию, была образована
Малороссийская коллегия для
улучшения управления Украиной,
а Вотчинная контора Юстиц-коллегии
получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят
Генеральный регламент - документ,
определяющий штаты коллегий, окончательно
разграничивавший их функции
и компетенцию. Формирование коллегиальной
системы было завершено. Она
функционировала почти столетие
- с 1717 по 1802 г.
После учреждения коллегий Петр
решил по шведскому образцу реформировать
и местное управление. Началась очередная
реформа местного административно-территориального
устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли"
и должности ландратов, губернии
теперь делились на провинции, а те,
в свою очередь, на дистрикты, во главе
которых стояли земские комиссары,
назначаемые Камер-коллегией. Городское
управление было передано в руки городских
верхов. Должность бурмистров отменялась.
Все посадское население делилось на три
части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы
ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие
торговцы, зажиточные ремесленники) и
"подлый люд", составлявший подавляющее
большинство городского населения. Правом
выбора в новые органы городского самоуправления
- магистраты - получили лишь представители
"регулярного" населения - члены гильдий,
избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.
Деятельность всех городских магистратов
контролировал созданный в 1720 г. Главный
магистрат. Наряду с разделением
городского населения, были проведены
преобразования и в отношении многочисленного
класса некрепостного населения - оно
объединялось в сословие государственных
крестьян со значительным сужением прав
и возможностей. Переписью 1719-1724 г.г. было
ликвидировано холопство путем слияния
его с крепостными крестьянами.
Новая система органов
управления создала мощный слой
чиновничьего дворянства в России,
сложился разветвленный дворянско-бюрократический
аппарат. После полного уравнения
земельных владений дворян (поместий)
и бояр (вотчин), дворянское землевладение
окончательно превратилось в господствующее,
причем указ о майорате 1714 г. предотвратил
дроблений владений. Но эта мера полностью
реализована не была. Генеральный
регламент, другие указы Петра I закрепляли
идею о службе русского дворянства как
важнейшую форму исполнения обязанностей
перед государем и государством. В 1714 г.
был принят указ о единонаследии, по которому
дворянское поместье уравнивалось в правах
с вотчиной. Он способствовал завершению
процесса объединения сословий феодалов
в единый класс-сословие, обладавший определенными
привилегиями. Но дворянское звание могло
быть привилегированным только тогда,
когда его обладатель служил. Табель о
рангах (1722 г.) вводил новую иерархию чинов.
Все военные и гражданские должности подразделялись
на 14 рангов. Для получения следующего
ранга нужно было пройти все предыдущие.
Военный или гражданский чиновник, достигший
восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому
асессору или майору, получал потомственное
дворянство. Новое положение чиновничества,
иные формы и методы его деятельности
породили совершенно особую психологию
бюрократии. Идея Петра I о том, что человек
будет получать чин, соответствующий его
знаниям и усердию, а по чину — и должность,
не сработала с самого начала. Служащих,
получивших одинаковые чины, было гораздо
больше, чем должностей, на которые они
претендовали. Вместо старого, боярского,
стало процветать новое, чиновничье местничество,
выражавшееся в производстве в новый чин
по старшинству, то есть в зависимости
от того, кто раньше был произведен в класс
предыдущий. В России сложился культ учреждения,
а погоня за чинами и должностями стала
национальным бедствием. Своеобразная
«бюрократическая революция» — главный
итог наложения европейской идеи рационализма
на российскую почву. Принцип родовитости
при назначении на государственную службу
был окончательно заменен принципом выслуги.
За отказ служить владения дворян конфисковались.
Если на Западе служба была привилегией,
то в России — обязанностью. В связи с
этим в литературе высказывается мнение,
что едва ли можно полностью зависимое
от государства дворянство считать господствующим
классом. Скорее, это был привилегированный
класс-сословие военных и гражданских
слуг самодержавия, преимущества которых
существовали до тех пор, пока они несли
службу. «Эмансипация» дворянства произошла
позже — в 30—60-е гг. XVIII века.
5. Военные реформы.
Военные реформы занимают
особое место среди Петровских преобразований.
Они имели наиболее ярко выраженный
классовый характер. Сущность военной
реформы состояла в ликвидации дворянских
ополчений и организации постоянной
боеспособной армии с единообразной
структурой, вооружением, обмундированием,
дисциплиной, уставами. Задачи создания
современной боеспособной армии
и флота занимали юного царя еще
до того, как он стал полновластным
государем. Можно насчитать лишь
несколько (по оценкам разных историков
- по-разному) мирных лет за 36-летнее
царствование Петра. Армия и флот
всегда были главным предметом заботы
императора. Однако военные реформы
важны не только сами по себе, но еще
и потому, что они оказывали
очень большое, часто решающее, влияние
на другие стороны жизни государства.
Ход же самой военной реформы
определялся войной. Василий Осипович
Ключевский писал: " Война указала
порядок реформы, сообщила ей темп и
самые приемы". "Игра в солдатики",
которой отдавал все свое время
юный Петр, с конца 1680-х гг. становится
все более и более серьезной.
В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,
около Переславля-Залесского, несколько
небольших кораблей под руководством
голландских мастеров. Весной 1690 года
создаются знаменитые "потешные
полки" - Семеновский и Преображенский.
Петр начинает вести настоящие военные
маневры, на Яузе строится "стольный
град Прешбург". Семеновский и
Преображенский полки стали ядром
будущей постоянной (регулярной) армии
и проявили себя во время Азовских
походов 1695-1696 гг. Большое внимание
Петр I уделяет флоту, первое боевое
крещение которого также приходится
на это время. В казне не было необходимых
средств, и строительство флота
поручалось так называемым "кумпанствам"
(компаниям) - объединениям светских и
духовных землевладельцев. С началом
Северной войны основное внимание переключается
на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга
строительство кораблей ведется
почти исключительно там. К концу
царствования Петра, Россия стала одной
из сильнейших морских держав мира,
имея 48 линейных и 788 галерных и прочих
судов. Начало Северной войны
стало толчком к окончательному
созданию регулярной армии. До Петра
армия состояла из двух главных частей
- дворянского ополчения и различных
полурегулярных формирований (стрельцы,
казаки, полки иноземного строя). Революционным
изменением было то, что Петр ввел новый
принцип комплектования армии - периодические
созывы ополчения были заменены систематическими
рекрутскими наборами. В основу рекрутской
системы был положен сословно-крепостнический
принцип. Рекрутские наборы распространялись
на население, платившее подати и
несшее государственные повинности.
В 1699 г. был произведен первый рекрутский
набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим
указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого
в возрасте от 15 до 20 лет (однако в
ходе Северной войны эти сроки
постоянно изменялись из-за нехватки
солдат и матросов). Более всего
от рекрутских наборов пострадала русская
деревня. Срок службы рекрута практически
не был ограничен. Офицерский состав
российской армии пополнялся за счет
дворян, обучавшихся в гвардейских
дворянских полках или в специально
организованных школах (пушкарская, артиллерийская,
навигационная, фортификационная, Морская
академия и т.д.).
В 1716 г. был принят Воинский,
а в 1720 г. - Морской устав, проводилось
широкомасштабное перевооружение армии.
К концу Северной войны Петр имел
огромную сильную армию - 200 тыс. человек
(не считая 100 тыс. казаков), которая позволила
России одержать победу в изнурительной,
растянувшейся почти на четверть века
войне.
Главные итоги военных
реформ Петра Великого заключаются
в следующем:
- создание боеспособной
регулярной армии, одной из
сильнейших в мире, которая дала
России возможность воевать со
своими основными противниками
и побеждать их;
- появление целой плеяды
талантливых полководцев (Александр
Меньшиков, Борис Шереметев, Федор
Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного
флота;
- гигантский рост военных
расходов и покрытие их за
счет жесточайшего выжимания
средств из народа.
Однако оборотной стороной
реформ стала набиравшая темпы милитаризация
имперской государственной машины.
Заняв в государстве весьма почетное
место, армия стала выполнять
не только военные, но и полицейские
функции. Полковник следил за сбором
подушных денег и средств на нужды
своего полка, а также должен был
искоренять «разбой», в том числе
пресекать крестьянские волнения. Распространилась
практика участия профессиональных
военных в государственном управлении.
Военные, особенно гвардейцы, часто
использовались в качестве эмиссаров
царя, причем наделялись чрезвычайными
полномочиями.
Из вышесказанного
видно, что в России в первой четверти
XVIII века сформировалась мощная военно-бюрократическая
система. Наверху громоздкой пирамиды
власти находился царь. Монарх был единственным
источником права, имел необъятную власть.
Апофеозом самодержавия стало присвоение
Петру I титула императора.
6. Новые явления в духовной сфере
Важную роль в утверждении
абсолютизма играла церковная реформа
Петра. Во второй половине XVII в. позиции
Русской православной церкви были весьма
прочными, она сохраняла административную,
финансовую и судебную автономию
по отношению к царской власти.
Последние патриархи Иоаким (1675-1690
гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили
политику, направленную на укрепление
этих позиций.
Церковная политика
Петра, как и его политика
в других сферах государственной
жизни, была направлена прежде
всего на как можно более
эффективное использование церкви
для нужд государства, а если
конкретнее - на выжимание из церкви
денег на государственные программы
прежде всего на строительство
флота (о "кумпанствах" см.
Раздел 1). После путешествия Петра
в составе Великого посольства
его занимает еще и проблема
полного подчинения церкви своей
власти.
Поворот к новой
политике произошел после смерти
патриарха Адриана. Петр распоряжается
провести ревизию для переписи
имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись
информацией о выявленных злоупотреблениях,
Петр отменяет выборы нового
патриарха, поручая в то же
самое время митрополиту Рязанскому
Стефану Яворскому пост "местоблюстителя
патриаршего престола". В 1701 г.
образуется Монастырский приказ
- светское учреждение - для управления
делами церкви. Церковь начинает
терять свою независимость от
государства, право распоряжаться
своей собственностью.
Петр, руководствуясь
просветительской идеей об общественном
благе, для которого необходим
продуктивный труд всех членов
общества, разворачивает наступление
на монахов и монастыри. В
1701 г. царский указ ограничивает
число монахов: за разрешением
на постриг теперь нужно было
обращаться в Монастырский приказ.
Впоследствии у царя появилась
идея использовать монастыри
как приюты для отставных солдат
и нищих. В указе 1724 г. количество
монахов в монастыре ставится
в прямую зависимость от числа
людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения
между церковью и властью требовали
нового юридического оформления.
В 1721 г. видный деятель Петровской
эпохи Феофан Прокопович составляет
Духовный регламент, который предусматривал
уничтожение института патриаршества
и образование нового органа -
Духовной коллегии, которая вскоре
была переименована в " "Святейший
правительственный Синод", официально
уравненный в правах с Сенатом. Президентом
стал Стефан Яворский, вице-президентами
- Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.
Создание Синода явилось началом абсолютистского
периода русской истории, так как теперь
вся власть, в том числе и церковная, была
сосредоточена в руках Петра. Современник
сообщает, что когда русские церковные
деятели пытались протестовать, Петр указал
им на Духовный регламент и заявил: "Вот
вам духовный патриарх, а если он вам не
нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал)
булатный патриарх".
Принятие Духовного
регламента фактически превратило
русских священнослужителей в
государственных чиновников, тем
более что для надзора за
Синодом было поставлено светское лицо
обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась
параллельно с податной реформой,
проводились учет и классификация
священников, а низшие их слои
были переведены в подушный
оклад. По сводным ведомостям
Казанской, Нижегородской и Астраханской
губерний (образованы в результате
членения Казанской губернии), от
подати было освобождено только
3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию
среди священников вызвало Постановление
Синода от 17 мая 1722 года, в котором
священнослужителям вменялось в
обязанность нарушать тайну исповеди,
если у них была возможность
сообщить какие-либо важные для
государства сведения. В результате
церковной реформы церковь потеряла
огромную часть своего влияния
и превратилась в часть государственного
аппарата, строго контролируемую
и управляемую светской властью.