Политические реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:28, контрольная работа

Описание работы

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Содержание работы

1. Введение. Предпосылки Петровских реформ …………….стр.3-5
2. Главная часть.
2.1. Первые реформы……………………………………………стр.5-9
2.2.Сенат и коллегии……………………………………………стр.9-12
2.3.Реформа местного самоуправления………………………..стр.12-15
2.4.Финансы и бюджет………………………………………….стр.15-16
2.5.Военная реформа……………………………………………стр.16-17
2.6.Реформа сословного устройства русского общества……..стр.17-18
3. Заключение. Значение, результаты, последствия……………стр.18-20
Список используемой литературы……………………..............стр.21

Файлы: 1 файл

кр по истории «Политические реформы Петра 1».doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО  ПО  КУЛЬТУРЕ  И  КИНЕМАТОГРАФИИ

 

                                    тАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ

      Федерального государственного  образовательного учреждения

                      высшего профессионального образования

      «Московский  государственный университет культуры и искусств»

                      (Тамбовский филиал ФГОУ ВПО  МГУКИ)

                             Кафедра менеджмента организации

 

 

 

 

                               Кузнецов Михаил Александрович

 

 

                              «Политические реформы Петра 1»

                                 Контрольная работа по курсу

                        «История государственного управления»

 

 

 

                                                                                        Студент  группы  1М

                                                                                        заочного отделения.

                                                                                        Преподаватель:

                                                                                        канд.филол.наук, доцент

                                                                                        Каменская В.В.

 

 

 

                                                 

                                                 Тамбов 2012

 

Содержание работы.

  1. Введение. Предпосылки Петровских реформ …………….стр.3-5
  2. Главная часть.

2.1. Первые реформы……………………………………………стр.5-9

2.2.Сенат и коллегии……………………………………………стр.9-12

2.3.Реформа местного самоуправления………………………..стр.12-15

2.4.Финансы и бюджет………………………………………….стр.15-16

2.5.Военная реформа……………………………………………стр.16-17

2.6.Реформа сословного устройства русского общества……..стр.17-18

3. Заключение. Значение, результаты, последствия……………стр.18-20

Список используемой литературы……………………..............стр.21

 

       Страна стояла  накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки  петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для  независимости русского народа.

Промышленность по своей  структуре была крепостнической, а  по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого  дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в  области духовной культуры.  В  народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим  ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

Следует отметить, что  к этому времени истории нашей  страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, росли  кустарные промыслы,  ремесла,  развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделялся  от  деревни.  Выделялись промысловые и земледельческие районы.  Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй  половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси,  все более отчетливо оформляется  абсолютизм.       Получили дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика и  механика,  физика  и химия,  география и ботаника, астрономия и "рудознатство".  Казаки-землепроходцы  открыли  ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав,  когда говорил о делах и  людях допетровской России:  "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"

XVII век был временем, когда Россия установил постоянное  общение с Западной Европой,  завязала с ней более тесные  торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и  науку, воспринимала ее культуру и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом  совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при  мирном  ходе  дел  могло рассрочиться на  целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным  и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально  всех сторон жизни русского государства  и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и  управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война.

 

Первые  реформы.

Говоря о  первых преобразованиях Петра 1, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем XVII веке. Уже тогда были введены, полки нового 'строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железоделательные производства. В том же XVII в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681 г., было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и т.д.

Преобразования  Петра 1 начались со строительства азовского  флота с помощью натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов - способах, типичных для деспотического крепостнического государства. Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан (по указу царя!) специальные “кумпанства”. Всего их было создано белее 30.

Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес заготовляли в соседних с  Воронежем уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым - 2 года. Столь стремительные темны  работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньга специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовали сам царь: и как “проектировщик”, и как простой плотник, и как “менеджер”.

Одновременно  со строительством, и даже чуть раньше, Петр 1 обеспокоился о кадрах морских  офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных  стольников и спальников.

В итоге, если не весь задуманный, флот, то целая эскадра  была все-таки построена в срок. В марте 1699г. уже готовились к предполагаемому Керченскому походу, ибо Петр 1 считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море.

Эскадра уже  в конце апреля вышла из Воронежа и через месяц была у Азова. Летом же, 18 августа 1699 г. 22 российских корабля при громе пушечного салюта бросили якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее и озадачившее, в частности, и османского султана и крымского хана.

Преобразования  затронули также и армию. В ноябре 1699 г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора “даточных людей” (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до II руб., т.е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты.

В итоге первых шагов по созданию новой армии  было сформировано 29 пехотных и два  драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они составили костяк новой армии.

Одновременно в новые  земли Приазовья и в Азов отправляли всякого рода несостоятельных должников, а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц) на поселение и заведение хозяйства в тех краях. Введены были в Азове и каторжные работы для строительства необходимых сооружений.

В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала, реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр 1 решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И эта была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистерские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистерская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом, прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.

Сначала система  бурмистерских палат вводилась на местах, на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. В конечном счете, жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение.

В первые годы царствования Петра 1 громоздкая и рыхлая приказная система государственного управления структурно почти не изменялась; первые преобразования лишь намечали контуры будущих отраслей государственного управления. Например, Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т.д. Наряду с новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, мундирная, банная и т.п.). Плавному изменению подверглось и ключевое звено государственного управления - Боярская дума. Из сосредоточения родовитости и знатности это учреждение превращалось в собрание деятелей разного происхождения: все больше появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. Первым лицом в Думе стал простой стольник князь Ф.Ю. Ромодановский. В думные бояре теперь почти не возводили, а в силу возраста прежние думные бояре становились меньшинствoм. Да и практическая деятельность Думы шла на убыль.

Немалая забота была проявлена  и о казне. С легкой руки Алексея  Курбатова, безвестного дотоле дворецкого Б.П. Шереметева, введена была гербовая бумага для деловых документов, что дало казне немалую выгоду: цена бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700 г. у владельцев территории торжков было отнято право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704 г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).

Важные коррективы внесли в денежную систему. В конце  ХVII в. серебряных копеек и денежек не хватало, и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные “жеребьи” (“доли” копейки). По указу царя с марта 1700 г. были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700 г. стали входить в оборот и крупные золотые, и серебряные монеты. За 1700-1702 гг. денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Началось неизбежное, хотя и медленное обесценивание монеты.

Важнейшим направлением реформ было форсированное строительство  казной железоделательных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных мастерских). Их строительство  велось на северо-западе России (в Карелии на Олонце, Белозерье и в Устюжском крае). Но особенно активно велось строительство на Урале, где уже в 1701 г. начали действовать Каменский и Невьянский заводы.

На манер судостроительных компаний была попытка (бесплодная) основать и купеческие компании, что растревожило западных негоциантов. Только на уровне проекта остались, и намерения Петра 1 объединить управление городов и уездов, основав так называемые провинции.

 

Сенат и коллегии

Знаменитый  Сенат был “рожден” Петром 1 как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский поход в феврале 17II г., Петр обнародовал указ: “Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления...”. Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вдогонку первому указу 2 марта пришел второй с перечнем полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь Сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.

Практически одновременно с  Сенатом Петр 1 основал новый контрольно-ревизионный  институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом  и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.). Во главе фискалив, стоял обер - фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах - 1-2 фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а том треть конфискованного имущества. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом с 1715 г. надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721 г. контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.

Информация о работе Политические реформы Петра 1