Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:17, реферат
Время Хрущева-один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных—потому что перекликается с идущими сейчас в нашей стране реформами, с процессом демократизации, который, как многие считают все еще продолжается в нашей стране. Непростых—потому что касается десятилетия, которое поначалу называли "славным", а потом осуждено как время "волюнтаризма" и "субъективизма". А ведь именно тогда состоялись ХХ и ХХII съезды партии, отразившие острые политические борения и определившими относительно новый политический курс страны. Тогда же был начат процесс перехода от "холодной войны" к мирному сосуществованию, было приоткрыто окно в современный мир. На том крутом изломе истории общество вдохнуло полной грудью воздух обновления—и замерло… то ли от избытка, то ли от нехватки кислорода.
Долго, очень долго об этих годах не принято было говорить
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1.Политическая биография Хрущёва 1920-1930-х гг…………………….5
Глава 2. Приход к власти…………………………………………………...…...10
Глава 3. Реформы Хрущёва и их последствия…………………………………12
Глава 4. Политическая борьба……………………………………………..……20
Глава 5. Внешняя политика СССР по Хрущёву …………..…………………..23
Вывод……………………………………………………………………………..25
Список литературы…………..............................
После 1964 Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Он формально отмежевался от опубликованного в США под его именем двухтомного труда Воспоминания (1971, 1974). Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971.
Глава 2. Приход к власти.
После смерти Сталина наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Равновесие являлось крайне неустойчивым.
Политика нового руководства в весенние дни 1953г. была противоречивой, отражая противоречия в его составе. По требованию Жукова из заключения вернулась большая группа военных. Но продолжал существовать ГУЛАГ7, везде висели прежние лозунги и портреты Сталина.
Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков - заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, "заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей", призывая в "2 - 3 года добиться созидания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности". Но Берия и Маленков не имели связей в среде высших военных руководителей, которые не доверяли им. Главное же было в настроениях партаппарата, который желал сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил в эти дни необычайную активность. В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС
Историческая заслуга Н. С. Хрущева заключалась, прежде всего, в разоблачении культа Сталина, в активных попытках демократизировать общество и реформировать народно-хозяйственный механизм, в большом внимании к социальным проблемам, к человеку.
Как могло случиться, что после Сталина к руководству страной пришел Хрущев? Вроде бы Сталин сделал все, чтобы "очистить" партию от любых своих противников - подлинных и мнимых, "правых" и "левых". В 50-х годах передавалась из уст в уста якобы одна из его фраз: "Есть человек - есть проблема, нет человека-нет проблемы". В результате в живых остались, казалось бы, самые верные, самые надежные. Как же Сталин не различил в Хрущеве могильщика своего культа.
В последние годы, незадолго до кончины, Сталин подверг опале Молотова и Микояна, готовя им, вероятно, такую же участь, какая постигла других руководителей, уничтоженных при их помощи и поддержке. Создание на XIX съезде Президиума ЦК КПСС, заменившего более узкое по своему составу Политбюро, было шагом к "отстрелу" следующей генерации засидевшихся советников. Но Сталин - парадокс!- "не грешил" на Хрущева.
Старческое ослепление? Пожалуй, нет. Вероятно, Хрущеву каким-то образом удалось притвориться человеком вполне ручным, без особых амбиций.
Хрущев пришел к власти не случайно и одновременно случайно. Неслучайно потому, что он был выразителем того направления в партии, которое в других условиях и, вероятно, по-другому оказалось представлено такими во многом несхожими деятелями, как Дзержинский, Рыков, Киров. Это были сторонники развития НЭПа8, противники насильственных мер в промышленности или в сельском хозяйстве, а тем более в культуре. Несмотря на жестокие сталинские репрессии, это направление никогда не умирало. В этом смысле приход Хрущева был закономерным.
Но здесь был и элемент случайности. Если бы Мельников столкнулся с Берией, если бы "сталинская гвардия" сплотилась в 1953 г., а не в июле 1957 г., не быть бы Хрущеву лидером.
И все же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей страны. Полуразрушенные деревни, технически отставшая промышленность, острейший дефицит жилья, низший уровень населения, миллионы заключенных в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира - не это требовало новой политики, радикальных перемен. И Хрущев пришел именно так!- как надежда народа.
Глава 3.Реформы Н.С. Хрущева.
Двадцать второй съезд
положил начало реформам. Для того
чтобы в большей степени
Можно было бы подумать, что реформа повлекла за собой назначение многих партийных работников, но на самом деле Хрущев собирался, напротив, сократить их число. Он рассчитывал заменять многих получавших постоянную заработную плату партийных аппаратчиков на добровольцев, которые работали бы безвозмездно. Целью, которую он преследовал при этом, было вовлечение в высшую партийную политику как можно большего числа простых членов партии.
Новая концепция взаимоотношений
между партией, государством и народом
требовала также и
Наиболее важным было новое
уголовное законодательство, обнародованное
в декабре 1958 г. Его основным принципом
стало то, что гражданин мог
быть осужден только законным судом
и только на основании определенной
статьи уголовного кодекса. Таким образом,
военные и чрезвычайные трибуналы
отныне не рассматривали обычные
гражданские и уголовные дела.
Приговор теперь не мог быть вынесен
на основании таких смутных
Для того чтобы вовлечь
как можно больше простых людей
в отправление правосудия, был
восстановлен институт 1920-х гг. - “товарищеские
суды”. Такие суды могли созываться
местными советами, профсоюзными организациями
и домовыми комитетами для разбора
дел о мелких правонарушениях. Такие
суды состояли из трех членов, которые
в каждом случае набирались из пятидесяти
заседателей, переизбиравшихся ежегодно.
Товарищеские суды не имели полномочий
выносить приговоры о тюремном заключении,
но могли назначать штрафы до пятидесяти
рублей и выносить приговоры по месту
службы. Они также могли рекомендовать
понижение в должности и
В газетной кампании, которая сопровождала введение товарищеских судов, подчеркивалось, что со временем они должны будут заменить собой обычные суды, что происходило бы в рамках общего движения к “самоуправлению”. Началась кампания по юридическому просвещению общественности, для чего было использовано общество “Знание”, организовывавшее лекции и выставки. Все это сопровождалось кампанией против прогульщиков, жуликов, хулиганов и пьяниц.
Опыт работы товарищеских
судов показал, что они прекрасно
подходят для сведения личных счетов
и мелкой мести и на работе, и
в своем жилом массиве. Поэтому
они постепенно лишились доверия
со стороны официальных
Да и власти действовали
вполне двусмысленно, применяя ими
же утвержденные законы. Прекрасным примером
тому может послужить
Ясно, что и сам Хрущев
сомневался относительно принятых под
его эгидой законов. В 1961 г. он восстановил
смертную казнь за широкий набор
экономических преступлений - это
могло означать и подпольное производство,
и торговлю, и валютные операции
в широких масштабах. Вообще это
показывало, насколько советское
руководство было озабочено в
то время расцветом черного рынка.
Практически все
Но все же простые граждане
в результате кампании борьбы за ”социалистическую
законность” стали лучше
Социальная политика Хрущева шла вровень с его политической программой. Он старался направить энергию народа на производство, избавить его от тех крайних форм принуждения, что применялись при Сталине, и хоть как-то смягчить ту абсолютную бедность, которая была до 1953 г. нормой существования. Так, например, уголовная ответственность более не угрожала рабочим за прогулы и добровольный уход с работы, т.е. они обрели большую степень свободы в поисках подходящих для них условий труда и оплаты. Были значительно усилены и меры социальной защиты населения: в стране, где после войны осталось так много инвалидов, сирот и полусирот, это было особенно важно.
Страшная жилищная проблема также, по крайней мере, начала решаться. Между 1955 и 1964 гг. национальный жилищный фонд вырос почти в два раза - с 640 до 1184 млн.кв.м. Кроме той жилплощади, что строилась на средства местных предприятий и советов, была и та, что возводилась на деньги рядовых граждан, которые теперь получили право вступать в жилищные кооперативы. При этом следовало внести сумму, составляющую 15-30% стоимости жилья, после чего, уже вселившись в квартиру, люди платили оставшуюся часть при фантастически низкой ставке в 0,5%. Люди с высшим образованием могли легче, чем простые рабочие, выплатить вступительный взнос. К тому же кооперативы9 часто организовывались профессиональными ассоциациями того или иного рода. Таким образом, обладание квартирой в кооперативном доме стало в некотором смысле знаком промежуточного социального положения - между привилегированной элитой, которой кооперативы не были нужны, и простыми рабочими, которые в смысле жилья зависели от предприятий или местных советов. Советское общество стало расслаиваться и приобретать новые измерения.
В сфере образования также были смягчены наиболее резкие формы неравенства благодаря решению отменить плату за высшее и среднее образование. Это помогало детям рабочих и крестьян продвигаться по социальной лестнице. Хрущев собирался пойти даже еще дальше, изменив саму основу среднего образования: предполагалось упразднить старшие классы средней школы вообще, так что в пятнадцать лет все школьники должны были заняться физическим трудом. Те, кто хотел продолжить свое образование, должны учиться в вечерних школах и через два года, пройдя практическую подготовку, получить право поступать в высшие учебные заведения. Таким образом, Хрущев рассчитывал свести на нет те преимущества, которые от рождения получали дети лиц с высшим образованием, и побудить, как можно большее число молодых людей избирать квалифицированные рабочие специальности - в этих профессиях экономика нуждалась особенно остро.
Очень интересно, что в этом вопросе Хрущев до логического конца не дошел. Это случилось потому, что он впервые столкнулся с оппозицией тех, кто первоначально его поддерживал. В советском обществе, где личная собственность была минимальной, добиться привилегий и высокого общественного положения для детей проще всего было, дав им хорошее образование. Реформы, которые Хрущев предполагал провести, делали эту задачу более сложной, поскольку процесс обучения прерывался, а школу и институт разделял тигель, который сплавлял все социальные классы в одно целое.
В сильно разбавленном виде хрущевские предложения получили законодательное оформление в 1958 г. Однако они никогда не выполнялись целиком, даже будучи сильно урезанными. В 1965 г. они вообще были отменены, не прибавив сколько-нибудь заметного количества квалифицированных рабочих на производстве и не изменив социального состава студентов университетов. Пожалуй, в последние годы при Хрущеве развитие системы образования пошло даже в противоположном направлении: начали бурно развиваться специализированные школы, где углубленно изучались иностранные языки, некоторые науки, математика, балет и искусства. Поскольку образование, полученное в подобных школах, открывало возможность добиться в последствии блестящих успехов на профессиональном поприще, они сделались чрезвычайно популярны.
В целом после войны советская система образования, несомненно, и в качественном, и в количественном отношении добилась блестящих успехов, что является одним из самых замечательных достижений советского общества.
Число студентов высших учебных заведений выросло с 1,25 млн. в 1950-1951 гг. до 2,4 млн. в 1960-1961 гг. и до 3,6 млн. в 1964-1965 гг. Устойчиво развивалась система среднего образования: цель обеспечения десяти - одиннадцатилетним образованием всех лиц, достигших семнадцати - восемнадцати лет, была осуществлена к середине семидесятых годов. Тяга простых людей к образованию была весьма сильна, и поскольку многие из наиболее талантливых людей искали себе карьеру в системе образования, то этот спрос был удовлетворен. Парадоксальным образом наибольший прогресс был, достигнут именно в тех областях, которым Хрущев уделял наименьшее внимание, - в традиционном академическом образовании в городских школах, институтах и университетах. Лучшие советские ученые соответствовали самым высоким международным требованиям, и каждый год высшие учебные заведения выпускали людей с прекрасной профессиональной подготовкой.