Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:44, реферат
Судьба выдающегося российского реформатора Михаила Михайловича Сперанского необычна и удивительна. Сын бедного сельского священника стал одним из первых лиц в государстве, получил все мыслимые награды и был возведен в графский титул. Мнения о Сперанском были полярными, даже внешность его описывали по-разному в зависимости от отношения к реформатору. Одна из мемуаристок писала, что у Сперанского был мучительный взгляд "издыхающего теленка", а вот другой современник узрел в них отблеск дьявольского огня и всерьез уверял, что всякий раз при его появлении обонял запах серы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЭПОХА РЕФОРМ………………………………………………………………...4
ЗАПИСКИ И ПРОЕКТЫ………………………………………………………..10
ПРЕОБРОЗОВАНИЯ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
Сперанский приходит к заключению, что "истинная сила правительства состоит: 1) в законе, 2) в образе управления, 3) в воспитании, 4) в военной силе, 5) в финансах". Из этих элементов "три первые у нас", по его словам, почти не существуют.
Верховная
власть. Сперанский не посягал на монархическое
государственное устройство. Императору
принадлежала вся полнота власти.
В "Проекте Уложения государственных
законов" он очертил прерогативы
монарха: "По праву державной власти
и в порядке, для нее установленном,
император есть верховный законодатель,
без коего никакой закон
От него проистекают все почести и награды в воздаяние заслуг, законом определенные."
Вместе
с тем в проекте М. М. Сперанского
были четко определены пределы самодержавной
власти. Никакой закон не мог вступить
в действие без одобрения реформированных
и вновь созданных
Связующим
звеном между монархом и различными
ветвями власти, по замыслу Сперанского,
должен был стать Государственный
совет: "В порядке государственных
установлений Совет представляет сословие,
в коем все действия части законодательной,
судной и исполнительной в главных
их отношениях соединяются и чрез
него восходят к державной власти
и от нее изливаются". Государственный
совет был создан в 1801 г., но не имел
реального влияния на государственные
дела. Сперанский предлагал начать
преобразования с придания Совету
большего объема полномочий: "...все
законы, уставы и учреждения в первообразных
их начертаниях предлагаются и рассматриваются
в Государственном совете и потом
действием державной власти поступают
к предназначенному им совершению".
Государственный совет
Законодательная власть, или "Порядок законодательный", по мысли Сперанского, должна была состоять из выборных учреждений. Разумеется, в его проекте, не шла речь о всеобщем избирательном праве. Участие в выборах могли принимать только владельцы недвижимой собственности, при этом выборы были четырехступенчатыми. Тем не менее проект представлял огромный шаг вперед по сравнению с российской действительностью. План преобразований состоял в том, чтобы привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы выборов
Выборные учреждения представляли собой стройную систему органов различного уровня, или "четырех степеней", как называл их Сперанский. Первую - низшую степень представляли Волостные думы, которые созывались каждые три года в волостных селениях или волостных городах. Волостные думы выбирали волостные правления, утверждали отчет в сборах и употреблении сумм, вверенных правлениям и выбирали депутатов в Окружные думы, которые в свою очередь избирали депутатов в Губернские думы. "Из депутатов, представленных от губернской думы, - писал Сперанский, - составляется законодательное сословие, под именем Государственной думы". Это учреждение, по определению Сперанского, "есть место равное Сенату и министерству". Государственная дума должна была собираться ежегодно в сентябре месяце, а срок ее работы определялся количеством дел, предлагаемых ей для рассмотрения.
Судебная
власть, или "Порядок судный" был
представлен системой учреждений, строго
соответствовавших учреждениям
законодательным. Судом первой степени
являлся Волостной суд, в ведение
которого находилось разбирательство
гражданских дел и взыскание
за маловажные полицейские проступки.
Следующая инстанция - Окружной суд
делился на два отделения: гражданское
и уголовное. Председатель Окружного
суда избирался из "20-ти отличнейших
обывателей округа" (список которых
составлялся Окружной думой") и
утверждался министром юстиции.
Губернский суд составлялся на тех
же началах, что и окружной. Председатель
избирался министром юстиции
из списка 20-ти "отличнейших обывателей",
представленном Губернской думой и
утверждался Государственным
В проекте Сперанского предусматривалось введение суда присяжных: "Закон определяет случаи, в коих председатель, особливо в отделении уголовном, обязан требовать депутатов из окружного совета для составления суда присяжных". В данном случае проект Сперанского значительно опередил свое время, так как суд присяжных появился в России только более чем полвека спустя.
Высшей судебной инстанцией, по проекту Сперанского, был Сенат, созданный в 1711 г. Петром Великим, как высшее государственное учреждение. К началу XIX столетия Сенат превратился в громоздкий, плохо управляемый орган, состоявший из девяти департаментов, работа которых строилась по территориальному принципу, причем часть департаментов со времен Екатерины II находилась в Москве. С 1802 г. должность генерал-прокурора, возглавлявшего Сенат, была соединена с должностью министра юстиции. Высший судебный орган империи оказался в подчинении одного из министров, представителя исполнительной власти.
Сперанский
подчеркивал: "Сенат есть верховное
судилище для всей империи". Однако,
по его замыслу, функции Сенаты не
должны были ограничиваться только
судебными дел. В сущности, Сперанский,
развивая идеи, изложенные им за шесть
лет до этого в "Записке об устройстве
судебных и правительственных
Что же касается Судебного сената, то он, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. "Только сим способом можно доставить Сенату ту степень свободы, независимости и уважения, которые должны принадлежать высшему в империи судебному сословию", - писал Сперанский. Предлагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежать.
Предполагалось приблизить Судебный сенат к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).
Исполнительная власть, или порядок исполнительный, по словам Сперанского, "подобно прочим частям слагается из четырех главных разделений": волостное управление во главе с начальником, окружное управление во главе с окружным начальником, губернское управление во главе с губернатором. Сперанский предлагал значительно расширить власть губернаторов, указывая, что "В настоящем порядке одна только полиция состоит прямо в управлении губернатора, на прочие части он имеет косвенное только влияние. Отсюда происходит недостаток связи и непрерывные почти одной части к другой". Для координации действий различных ведомств в губерниях он предлагал создать губернское правительство, подразделявшееся на три "экспедиции": полицейскую, народной промышленности, казенную.
Губернские и окружные управления, по выражению Сперанского, составлялись на тех же самых правилах. но только в меньшем виде, что и министерства. Сперанский, сам принимавший участие, в создании министерств, подчеркивал: "Нет сомнения, что устроением министерств в 1802-м году положено весьма важное начало устройству государственных управлений. Он неоднократно обращал внимание на то обстоятельство, что "коллегиальные формы, медленные и осторожные, с трудом приспособляются к управлению" и приводил в качестве доводов комические рассказы о том, как австрийские генералы проигрывали сражения вследствие беспрестанного вмешательства военных советов. Хорошо исполнить можно только собственные планы. Единоличный характер административной власти он объяснял еще и тем, что за решение, которое принято многими, в сущности, не отвечает никто.
Однако Сперанский лучше кого-либо видел недостатки существующей министерской системы. Он обращал внимание на отсутствие надлежащей ответственности министров. Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, но поскольку трудно исполнять законы, которые не находят понимания в обществе, то министрам ничего не оставалось как или уклоняться от их исполнения, или "с горечью и молчанием переносить тяжесть своего положения". Сперанский отмечал также некоторую неточность и несоразмерность в разделении дел, а также недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство.
Сперанский
предлагал: 1) определить инструкциями
границы деятельности министерств,
их четкую ответственность за определенную
сферу деятельности; 2) упразднить министерство
коммерции, присоединив его к
министерству финансов; 3) создать министерство
путей сообщения, так как "в
России все еще надобно заводить
и вновь строить"; 4) учредить "особое
государственное казначейство" и
особый же государственный контроль.
Предложение это объяснялось
тем, что министерство финансов занималось
источниками доходов, движением
входящих в казначейство капиталов,
их выделением, отчетом (контролем) в
расходовании средств. Министр финансов,
таким образом, сам себя и контролировал;
5) создать специальное
"Министерство,
- писал Сперанский во "Введении",
- на сих основаниях
В записке "Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам" Сперанский уже переводит вопрос из теоретической в чисто практическую Эту работу он начинает словами, которые стали для него правилом всех преобразований: "сила всех преобразований состоит в том, чтобы постановить образ правления на неприменяемом законе, дать внутреннее политическое бытие России". По мысли Сперанского, таким неприменяемым законом должна стать Конституция, четко оговаривающая:
1) Права державной власти.
2) Права престола и его наследства
3) Образ составления законов их сила и действия
4) Права
подданных, разделение
5) Законы органические, т. е. устройство тех установлений, коими закон составляется и исполняется.
В качестве основных преобразований государственного устройства Сперанский предлагает:
- учредить
Государственную Думу в
- установить Сенат как высшую судебную власть и суды губернские, окружные и волостные.
- устроить
министерства как
Далее Сперанский по дням расписывает план реализации этих проектов.15
I. Первым
должен быть открыт
II. "Вместе
с открытием Совета министров
финансов и казначейства, кои
с 1-го Января и должны
III.
"В то же время открыть
и министерство полиции и
IV. Одновременно и в течение того же времени дела из 1-го Департамента Сената "разлетятся по министерствам", пойдут в Департаменты Совета.
V. Назначить
Канцлера Юстиции, "поручив ему
на первый раз в общих
Информация о работе Политические проекты Михаила Сперанского