Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:44, реферат
Судьба выдающегося российского реформатора Михаила Михайловича Сперанского необычна и удивительна. Сын бедного сельского священника стал одним из первых лиц в государстве, получил все мыслимые награды и был возведен в графский титул. Мнения о Сперанском были полярными, даже внешность его описывали по-разному в зависимости от отношения к реформатору. Одна из мемуаристок писала, что у Сперанского был мучительный взгляд "издыхающего теленка", а вот другой современник узрел в них отблеск дьявольского огня и всерьез уверял, что всякий раз при его появлении обонял запах серы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЭПОХА РЕФОРМ………………………………………………………………...4
ЗАПИСКИ И ПРОЕКТЫ………………………………………………………..10
ПРЕОБРОЗОВАНИЯ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
В свите
императора французов выделялся
Шарль Морис Талейран, самой заметной
фигурой в свите русского императора
был, безусловно, Сперанский. Французский
министр иностранных дел и
русский статс-секретарь
Разумеется,
Сперанский встречался и с Наполеоном.
Дочь реформатора решительно опровергает
чрезвычайно устойчивую, кочующую из
книги в книгу легенду (сочиненную
большим мистификатором Ф. В. Булгариным)
о том, что французский император,
очарованный и восхищенный
Один из первых биографов Сперанского, лично его знавший, записывавший рассказы современников о нем, приводит колоритный эпизод: "В Эрфурте, подойдя к Сперанскому на одном бале, Александр Павлович спросил его: Как находит он чужие края в сравнении с Россией? - "С первого взгляда, - отвечал Сперанский, - мне кажется, Государь, что здесь установления, а у нас люди лучше". Этим ответом, заключавшим в себе так много, Государь был так доволен, что тут же сказал ему: "Возвратясь домой, мы с тобою много об этом говорить будем".6
Сперанский
возвращается в столицу в новом
статусе: друг (как тогда говорили,
наперсник), ближайший сподвижник монарха,
абсолютный фаворит, по мнению В. Пригодича,
- в ранге вице-императора (А.А.Аракчеев
займет это место лишь после "падения"
Сперанского). Сперанский стал определять
внутреннюю и внешнюю политику государства
(секретная дипломатическая
ЗАПИСКИ И ПРОЕКТЫ
Сперанский недаром снискал славу "золотого пера". Наряду с выполнением многочисленных обязанностей по службе он подготовил ряд проектов и записок. Записки Сперанского были предназначены для узкого круга читателей, прежде всего для царя. Широкой публики они стали известны много позже смерти реформатора, сначала только в цитатах и в выдержках, и лишь почти век спустя они были опубликованы в полном виде. Какие же идеи развивал в своих проектах реформатор и почему в подцензурной России его труды столь долгое время находили неудобным для публикации.
В записке "О коренных законах государства"7, написанной Сперанским в 1802 г., подчеркивалось, что источником власти правительства является государство, а в основе всего в государстве лежит закон. "Всякое правительство существует на условии и доколе оно исполняет сие условие, дотоле оно законно". Силу же правительства составляет народ. В зависимости от степени законности, Сперанский различает два образа правления: 1) деспотическое, которое смыкается с патриархальным или домашним; 2) ограниченную монархию или умеренную аристократию. Этот тип правительств возникает на основе коренных законов государства, какими народ ограничил власть правительства.
По мнению Сперанского, любое государство имеет два образа правления, которые подчас противоречат друг другу: внешний и внутренний. Внешний образ правления это: "все те гласные и открытые постановления. Грамоты, учреждения, уставы, коими силы государственные содержатся между собою в видимом равновесии".
Внутренний образ правления: "это такое расположение государственных сил, по коему ни одна из них не может взять перевеса в общей системе, не разрушив всех ее отношений".
Сперанский делит всех граждан государства на два больших класса: высший (дворянство) и низший (народ). Дворяне обладают активным избирательным правом и, будучи избранными, на государственной службе должны быть независимы, а " пользы их были соединены с пользами народа". Народ как низший класс имеет право на собственность, участие в составлении коренных законов, участие в управлении и "на суд равных ему".8
Важное внимание Сперанский уделяет единству народа. Он пишет: "А главное народ должен быть единым во всей своей массе. А если народные группы будут сражаться, то им нечего будет противопоставить правительству."
Сперанский
выступает за постепенное ограничение
прав дворянства. По его мнению, это
можно сделать путем
В том же 1802 г. Сперанским была подготовлена записка "Размышления о государственном устройстве империи”9. В этой работе Сперанский пишет о том, что метания от одного плана государственного устройства к другому приводит к отсутствию определенного образа правления и четких институтов власти, и, следовательно, самые "благоразумные и спасительные законы" не имеют смысла.
Если в государстве правит самодержавный монарх, то "народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит". Попытки механического заимствования опыта других государств, которые те государства приобретали веками, не приведут к реальному изменению ситуации в стране, но заставят народ думать, что все изменилось.10
Хотя перенятый опыт и не изменит ситуации, но познакомит людей с "именами прав, законов, преимуществ, свободы. И очень скоро поймет, что все эти свободы он имеет только на словах и рано или поздно явится благотворительный гений".
Без
общего плана реформ даже государь,
искренне горящий желанием преобразований,
неизбежно погрязнет в
1) народы,
проснувшиеся от спячки "найдут
себя в бездне рабства. Тогда
бешенство страстей народных, неминуемое
следствие слабости, заступит место
силы и благоразумия. Необузданная
вольность и безначалие
2) Если
цепи народа так волшебно
Но ни один деспотический государь не сможет править справедливо и беспристрастно, благодаря людям из своего окружения, которые, не имея при деспотической власти политического веса, захотят быть хотя бы "независимо богатыми". "…Корыстолюбие столь сильно душами не обладает, как при неограниченном правлении".
И даже если государь их разоблачит, сможет ли он править с таким окружением? Да и сам государь не застрахован от пристрастности; чтобы быть деспотом справедливым, надо быть почти Богом, пишет Сперанский.
Если вся система государственного управления держится лишь на единоличной самодержавной власти, а не на законах и общегосударственном едином плане преобразований, то любые преобразования бессмысленны: управление на местах выльется в произвол чиновников, а все преобразования будут локальны, противоречивы и лишь будут тормозить друг друга.
В 1803
г. Сперанский завершил обширный труд "Об устройстве судебных и правительственных
учреждений в России"11. В этой работе Сперанский пытается разобраться,
из каких частей "слагается государственное
управление вообще", определить компетенцию
каждой из этих частей, в т. ч. пытается
исследовать устройство монархического
правления и на основе своих теоретических
рассуждений составить приемлемый для
России образец управления. По мнению
Сперанского, в ведении всякого правительства
находятся «четыре главных предмета»:1)
Полиция, 2) Суд, 3)Войско, 4)Внешние сношения
и государственное хозяйство. Управление
страной должно быть организовано на принципах
подотчетности, единой организации административно-
Органами исполнительной власти являются учреждения. Они относятся: «1) к полиции, 2) к экономии, 3) к системе воинской,4) к системе внешних сношений».В России, по мнению Сперанского, прежде всего в усовершенствовании нуждаются полиция и экономия. Все предметы государственного управления делятся на предметы, относящиеся к законодательной власти, и предметы, относящиеся к исполнительной власти. К законодательной власти относится все, что касается "постановления, усовершенствования и охранения законов"; к исполнительной - все, что касается постановления временных учреждений и исполнения законов. Законы Сперанский делит на три рода: Государственный (Конституционный), гражданский и уголовный.
Сперанский также определяет функции Сената исполнительного, законодательного; Суда и полиции. В частности, Сенат исполнительный состоит из отделения управления (администрации) и отделения суда, а Сенат законодательный составляют сенаторы, назначаемые губернаторами. К компетенции законодательного Сената относятся «постановления закона гражданского и уголовного»; «усовершенствования закона гражданского и уголовного и охранение закона в исполнении его». На первое время Сперанский делит Сенат исполнительный на две части: судную и управление. Судная часть включает в себя гражданские и уголовные департаменты. Суды делятся на уголовные и гражданские. Дела в суд поставляются от Сената судного, от Комиссии, от Сената управляющего, от Государя и от министерств. Судебный процесс состоит из трех главных частей: следствия, суждения и приговора.
В 1804 написал две работы "О духе правительства" и "О образе правления", но главным теоретическим трудом Сперанского по праву считается "Введение к Уложению государственных законов"12. Предыстория этого сочинения была такова еще в самом конце 1808 г. император объявил Сперанскому, что "желает даровать России конституцию". Царь передал реформатору весьма поверхностные конституционные проекты Новосильцова, Чарторыйского и барона Розенкампфа. Забраковав проекты предшественников, Сперанский вновь с головой погружается в работу, и в октябре 1809 г. было завершено "Введение к Уложению государственных законов". К началу октября 1809 г. "Введение к уложению государственных законов" или "План всеобщего государственного образования", как иначе называл его Сперанский.
Сперанский рассуждает о законах государственных вообще, "о разделении их на основные или неподвижные и преходящие", обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров до волостного правления. В сопроводительном письме к "Введению" Сперанский писал: "Существенные правила вводимого порядка должны состоять в том, чтобы не терять времени, но избегать всякой торопливости; каждое установление открывать не прежде, как все образование его будет изготовлено, и, наконец, переход от настоящих установлений к новым так учредить, чтобы оно казалось самым простым и естественным, чтобы новые установления казались возникающие из прежних, чтобы ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей его силе, ежели бы, паче чаяния, встретились к новому какие-либо непреоборимые препятствия".
"Власть",
- подчеркивал Сперанский ,- должно
различать от самовластия.
Информация о работе Политические проекты Михаила Сперанского