Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:14, реферат
В данном реферате будут освещены предпосылки американской демократии и взгляды некоторых американских просветителей на вопросы политики и права периода борьбы за независимость.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ 4
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯДЫ АМЕРИКАНСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ И ПРАВА 10
2.1 Т. Пейн о государстве и праве 10
2.2 Политико-правовые взгляды Т.Джефферсона 13
2.3 Взгляды А.Гамильтона на государство и право 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Таким образом, одобренная конвентом 17 сентября 1787 г. так называемая Вторая конституция фактически урезывала суверенитет народа. Она не включала и билля о правах, гарантирующего буржуазно-демократические свободы, хотя подобные гарантии имелись во всех конституциях штатов.
Окончательное утверждение Второй конституции со всеми поправками к ней, при всем ее несоответствии воле народа, все же означало упрочение буржуазно-демократической республики и было фактом исторически прогрессивным для эпохи, когда в большинстве стран Европы господствовали феодально-абсолютистские порядки.
Прогрессивное значение революционной войны 1775—1783 гг. заключалось в освобождении американского народа от колониального угнетения, в образовании независимого национального государства, в устранении оков для свободного развития производительных сил и культуры североамериканской нации.
Международное значение американской войны за Независимость проявилось в изменении соотношения сил на мировой арене. Пример победоносного восстания североамериканцев пробудил начавшееся с этого времени национально-освободительное движение против испано-португальского владычества в странах Латинской Америки. Наибольшее влияние американская буржуазная революция оказала на Францию. Возвратившиеся из Америки радикально настроенные офицеры — Лафайет, Сен-Симон, братья Ламет и др., — сравнивая буржуазно-демократические и феодально-абсолютистские порядки, еще более убеждались в обреченности последних. Когда во Франции разразилась революция, народ воспользовался организационным опытом американцев и, совершенствуя его, создал свои конвенты и комитеты безопасности. При составлении французской Декларации прав человека была взята за образец американская Декларация независимости.
Как отмечают многие исследователи истории американской демократии, в США изначально были серьезные предпосылки для ее возникновения. Во-первых, это одинаковое, равное положение переселенцев; в отличие от английской и других политических систем американские социальные институты изначально были «свободны» от иерархических пережитков феодализма и монархизма. Во-вторых, многие были пуританами и перебрались в Америку «вовсе не с тем, чтобы улучшить свое положение или приумножить состояние», а тем, чтобы «жить сообразно собственным принципам и свободно молиться Богу».3 По мнению Токвиля, в Америке благодаря редкой комбинации религиозного пуританского духа и духа свободы возникло стабильное государство, основанное на «равенстве условий». 4
2.1 Т. Пейн о государстве и праве
Томас Пейн (1737-1809), просветитель
радикального направления, участник Войны за независимость
отстаивал идею суверенитета народа и
его право свергать правительство, вышедшее
из-под его контроля.
Томас Пейн относится к числу наиболее
радикальных представителей демократической
политической и правовой идеологии периода
Войны за независимость. Позднее других
ее представителей включившись в освободительное
движение колоний, он первым среди них
в 1775 г. в статье “Серьезная мысль” поставил
вопрос об отделении колоний от Англии
и создании независимого государства.
Он же в памфлете “Здравый смысл” – наиболее
известном его произведении – показал
несовершенство государственного строя
Англии и предложил название государства,
которое должны образовать колонисты,
– “Соединенные Штаты Америки”. Идеи
этого памфлета отразились в Декларации
независимости Соединенных Штатов, автором
которой был Т. Джефферсон. После начала
революции во Франции Т. Пейн публикует
работу “Права человека”, в которой защищает
демократические права и свободы, провозглашенные
во французской Декларации прав человека
и гражданина 1789 г.
Как и многие другие представители
естественно-правовой теории того времени, Т.Пейн различал естественные
и гражданские права человека” вые присущи
ему по природе, "по праву его существования".
К естественным он относил право на счастье,
свободу совести, свободу слова.
С образованием общества и государства
люди передали часть своих естественных
прав в “общий фонд”. Так возникают гражданские
права, принадлежащие человеку как члену
общества. Это те права, которые человек
не способен защитить своей властью. К
ним Т. Пейн относил и право собственности
– право приобретенное, а не естественное.
Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном
состоянии не существовало частной собственности
на землю – земля принадлежала всему человеческому
роду. Частная собственность появляется
с переходом к земледелию, а также в результате
“недоплаты работникам”. Вместе с ней
возникает и деление людей на богатых
и бедных. По природе все люди равны в своих
правах, а деление на богатых и бедных
является следствием появления частной
собственности (у идейного противника
Т. Пейна А. Гамильтона деление на богатых
и бедных имеет естественное происхождение).
Одним из первых в Северной Америке Т.
Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения
и потребовал освобождения рабов.
Анализируя формы государства, Т. Пейн различал “старые” (монархические) и “новые” (республиканские) формы. Т. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл “самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления”. Не имея под собой никакой правовой основы, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Республиканское правление, согласно идеям Т. Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Поскольку в его основе лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.
С этих позиций Т.Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы “сдержек и противовесов” он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Т.Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию. Политические взгляды Т. Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже “пересекли” Атлантический океан и на родине Т.Пейна, в Англии, способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.
2.2 Политико-правовые взгляды Т.
Томас Джефферсон (1743 – 1826 гг.) является
автором Декларации независимости, принятой
4 июля 1776 и обессмертившей его имя. С 1790
по 1793 гг. он был первым в истории США государственным
секретарем и внес значительный вклад
в становление госдепартамента и дипломатической
службы.
С зарождением первых политических
партий Т.Джефферсон стал признанным
лидером демократических республиканцев,
выступавших против ущемления прав штата
и представлявших интересы аграриев и
мелких производителей. В 1797-1801 Т.Джефферсон
был вице-президентом США. В 1800 г. Т.Джефферсон
и его партия одержали триумфальную победу
на президентских выборах. Став президентом,
Джефферсон призвал к национальному единству,
достижению партийного согласия ради
блага страны. Фраза Т.Джефферсона «все
мы республиканцы, все мы федералисты»
стала хрестоматийной, а ее автор — одним
из основоположников двухпартийной системы.
Курс администрации Т.Джефферсона отличался
прагматизмом, склонностью к компромиссам.
Были сокращены армия и флот, аппарат управления,
уменьшен государственный долг. Объективный
путь развития США побудил Т.Джефферсона
отказаться от его излюбленной идеи создания
«республики мелких земельных собственников»
и заявить о том, что «земледелие, мануфактуры,
торговля и судоходство — четыре столпа
нашего процветания».5 Он отходит от принципа невмешательства
государства в экономику, а отстаиваемые
им ранее идеи свободы торговли уступают
место протекционизму.
В Декларации
отражаются политические взгляды Т.Джефферсона.
Правительство, писал Т.Джефферсон в Декларации
независимости, создается людьми для охраны
естественных прав человека, и власть
правительства проистекает из согласия
народа повиноваться ему. Последовательно
развивая идею народного суверенитета,
Т.Джефферсон заключает, что в силу такого
происхождения власти правительства (создается
народом) и такого условия ее существования
(согласие народа) народ вправе изменить
или уничтожить существующую форму правления
(существующее правительство), что “долгом
и правом” людей является свержение правительства,
стремящегося к деспотизму. Право на революцию,
таким образом, обосновано, и обосновано
убедительно.
Далее, в Декларации независимости содержится 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить в Декларации “именем и властью доброго народа колоний наших”6 отделение колоний от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, – право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов. Для характеристики политических взглядов Т.Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Т.Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей.
«Декларация независимости», написанная Джефферсоном без прямого влияния философских источников, выражала просвещенческие идеалы равенства всех граждан, народного суверенитета и права на революционное преобразование общества.7
Т.Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Т. Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.
Александр
Гамильтон (1755-1804) был одним из тех наиболее
видных политических деятелей периода
образования США, чьи теоретические воззрения
и практическая деятельность оказали
решающее воздействие на содержание Конституции
США 1787 г. В период непосредственной подготовки
Конституции, а особенно после ее принятия
в стране разгорелась острая политическая
борьба между федералистами и антифедералистами.
Внешне основой раскола на эти политические
группировки было отношение к намеченной
Конституцией федеральной форме государственного
устройства США.
Гамильтон
принадлежал к числу наиболее влиятельных
лидеров федералистов, считавших, что
федеративное устройство преодолевает
слабость конфедеративной организации
США, закрепленной “Статьями конфедерации”
1781 г. Только сильная центральная власть,
по их мнению, способна создать прочное
государство и не допустить дальнейшего
развития демократического движения масс,
возросшего после победы в Войне за независимость.
Федерация, утверждал Гамильтон, будет
барьером, препятствующим внутренним
раздорам и народным восстаниям.
Федералисты фактически представляли
интересы крупной торговой и промышленной
буржуазии и плантаторов. Антифедералисты
выражали устремления малоимущих и неимущих
слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей
и торговцев, наемных рабочих. Политические
позиции Гамильтона определились еще
в период, предшествовавший Войне за независимость,
когда он выступал за мирное урегулирование
конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические
воззрения вполне совпадали с этой позицией.
Они сложились под решающим воздействием
теории разделения властей Монтескье,
на которого, как известно, большое впечатление
произвело конституционное устройство
английской монархии. Это устройство Гамильтон
и считал необходимым положить в основу
Конституции США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Американские мыслители не внесли существенно новых положений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но бесспорна их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США (например, республиканское истолкование теории разделения властей). Характер этой трактовки определялся теми классовыми интересами, которые она отражала.
В политических и правовых взглядах Т. Пейна и Т. Джефферсона проявились демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, выражавшие настроения и чаяния простых людей. У А. Гамильтона естественно-правовая доктрина получила иное истолкование, отвечавшее компромиссным тенденциям в среде высших слоев колонистов в борьбе с Англией. Общие, в принципе, теоретические посылки привели поэтому к различным практически-политическим и конкретно-правовым выводам. В политике это проявилось в разном отношении к государственному строю Англии и идеализировавшим его теориям Локка и Монтескье.
Если Т. Пейн и Т. Джефферсон не считали
его совершенным, а названные теории убедительными,
то А. Гамильтон стоял на противоположных
позициях. В области правовой такое же
различие в отношении к естественному
равенству людей и вытекающему из него
равноправию граждан, противником которого
был Гамильтон и горячими сторонниками
– Т. Пейн и Т. Джефферсон, распространявшие
принцип равенства людей и на негров-рабов.
Оценивая политические и правовые взгляды
Пейна, Джефферсона и Гамильтона, необходимо
иметь в виду и еще одно существенное обстоятельство
– впервые в истории идеи естественно-правовой
доктрины были конкретизированы в конституционных
установлениях, закреплены в конституционных
документах. Так, Декларация независимости
Соединенных Штатов, провозглашая образование
США как независимого государства, закрепила
развитые Т. Пейном и Т. Джефферсоном идеи
народного суверенитета и права народа
на революцию. Взгляды А. Гамильтона послужили
теоретической базой для разработки Конституции
США 1787 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гомбоева Л.В. Введение в западную философию свободы. Улан-Удэ. Издательство ВСГУТУ. 2011.
2. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаева Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. У-Удэ. 2004.
Информация о работе Политические и правовые учения в США периода борьбы за независимость