Политические и правовые взгляды Бакунина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

С именем Бакунина стало связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма - одного из заметных направлений в идеологии мелкобуржуазной революционности. Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест против религии.
Бакунин не отрицал вообще власть, авторитет, дисциплину, управление, диктатуру. Размышляя над этими проблемами, он постепенно сужал объект отрицания в своей теории и признавал социальные разновидности вышеназванных явлений. С этим послепенным процессом дифференциации отрицаемого и не отрицаемого в теории Бакунина, связаны и некоторые ее противоречия.

Содержание работы

1. Ведение.
2. Глава I. Теоретические взгляды М.А. Бакунина.
3. Глава II. Политическая деятельность Бакунина в России.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ИППУ.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

                                       Содержание

  1. Ведение.
  2. Глава I.      Теоретические взгляды М.А. Бакунина.
  3. Глава II.    Политическая деятельность Бакунина в России.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

                                        Введение

Михаил Александрович  Бакунин (1814-1876) - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Биография  Бакунина необычна. Он родился 18 (30) мая 1814 г. в семье тверского помещика, принадлежавшего к древнему дворянскому  роду, в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии. Здесь он получил свое начальное образование и воспитание. По настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдал экзамены и поступил в Петербургское артиллерийское училище. Однако свободолюбивая натура молодого дворянина не давала Михаилу Александровичу покоя: в 1834 году он был отчислен за дерзость начальнику училища.

Затем он служил в артиллерийских частях, но довольно скоро почувствовал, что образ жизни и карьера  военного офицера – не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой – в 1835 году самовольно оставил  службу, из-за чего едва не подвергся  аресту за дезертирство.

Последующие годы Бакунин  посвятил философскому самообразованию  и провел их большей частью в Москве. Михаилу Александровичу был 21 год, когда  он стал участником литературно-философского кружка Станкевича, где принимал активное участие в обсуждении философских  вопросов, интересовавших тогда русскую  передовую интеллигенцию, и где  Бакунин познакомился с В.Г. Белинским  и А.И. Герценом.

Общество молодых революционеров не могло не влиять на взгляды Бакунина. Под воздействием критики существующей действительности и крепостнического строя Михаил Александрович убедился в несовершенстве устройства Российской империи и в необходимости  безотлагательного переустройства общественного строя. Позднее он, разделяя убеждения Станкевича, считал основной задачей интеллигенции пропаганду своих спасительных идей в народе, который и сможет свершить тот переворот, который установит совершенный порядок в государстве.

Формирование политических взглядов Бакунина происходило в  обстановке напряженных идейных  исканий в период, последовавший  за восстанием декабристов, поэтому  уже в первых его работах проглядывает самостоятельное политическое мышление. В 1842 в журнале А. Руге «Немецкий  ежегодник по вопросам науки и  искусства» Бакунин опубликовал  статью «Реакция в Германии», в которой  признал необходимость «полного уничтожения существующего политического  и социального строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть».

В Цюрихе он познакомился с  утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. В феврале 1844 русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен к ссылке в Сибирь.

Живя в Париже, Бакунин  сблизился с П.Ж. Прудоном, пропагандирующим анархистскую теорию «ликвидации государства», познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом  на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». С середины 1840-х гг. Бакунин  отстаивал идею создания федерации  славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В 1848 г. написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению  империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной  федерации славянских народов.

В 1848-49 Михаил Александрович  был одним из руководителей восстаний  в Праге и Дрездене. После разгрома Дрезденского восстания (1849) арестован  и как один из вождей бунтовщиков  и приговорен саксонским судом к  смертной казни, замененной пожизненным  заключением. В 1850 был передан австрийским  властям, заключен в крепость. В 1851 выдан  царскому правительству и доставлен  в Петербург, где был заключен в Петропавловскую крепость. По требованию Николая I Бакунин написал «Исповедь» (опубликована в 1921 г.). По форме она носила характер покаяния, однако, по мнению председателя Государственного совета А. И. Чернышева, не имела «ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного».

Сбежав из ссылки, Бакунин  вновь включается в европейское  революционное движение. В Лондоне  он сотрудничал в «Колоколе» Герцена, с которым вскоре разошелся (Герцен осуждал политический авантюризм Бакунина). В последующие годы Бакунин неустанно  создавал сеть тайных революционных  обществ в Европе, участвовал в  Лионском восстании (1870), возглавлял выступление  анархистов в Болонье (1874) и т.п.

Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения и первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская коммуна 1871 года во Франции). I Интернационал, или международное товарищество рабочих, был учрежден в 1864 г. в Лондоне Марксом и Энгельсом, секции которого впоследствии были образованы в большинстве стран Европы и в США. Бакунин вступил в I Интернационал в 1868 г. в Женеве.

Несмотря на болезнь и  тяжелое финансовое положение, Бакунин  до самого конца жизни сохранял стойкость  революционных убеждений, писал  воззвания и прокламации, планировал новые революционные акции.

Теперь с именем Бакунина стало связано зарождение и распространение  идей так называемого коллективистского  анархизма - одного из заметных направлений  в идеологии мелкобуржуазной  революционности. Наиболее сильными сторонами  учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета  в современных ему обществах, протест против религии.

 

Глава I.     Теоретические взгляды М.А. Бакунина

 

Несмотря на богатство  современной отечественной литературы, непосредственно относящейся к  анализу философии Михаила Александровича, многие труды имеют недостатки, один из которых - некомпетентность в вопросе  зарубежной историографии. Естественно, что такие работы не могут претендовать на роль объективных исследований проблем  бакуниноведения. Обращение к научным традициям зарубежных авторов имеет значение по ряду причин. Во-первых, теоретические построения западных ученых не находились под влиянием марксистско-ленинской идеологии, что позволяло им открыто выражать свою точку зрения. Во-вторых, основная источниковая база, находящаяся в Европе, дает зарубежным исследователям возможность к более пристальному и объективному изучению философии Бакунина. В-третьих, следует признать, что русский дворянин Бакунин отчасти является интернациональным философом, т.к. все его главные философские труды написаны в Европе, под воздействием происходящих там социально-политических событий, и рассчитаны преимущественно на европейскую аудиторию. Разумеется, и атмосфера, в которой действовал Михаил Александрович, оказывала на него влияние, поэтому, чтобы заниматься изучением творчества этого мыслителя, понять его ход мыслей необходимо или думать по-европейски, или, во всяком случае, владеть теоретическими достижениями зарубежных авторов.

В связи с этим представляется актуальным проанализировать воззрения  современных западных исследователей по проблемам философии М. А. Бакунина. Наиболее популярной темой для современных  зарубежных исследователей является полемика Бакунина с Марксом. Так Фредерик Коплстон признает, что конфликт между ними носил личностный характер. В 1868 в Женеве Бакунин вступил в I Интернационал, организацию Маркса и Энгельса, но вместе с тем он организовывал международное анархическое движение, активно вербовал своих сторонников в созданную им тайную организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая, по его замыслу, должна была играть роль революционного авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии двух этих вождей, так и в теоретических расхождениях. Итогом этой борьбы, как мы знаем, стало исключение в 1872 году Бакунина из Интернационала на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом.

По заявлению Роберта  Катлера, Бакунин "рассматривал принятие всеобщего избирательного права как участие в буржуазном мире и таким образом компромисс с ним". В противоположность Бакунину, Маркс и Энгельс поощряли участие пролетариата в буржуазной политике. Веря в то, что пролетариат является классом, который неизбежно будет составлять большую часть человечества, они не возражали против голосования по большинству. Исходя из этого, а также за симпатию Маркса к не самым бедным слоям пролетариата, Криста Дерикум делает вывод, что Бакунин видел в концепции своего оппонента продолжение идей буржуазной политики.

Многие современные зарубежные историки философии высоко оценивают  отношение Бакунина к проблеме свободы. Их привлекает то, что Михаил Александрович  понимал свободу не абстрактно, а  через социальную основу. Бакунин  отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой  формы использования государственной  власти революционерами. Задачу революционной  организации он видел в установлении «живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Только с таким пониманием свободы можно реализовать идеал  анархии.

Интересно понимание философии  Бакунина Дэвидом Морландом, отчасти схожее с мнением Келли. Морланд дает определение бакунинскому анархизму как "авторитарному". Он возмущен, что в бакунинском обществе будущего всем обязательно нужно трудиться, и считает, что такое принуждение говорит о несовместимости между бакунинским желанием свободы и авторитаризмом. Морланд видит недостаточную жизнеспособность общества будущего Бакунина. Но нам думается, что принцип распределения богатства, основанный на проделанной работе более действенен, т. к. имеет стимул, чем принцип "от каждого по потребностям - каждому по труду".

Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция»(1871) и «Государственность и анархия» (1873). М.А. Бакунин на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге «Государственность и Анархия» он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза “производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”. 

По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера  должна была стать поддержка в  народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию.

Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут  стать очагом всенародной и всеплеменной, интернациональной социальной революции. Славяне, в противоположность немцам, не питают страсти к государственному порядку и к государственной дисциплине. В России государство открыто противостоит народу: “Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись”.

Написанное Бакуниным  и опубликованное в 1873 г. «Прибавление А» к книге «Государственность и анархия» стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного бунта. Бакунин писал, что в русском народе существуют “необходимые условия социальной революции. Он может похвастаться чрезмерною нищетою, а также и рабством примерным. Страданиям его нет числа, и переносит он их не терпеливо, а с глубоким и страстным отчаянием, выразившимся уже два раза исторически, двумя страшными взрывами: бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не перестающим поныне проявляться в беспрерывном ряде частных крестьянских бунтов”.

Исходя из основных положений  теории “русского социализма”, Бакунин  писал, что в основании русского народного идеала лежат три главные  черты: во-первых, убеждение, что вся  земля принадлежит народу, во-вторых, что право на пользование ею принадлежит  не лицу, а целой общине, миру; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), “общинное самоуправление и  вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству”.

Вместе с тем, предупреждал Бакунин, русскому народному идеалу присущи и затемняющие черты, замедляющие его осуществление:

1) патриархальность,

2) поглощение лица миром, 

3) вера в царя.

В виде четвертой черты  можно прибавить христианскую веру, писал Бакунин, но в России этот вопрос не так важен, как в Западной Европе. Поэтому социальные революционеры  не должны ставить религиозный вопрос на первый план пропаганды, поскольку  религиозность в народе можно  убить только социальной революцией. Ее подготовка и организация –  главная задача друзей народа, образованной молодежи, зовущей народ к отчаянному бунту. “Надо поднять вдруг все  деревни”. Эта задача, замечал Бакунин, не проста.

Информация о работе Политические и правовые взгляды Бакунина