Политическая идеология декабристов: преобразование государственного строя России в проектах Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

В 1816 г в Петербурге молодые офицеры – дворяне создали первое русское тайное революционное общество под названием «Союз спасения». Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества – «Северное» с центром в Петербурге и «Южное» на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества.
В Северном общественную роль играл – Никита Муравьев, а в Южном обществе – главным руководителем был полковник Павел Пестель. Первые русские революционеры хотели поднять революционное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон – революционную конституцию.

Содержание работы

Политическая идеология декабристов: преобразование государственного строя России в проектах Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля ……...…………...….…3

1.1 Русская правда П.И. Пестеля ………………………………………..……..…3

1.2 Конституция Никиты Муравьёва …………………………………………….6

Вывод ………………………………………………………………………..…..…8

Ислам – политико-правовое учение Арабского Востока. ………………...…9

Вывод ……………………………………………………………………......…12

Библиографический список ……………………………………………...…...13

Файлы: 1 файл

КР.ИППУ.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Политическая идеология декабристов: преобразование государственного строя России в проектах Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля ……...…………...….…3

 

  • 1.1 Русская правда П.И. Пестеля ………………………………………..……..…3
  •  

  • 1.2 Конституция Никиты Муравьёва …………………………………………….6
  •  

    Вывод ………………………………………………………………………..…..…8

     

    1. Ислам – политико-правовое учение Арабского Востока. ………………...…9

     

    Вывод ……………………………………………………………………......…12

     

    Библиографический список ……………………………………………...…...13

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. Политическая идеология декабристов: преобразование государственного строя России в проектах Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля.

    В 1816 г в Петербурге молодые офицеры – дворяне  создали  первое русское тайное революционное  общество под названием «Союз  спасения». Через несколько лет  образовалось два тайных революционных общества – «Северное» с центром в Петербурге и «Южное» на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества.

    В Северном общественную роль играл – Никита Муравьев, а в Южном обществе – главным руководителем был полковник Павел Пестель. Первые русские революционеры хотели поднять революционное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон – революционную конституцию.

    Депутаты должны были решить, какой строй установить в стране, и утвердить её основной закон – конституцию.

  •                                             1.1 Русская правда П.И. Пестеля.
  •   Государственные взгляды наиболее революционно настроенной части декабристов выражены в знаменитом проекте руководителя Южного общества Павла Ивановича Пестеля (1793 - 1826), названом им в честь древнейшего русского закона «Русская правда»1

    Пестель был сторонником  диктатуры Временного верховного правления  во время революции, считал диктатуру  решающим условием успеха.

    Его конституционный  проект был наказом Временному верховному правлению, обреченному диктаторской властью.     Полное название этого проекта гласит: «Русская правда, или Заповедная государственная грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ для народа, так и для Временного Верховного Правления».2 Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти 10 лет.

    На Киевском съезде 1823 года основные положения «Русской правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителем южного общества. Таким образом, «Русская правда», представляла собой плод огромного личного труда Пестеля, в тоже время является идейным памятником целой революционной организации, обсуждённым и принятым единогласно. Это крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти 19 века.

    В «Русской правде» намечалось 10 глав: первая глава – о границах государства; вторая – о различных  племенах, населяющих Российское государство; третья – о сословиях государства; четвёртая – «о народе в отношении к приготовленному для него политического или общественного состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приготовленному для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и  образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая – об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая – наказ для составления государственного свода законов.

    Пестель чрезвычайно  и высоко ценил личную свободу  человека, будущее России, по его  мнению, - «это общество прежде всего  лично свободных людей». «Личная  свобода, - говориться в «Русской правде», - есть первое и важнейшее право  каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства.

    Основная мысль заключается в том, что «правительство существует для блага народа», в то время как «народ существует для собственного своего блага». Для обеспечения этого принципа он считал необходимым создать совершенно новое, демократическое государство, могущественное, единое и нераздельное.

    Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожалось не только сам институт самодержавия, но и физически истреблялся  весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции. Свержение самодержавия должно быть произведено путём военного переворота, после чего создаётся диктатура временного Верховного правления, которое за десять – пятнадцать лет своего нахождения у власти приготовит народ к конституции и обеспечить созыв Народного веча.3

    Что же касается гражданского совершеннолетия россиян, по конституции  Пестеля, оно достигалось в возрасте 20 лет.

    Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Оно объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедования.

    Верховное правление  должно было провозгласить республику, издав немедленно ряд законодательных актов, направленных на закрепление нового общественного и государственного строя.

    Освобождение крестьянства возлагалось Пестелем на Временное  верховное правление. Он утверждал, что освобождение крестьян должно последовать непременно с землёй, но считал нужным сохранить за помещиками часть земель, причем эти земли оставались в гражданском обороте. Считал Пестель необходимым немедленно уничтожить и военные поселения, одна мысль о которых «наполняет каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом…».

    Разрабатывая проект нового государственного строя, Пестель  указывал, что верховная законодательная  власть должна принадлежать собранию представителей народа – однопалатному  Народному вечу. Выбираться оно должно из числа граждан, достигших 20 – го возраста, за исключением лиц, работающих в личном услужении у других.

    Исполнительная власть должна быть предоставлена Державной  думе из пяти лиц, избираемых народным вечем на пятилетний срок. Один из её членов выбирается составом Державной  думы в президенты сроком на один год и является главой государства. По истечению года президент выбывал из состава Державной думы и возвращался в состав членов народного веча, а на его место избирался другой из членов Державной думы. Одновременно состав Державной думы пополнялся.

    В волости созывалось земское собрание, состоящее из всех граждан, постоянно в ней проживающих. Земское волостное собрание выбирало наместное собрание в волости и одновременно депутатов в уездное и окружное (губернское) наместные собрания.

    Административное деление  России, по «Русской правде», должно претерпеть значительные изменения, одно из которых  то, что столица переносится в  Нижний Новгород.

    Таков был конституционный  проект Пестеля – «Русская правда»  на нём лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально – крепостной России. Это был самый решительный проект, созданный революционерами – дворянами.

    1.2 Конституция  Никиты Муравьёва.

    Составленный одним из руководителей Северного общества – Никитой Михайловичем Муравьёвым (1795 - 1843) проект конституции (сохранилось три варианта проекта) отличался от проекта П.И.Пестеля большей умеренностью, хотя общими были следующие цели:

    1.ликвидация самодержавия;

    2.отмена крепостного  права;

    3.введение всеобщего  равенства, отмена сословий;

    4.отмена военных поселений.4

    Конституция Н. Муравьёва  использовала опыт Западной Европы, она  была разработана в 1821 – 1825 гг., являясь  плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности.

    Эта конституция в  отличии от «Русской правды» Пестеля  не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией. Она характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Женщины по конституции Н. Муравьёва, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права.

    Крестьянин – общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьёва, «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классово – дворянской ограниченности конституционный проект Н.М. Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера – дворянина.

    Конституция утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе «одни вещи»: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а «право собственности заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно».5 Понятие Родины и её защиты вознесено конституцией Муравьёва на большую высоту: «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества».

    Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо – Американских Соединённых штатов. Вся Россия делилась на 13 держав и 2 области. Державы не имели самостоятельных конституций, их управление и устройство были унифицированы и определялись единой союзной конституцией. Каждая держава имела свои представительные учреждения, в которых сосредоточена верховная власть в лице Державной думы и палаты выборных. Власть исполнительная осуществлялась правителем державы, назначаемым союзным Народным вечем из кандидатов, выдвигаемых членами представительных палат державы.

     

     

     

    Вывод.

                   Из выше написанного можно сделать следующий вывод:

       В среде декабристов возникли сразу две программы: «Русская Правда» П.И. Пестеля и «конституция» Н.М. Муравьёва. В обоих документах намечалось конкретное преобразование общественного строя России: отмена крепостного права, отмена сословий, равенство всех граждан перед законом, развитие экономики и образования.

    Однако, проект конституции  Н. Муравьёва, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени. Но что же касается конституционного проекта Пестеля, то он показал, что был в курсе движения политической мысли своего времени.

    Тем не менее, обе декабристские программы стали значительным, качественно новым шагом в развитии общественной мысли страны.

    На мой взгляд, в  движении декабристов впервые проявил  себя новый социально – психологический  тип активной, творческой личности одухотворённой, способной на самопожертвование ради идеи служения народу.

     

     

     

     

     

     

     

      

     

     

     

     

     

     

      1. Ислам – политико-правовое учение Арабского Востока

    Ислам – это самая  молодая из мировых религий, возникшая в 7 веке на Аравийском полуострове в период перехода арабских племён от родового строя к государственному.

    Ислам видит человечество как объединение под зелёным  знаменем Магомеда.

    Также в исламе присутствуют крайние религиозно – политические меры шииты и сунниты.

    «Ислам» означает «предание  себя божьей воле, покорность».6

    Основателем ислама считают Мухаммеда (Магомета), родившегося около 570г. в Мекке, в небогатой семье из племени курейшитов, составляющих большинство населения этого города. Примерно в 610г. Мухаммед выступил с проповедью скорого конца мира и страшного суда, призвав отказаться от почитания идолов в Мекке и поклоняться единому богу – Аллаху, объявив себя его пророком. Но проповедь Мухаммеда не нашла поддержки, и он вынужден был бежать из Мекки в Ясриб. С даты бегства начинается мусульманское летоисчисление – 622г. Поэтому Ясриб стали именовать городом пророка – так называемой Мединой. Вскоре Мухаммед начал борьбу с племенной верхушкой курейшитов. После того, как Мекка сдалась, население приняло ислам, а Мухаммед возглавил общину верующих как религиозный лидер и правитель.

    Учение Мухаммеда (пророка) было изложено в Коране – священной книге, единая редакция которого была принята в середине 7 века. Вторым источником мусульманского вероучения являлась – Сунна.

    Подобно христианству, ислам  отрицает национальные различия и провозглашает принцип равенства в вере. Последователи ислама рассматриваются как единая семья, община верующих – мир ислама, проверенных людей.

    Теоретически ислам  от христианства отличает принцип активного  вмешательства в «зелёные» дела. В исламе, как и в других религиях, противоречиво сочетаются идеи насилия и мира, любви к ближнему. Что касается духовной природы человека, то ислам не замыкается на её преобразовании для последующей загробной жизни, он ориентирован на воплощение предначертаний пророка здесь и сейчас. Принцип «воздай кесарю кесарево, а богу богово» не соответствует исламу, для него вера должна быть реализована практически. Также настаивает на единовластии в религиозной и государственной сферах. Исламская община – это теократия: власть принадлежит Аллаху и осуществляется общиной через её представителя. И Коран, и Сунна не регулируют подробно политическое устройство. Вместо термина «государство» они используют исламские категории. Такие как «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (преемство).

    Информация о работе Политическая идеология декабристов: преобразование государственного строя России в проектах Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля