Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:28, реферат

Описание работы

Решающее влияние на развитие страны оказывали и ее природно-географические и социальные условия, суровость климата, малая численность населения, оторванность от торговых путей. Земледелие носило межсезонный характер, и постоянно грозил риск остаться без урожая. Поддержание плодородия осуществлялось с помощью залеживания земель, что приводило население к постоянной миграции.Нехватка рабочей силы на рынке труда играла не менее важную роль. Для нормального развития страны необходимы были развивать ремесло и промышленность.

Содержание работы

Введение.
2.Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.
2.1 Военные реформы
2.2 Создание губерний
2.3 Сенат
2.4 Коллегии
2.5 Подчинение церкви государству.
2.6 Синод.
2.7 Утверждение абсолютизма
3.Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Istoria_Shapkin_S_D.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки России

ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»

 

Кафедра «Электроснабжение» 
Электроэнергетический факультет

 

 

 

Контрольная работа

по отечественной истории

тема: «Политические  и административные реформы Петра I.

Утверждение самодержавия в России».

 

                                                           Выполнил:                          
                                                                                      студент группы ЗЭО-16У 
                                                               Шапкин С.Д. 
                                                                 120132871228

                                                          Проверил: 
                                                                      Воротникова Н.С.

 

 

Вологда 2013

Задание 1

Тема: Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.

План

1.Введение.

2.Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.

2.1 Военные реформы

2.2 Создание губерний

2.3 Сенат

2.4 Коллегии

2.5 Подчинение церкви государству.

2.6 Синод.

2.7 Утверждение абсолютизма

 
3.Заключение. 
Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Огромное отличие России VII в от западных стран сразу бросалось в глаза. Московское государство являлось отсталым. Смутное время (1598-1613), привело Российское государство к ослаблению власти, вызвало интерес соседей, принесло России хозяйственную разруху, запустение пашенных угодий и резкое уменьшение численности населения.

  Решающее влияние  на развитие страны оказывали  и ее природно-географические  и социальные условия, суровость  климата, малая численность населения,  оторванность от торговых путей.  Земледелие носило межсезонный  характер, и постоянно грозил  риск остаться без урожая. Поддержание  плодородия осуществлялось  с  помощью залеживания земель, что  приводило население к  постоянной  миграции.Нехватка рабочей силы  на рынке труда играла не  менее важную роль. Для нормального  развития страны необходимы были  развивать ремесло и промышленность. Сухопутная торговля носила вялый и сезонный характер из-за неблагоприятных климатических условий, из-за экономической невозможности создания дорог и магистралей. К тому же отсутствие у России выхода к морям затрудняло связи с развитыми странами Европы. Два моря — Черное и Балтийское — для внешних связей были закрыты Османской империей и Швецией. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск — порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику. России крайне необходимы были преобразования.

После августовского переворота 1689 г. власть в стране перешла к сторонникам семнадцатилетнего царя Петра Алексеевича (правившего формально до 1696 г. совместно с братом Иваном) - П.К. Нарышкину, Т.Н. Стрешневу, Б.А. Голицыну и др. Ряд важных государственных постов заняли также родственники первой жены Петра Е.Ф. Лопухиной (свадьба с ней состоялась в январе 1689 г.). Предоставив им руководство страной, юный царь все силы отдавал потехам, для проведения которых активно привлекал “служилых иноземцев”, живших в Немецкой слободе.

            Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами,  особенно военными. Среди иностранцев  выделялись: ближайший друг царя  Ф. Лефорт, опытный генерал П.  Гордон, талантливый инженер Я.  Брюс и др. А среди русских  постепенно формировалась сплоченная  группировка сподвижников, делавших  впоследствии блестящую политическую  карьеру: А.М. Головин, Г.И. Головкин, братья П.М. и Ф.М. Апраксины,  А.Д. Меншиков. С их помощью  Петр устраивал маневры “потешных”  войск (будущих двух гвардейских  полков - Преображенского и Семеновского), которые проводились в селе  Преображенском. Особое внимание  уделялось Петром становлению  российского мореплавателя.

            За петровскими “военными забавами”  скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к  морю. Архангельский порт из - за  короткой зимней навигации не  мог обеспечить круглогодичную  торговлю. Поэтому ставка была  сделана на выход к Черному  морю.

Итак, на рубеже XVII—XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразований. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привести к различным результатам. В выборе форм развития огромную роль сыграла личность реформатора.

2. Политические и административные  реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.

 

Время правления Петра  I является временем преобразований в стране, временем реформ. Петр Алексеевич (1696- 1725) многое сделал для развития страны. Петровские преобразования начались со строительства флота. Будущие офицеры получали образование за рубежом. Были проведены реформы в области сельского хозяйства, в армии, в сословной и в экономической сферах, в культуре, в промышленности, в торговле. Страна нуждалась в наведении порядка в управлении, поэтому большое значения имеют как раз политические и административные реформы, о которых собственно пойдёт речь. Хотелось бы отметить, что флот и армия для этого человека имели огромную важность с самого детства. Поэтому начнем с военных реформ.

2.1. Военные реформы.

  Московское  правительство  XVII в. Располагало сотнями   тысяч  вооруженного люда и  вместе с тем  ясно  сознавало  отсутствие правильной  организации   и боевой  готовности  своих   войск. Недостатки дворянского   ополчения:  малоподвижность   и  отсутствие  правильной  военной подготовки.  Уже в  XVII веке в Москве  старались  устроить правильные  войска, увеличивая  число  стрелецких полков  и   образуя  полки  "иноземного   строя"  (солдатские,   рейтарские, драгунские)  из людей разных  общественных состояний.  С помощью   иностранных офицеров достигнуты  были большие  результаты;  солдатские  полки ко времени Петра выросли уже до  размеров  внушительной  военной силы.  и стрельцы, и солдаты были не только военными людьми, занимались  не одной службой. Они стали полувоенным, полупромышленным  сословием. При таких условиях их боевая готовность и военные качества не могли быть высокими.

Петр  видоизменил  организацию  войск.  Воспользовавшись старым военным  материалом,  он сделал  регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной.  Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска.

В 1699 г. Появились указы о комплектовании профессиональных армии путем насильственного набора «даточных крестьян». Почти одновременно началось формирование полков наемных вольных людей. Платили им вдвое больше, чем стрельцам.

     Петр привязал  солдата  исключительно к   службе, оторвав  его от дома  и промысла. Воинская  повинность  при нем  перестала  быть  повинностью  одних дворян,  стрелецких и солдатских детей, да "гулящих"  охотников. Повинность эта  легла теперь  на все  классы  общества,  кроме  духовенства и  граждан, принадлежащих  к  гильдиям.  Дворяне  все  обязаны  были  служить  бессрочно солдатами  и офицерами,  кроме  немощных  и  командированных  в  гражданскую службу. С крестьян же и горожан производились правильные  рекрутские наборы, которые в начале шведской  войны были  очень часты и давали  Петру громадные контингенты рекрут. Вся  масса служащего  люда составляла  однородное войско, не уступавшее своими  боевыми качествами лучшим европейским войскам.

     Результаты,   достигнутые   в   этом    отношении   крайне   энергичною деятельностью  Петра,  были  блестящи:  в  конце  его  царствования  русская

регулярная армия состояла из 210 000 человек. Кроме того, было около 100 000 казачьих войск. Во флоте числилось 48  линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 000 человек. Как бы император не любил военное дело, он не забывал и об управлении.

2.2.Создание губерний

Внимание   Петра   было  занято   преимущественно  переустройством  областных  учреждений,  а   затем  перешло  на  организацию  центрального управления. В 1702  г.  Произошло уничтожение старых  губных  старост  и  замена  их  воеводами,  управлявшими совместно   с  присутствием  из  выборных  дворян;  в  1708  г. последовало  разделение России на губернии  ,  во главе которых были поставлены губернаторы.  При них в  качестве советников и помощников  были  учреждены с  1713 г. ландраты;  кроме ландратов дворяне в каждом  уезде для управления уездом  избирали  земского комиссара. Областное управление, много раз изменяясь в своих частностях, приняло в  1719  г. следующие окончательные формы.  Ландраты  были  уничтожены,  но  земские  комиссары остались; государство  было  поделено вновь на 12  губерний,  губернии на провинции, а провинции на уезды.

Во  главе  губернии  стоит губернатор;  во  главе  провинции,  по  общему  правилу,  воевода  или вице-губернатор; в  уездах  финансовое  и полицейское  управление возложено на земских  комиссаров,  которые отчасти  назначались Камер-коллегией, отчасти  же избирались дворянами-землевладельцами  в  уездах.  При  Петре  Великом  были попытки отделить суд от администрации; но  эти  попытки  не увенчались  успехом,  и с 1722  г. администрация  снова участвует  в  деле   суда.  В  каждой   губернии  был   надворный  суд  под  председательством губернатора; в  каждой  провинции действовал провинциальный суд под председательством воеводы.

Все эти местные учреждения,  бывшие  в большинстве  единоличной,  а  не коллегиальной  властью,  касались  лишь  дворян  и  через  их  посредство подчиненных им крестьян; стало  быть,   земское   представительство,   введенное   в   областную  администрацию  в виде  ландратов  и комиссаров, не было  общеземским,  а было сословным; в уезде оно  было дворянским, в  городах - гильдейским  и цеховым, как мы  это  видели  в  обзоре  городского  устройства.  Такой  же  характер единоличного  управления  с  участием  сословного  представительства  носила администрация  и до Петра.

Таким образом, если мы вспомним знакомые нам бурмистрские палаты 1699 г.  городские магистраты 1720 г., то скажем, что Петр  во все время своей деятельности  трудился  над переустройством местного управления. Крупные же  реформы в центральном управлении  начались лишь с 1711 г. В этом году был учрежден Сенат.  В 1718 г. устроены коллегии; в 1721 г. окончательно установлена должность генерал-прокурора. Так,  заботы о местной  администрации  шли  впереди  забот о центральной  администрации.

2.3. Сенат.

     В систематическом  изложении созданная Петром администрация  представится в таком виде.

     Во главе  всего управления  с 1711 г. стоит Сенат. Около 1700 г.  старая Боярская  дума  исчезает  как  постоянное  учреждение  и  заменяется ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит  иногда совещание бояр. Во  время своих беспрестанных поездок  ведение  государственных дел  в Москве Петр поручал  не учреждению,  а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых  чинов и званий. Но в  1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр  вверяет государство не  лицам,  а вновь основанному учреждению.  Это учреждение - Сенат.  Его существование, как объявлял сам Петр,  вызвано именно "отлучками" государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен,  а стал постоянным учреждением.

 Ведомство  Сената  состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел,   выходящих   из  компетенции   коллегий,   и   в   общем   направлении  административного    механизма.    Сенат   был,   таким    образом,   высшим административным  органом  в  государстве.  Ему,  в  последние  годы  Петра, присвоена  была  и  судебная функция: Сенат  стал  высшей судебной инстанцией.

     Должность  генерал-прокурора, учрежденная  в  1722  г.,  должна  была, по  мысли Петра, служить связью  между верховной властью и  центральными органами управления  и средством для контроля над  Сенатом. Петр испытал  много  средств контроля: сперва  за Сенатом  смотрел генерал-ревизор (1715), затем  в Сенате дежурили,  с  целью   ускорения  дел  и  охранения  порядка   в  заседаниях, штаб-офицеры  гвардии  (1721);   средством  контроля   были  и  обязательные протоколы заседаний;  наконец, была учреждена прокуратура.  Генерал-прокурор докладывал государю дела Сената,  а Сенату  передавал волю государя; он  мог остановить решение Сената; указы Сената получали силу только с его согласия; он следил за исполнением этих указов (иначе говоря, за всей администрацией); он,  наконец,   начальствовал  над  канцелярией  Сената.   Под   его  прямым начальством действовали и другие агенты правительственного надзора: обер-прокуроры и прокуроры при  коллегиях и в губерниях (параллельно  с ними  действовали и  лица тайного надзора  обер-фискалы и фискалы).  Такое значение  генерал-прокурора  сделало  его  самым   властным  лицом  во  всей администрации. 

2.4 Коллегии

Под  ведением Сената  стоял  ряд центральных учреждений,  известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720  г. Коллегии  заменили собой старые приказы.  С учреждением Сената, мало-помалу  усваивавшего себе функции главнейших приказов,  эти последние (напр.,  Разряд) заменялись "столами" Сената; мелкие же приказы превращались в канцелярию и конторы разных  наименований и сохраняли прежнюю организацию. Приблизительно c 1711  г. Петр  задумал устроить центральное управление  по западноевропейским  образцам.

Информация о работе Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России