Политические реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:28, контрольная работа

Описание работы

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Содержание работы

1. Введение. Предпосылки Петровских реформ …………….стр.3-5
2. Главная часть.
2.1. Первые реформы……………………………………………стр.5-9
2.2.Сенат и коллегии……………………………………………стр.9-12
2.3.Реформа местного самоуправления………………………..стр.12-15
2.4.Финансы и бюджет………………………………………….стр.15-16
2.5.Военная реформа……………………………………………стр.16-17
2.6.Реформа сословного устройства русского общества……..стр.17-18
3. Заключение. Значение, результаты, последствия……………стр.18-20
Список используемой литературы……………………..............стр.21

Файлы: 1 файл

кр по истории «Политические реформы Петра 1».doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Постепенно пробивала  себе дорогу и такая, форма государственного управления, как коллегия. Еще в 17II г. был дан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В следующем году появились проекты организации Коммерц-коллегии и Ревизион- коллегии, а 715 г. Коммерц-коллегия стала уже функционировать. Того же, в 1715 г., начата была проработка, вопроса об организации центральных органов управлениями изучения опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее важные коллегии Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать уже в 1718 г. Всего было учреждено II коллегий (остальные восемь: Берг-коллегия. Мануфактур-коллегия, Коммерц-колгия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия).

 Структура функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.

К числу центральных  учреждений должен был принадлежать Синод, или Духовная коллегия. В свое время после смерти патриарха Адриана царь назначил на этот пост лишь исполняющего обязанности (местоблюстителя), а выборы патриарха не провел. Причиной тому было сдержанное, если враждебное, отношение духовенства к преобразованиям царя, причастность духовенства к делу царевича Алексея. В итоге в 1721 г. был образован Синод во главе с президентом, бывшим местоблюстителем престарелым Стефаном Яворским. Фактическим главой Синода был вице-президент 
невский архиепископ Феофан Прокапович. Именно он сочинил Духовный регламент - свод важнейших организационных и идеологических установлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По Регламенту члены Синода присягали, как и все чиновники, на верность царю и обязывались “в мирские дела и обряды не входить ни для чего”. За всем этим незримо стояла не забытая опасность гордыни патриарха Никона. Теми же мотивами были продиктованы принципы коллегиального управления церковью и вменено в обязанность священникам нарушение тайны исповеди в случаях, “грозящих государственным интересам”. Внешне все это, по рассказам, выглядело довольно устрашающе. Как пишет Н.И. Павленко, царь, на встрече с иерархами церкви уяснив, что они хотят избрать патриарха, поднял Духовный регламент и заявил: “Вы просите патриарха вот вам духовный патриарх”. А на ропот  недовольных он обнажил кортик и со словами: “А противомыслящим вот булатный патриарх”, - ударил им в стол.

В 1718-1722 гг. Сенат  был реформирован. В частности, его  членами стали все президенты коллегий. Была введена должность  генерал-прокурора. С появлением его  стала действовать целая армия  прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях. Ему же подчинялись и все фискалы империи. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Он мог опротестовать и приостановить решение Сената. Основная функция прокурорского контроля - забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский.

В 1720 г. в Петербурге был воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат, а  на местах вновь образованы городские  магистраты, в какой-то мере отражавшие сословные интересы купечества. Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге был учреждена Тайная Канцелярия.

Реформа местного управления.

Реформа центральных  и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказновоеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других строго определенными функциями на всей территории страны. Новые органы управления имели коллегиальный характер. При этом все члены коллегии - от президента до асессора - были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Такое положение в свою очередь подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. В новой системе логика развития чиновной бюрократии начисто отвергала старые порядки. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях были уже правонарушением.

Однако строительство новой бюрократической машины 
государственного управления шло отнюдь не гладко. Первая 
губернская реформа очень скоро выявила свою неэффективность. Трехуровневое управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719 г. стала проводиться в жизнь вторая губернская реформа. Губернии были сохранены, но основной административной единицей становится провинция. Из 50-ти провинций наиболее важные, “знатные”, возглавлялись генерал-губернатором, губернатором, вице-губернатором или обер - комендантом. Во главе остальных стояли воеводы. Провинции, созданные реформой 1719 г., стали предшественницами екатерининских губерний. Губернаторы всех 
губерний имели реальную власть лишь в губернском 
городе и одноименной провинции. Круг полномочий воеводы 
был теперь очень широк: “во всем царского величества интерес и государственную пользу тщательно остерегать”. Это финансовые, военно-хозяйственные, полицейские, торговые и многие другие направления деятельности. Число и структура провинциальных контор при воеводе не только сохранились, но умножились.

Провинция, как  и в первой реформе, по-прежнему делилась на дистрикты. Во главе их теперь стояли земские комиссары. Они собирали налоги, передавая их в рентерею, ведали полицией. Им подчинялись так  называемые нижние земские комиссары, у которых, в свою очередь, были в подчинении сельские сотские и десятские, старосты и разного рода выборные люди, т.е. общинные структуры поддержания порядка.

Поначалу воеводам подчинялись города и городские  магистраты. Но с 1721 г. магистраты подчинялись только главному магистру, и городское население было исключено из ведения воевод. В период проведения первой ревизии система гражданской власти была существенно деформирована. В провинциях были созданы переписные канцелярии, а в дистриктах - полковые дворы со штаб - и обер-офицерами и воинскими командами. Переписные канцелярии главенствовали над гражданской администрацией. Помимо прямой обязанности контролировать сбор подушной подати, полковые дворы, подменяя гражданскую власть, выполняли полицейские и даже судебные обязанности. Правда, у воеводы оставалась судебная власть.

Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху  этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях - хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей (исключая монастырских крестьян), а также горожан, не входящих в посад. Во всех остальных случаях действовал городовой (или земский) судья. Это был так называемый единоличный суд. Таким образом, реформаторы стремились создать суд, не - зависимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло. Очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями провинции. В 1722 г. нижние суды были уничтожены. В тех же провинциях, где не было надворных судов, были введены новые провинциальные суды, возглавляемые уже воеводой.

В начале петровских преобразований были попытки внедрить в систему государственного управления сословно-выборное начало (с выборностью бурмистров товарищей воевод). Однако в итоге лишь в городовых магистратах уцелели принципы выборности бурмистров и ратманов. Главной тенденцией являлось усиление жесткой структуры власти, возглавляемой “самовластным монархом, который никому на 
свете о своих делах ответу дать не должен”. А из всех функций системы нового государственного управления наиболее широко были представлены фискальная, оборонительная и карательно -  охранительная.

Финансы и бюджет.

К 1704 г. вместо примитивной  монетной-системы представленной одной  лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой  и ее частями, сложился полновесный набор серебряных монет в одну копейку, алтын (3 кол.), пятачок (5 кои.), гривенник (10 кол.), полуполтяну (25 кол.), полтину (50 коп.) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 коп.) и полушки 1 
(0,25 коп.) стали выпускать медные монеты этого же достоинства. С 1718 г. из меди стали делать алтыны и полуполушки, а с 1723 г. -пятачки, которые и стали в итоге самой мелкой медной монетой.

Чеканка монет  еще с конца XVII в. сопровождалась уменьшением содержания серебра  и меди в монетах. С 17II г. серебряные монеты стали выпускаться 70-й пробы. При рыночной цене пуда меди в 6-8 руб., с 1704 г. из пуда стали делать медных монет на целых 20 руб. (38-я проба), а с 1718 г. - на 40 руб. Наконец, была введена в обращение золотая монета рублевого достоинства, а с 1718 г. ее сменил двухрублевик 75-й пробы. За 25 лет XVIII в. “денежные дворы” отчеканили серебряной монеты на 38.4 млн. руб., а медной - на 4,3 млн. руб.

Итогом денежной реформы стало создание полноценной  монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики. Общий доход казны от выпуска монет составил 10,7 млн. руб. Таким образом, денежная реформа решающим образом содействовала успеху первого, наиболее тяжелого периода Северной войны. Ведь правительство Петра обошлось без иностранных займов. Между тем военные расходы в первый период войны достигали 70-80% бюджета. В первые годы денежная реформа улучшила и бюджет. В 1680 г. прямые налоги составляли 33,7%, косвенные - 44,4%, а монетная регалия всего 2,7%. В 1701 г. доля прямых налогов сократилась до 19,8%, доля косвенных почти не изменилась (40,4%), а доля монетной регалии возросла до 26,8%.

К концу второго десятилетия XVIII в. монетная регалия уже не давала прежнего эффекта, а огромное количество  налогов дошло до возможного максимума. Вот тогда-то и  пошли в ход идеи “прибыльшиков” о переходе от подворного  к подушному обложению прямым налогом, что дало бы возможность резко увеличить число налогоплательщиков. В 1718 г. 28 ноября вышел указ о переписи всего податного мужского населения. С 1722 г. началась проверка результатов переписи - “ревизия”. Она дала поразивший умы итог - было выявлено около 2 млн. душ мужского пола, не попавших в перепись. С тех пор и сами переписи стали

 

 

Военная реформа

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в  связи  с этим ликвидируется  поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки  с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии  с  общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I.

Развитие металлургии  способствовало  значительному росту производства артиллерийских  орудий, устаревшая  разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые  произведено соединение  холодного  и огнестрельного оружия — к ружью  был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале  XVIII в.  впервые  в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской  флот, что по значению не  уступало созданию  регулярной  армии. Строительство  флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов  военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало  новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими, имевшими в то  время  формами  комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна  была  военная  или гражданская служба.

 

 

Реформа сословного устройства русского общества

Петр ставил своей  целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.       Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а  затем  должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась  во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

 

 

Реформы: значение, результаты и последствия

В стране не только сохранялись, но укреплялись и  господствовали крепостнические  отношения  со всеми  сопутствовавшими им порождениями, как  в экономике, так и в  области  надстройки. Однако изменения во  всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в  первой  четверти  XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую  империю. В ее  экономике, уровне  и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях  органов  власти, управления и  суда, в  организации  армии, в  классовой  и сословной структуре населения, в культуре страны и  быту  народа  произошли огромные перемены. Коренным  образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Информация о работе Политические реформы Петра 1