Древняя Русь
Политический строй:
Высший орган власти:
Древнерусское
государство было монархией, во главе
которой стоял великий князь. Ему принадлежала
верховная законодательная, а также исполнительная
власть. Выполняли князья и судебные функции.
Власть великого князя передается по наследству,
по прямоисходящей линии. Киевский князь
управлял при помощи совета из других
князей и дружинников (боярская дума).
Дружина делилась на старшую (бояре, мужи)
и младшую (гриди, отроки, детские). Суд,
сбор дани и судебных пошлин осуществлялись
княжескими дружинниками, называвшимися
мечниками, вирниками.
С помощью дружины князья укрепляли власть
над населением и расширяли территорию
древнерусского государства. Дружинники
получали от князей право на доходы (в
виде дани) с населения целых территорий,
входивших "в состав древнерусского
государства. С развитием феодальных отношений
все большая часть дружинников становилась
земельными собственниками, ведшими хозяйство
в своих имениях путем эксплуатации труда
закабаляемых крестьян.
Города управлялись княжескими посадниками,
а в наиболее крупных из них существовали
должности тысяцкого и сотских, что, очевидно,
соответствовало военному членению полков
(очень древнему по своему происхождению).
В руках киевского князя были значительные
военные силы, необходимые как для организации
системы властвования над населением,
так и для расширения границ государства
и его защиты. Эти военные силы состояли
из войск вассальных князей и бояр и из
собственной дружины, находившейся всегда
близ князя. В особых случаях собиралось
более широкое народное ополчение. В войске
большую роль играла конница, пригодная
как для далеких переходов, так и для борьбы
с конными отрядами южных кочевников.
Известно, что во время походов на Балканы
князь Святослав собрал 60-тысячное войско.
В древней Руси был значительный лодейный
флот, действовавший на реках и на Черном
море.
При великом князе состоял княжеский совет,
имевший серьезное влияние. Иногда созывались
феодальные съезды (________________кто входил
и что это), решавшие между княжеские споры
и иные важнейшие дела. Существовало также
вече, выросшее из древнего народного
собрания. Основу военной организации
составляла княжеская I дружина. Дружинники
жили обычно на княжеском дворе или вокруг
и были также советниками князя. Старшая
дружина представляла собой верхушку
феодалов, которая в большой мере определяла
политику князя. Важным элементом политической
системы стала | церковь, тесно связанная
с государством. Первоначально Владимир
Святославич упорядочил языческий культ,
затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую
религию, проповедующую божественное
происхождение власти монарха, покорность
государству.
Первоначально существовала десятичная
система управления. Впоследствии тысяцкий
сохранил функции военачальника, сотский
стал городским судебно-административным
должностным лицом. Изначально десятичная
система не отделяла центральное управление
от местного, позже такая дифференциация
возникает.
В центральном управлении складывается
дворцово-вотчинная система – соединение
управления великокняжеским дворцом с
государственным управлением. Со временем
князья поручают своим дворцовым слугам
какие-либо сферы управления, связанные
с их первоначальной деятельностью.
На местах управляли удельные князья,
а также представители центральной власти
– наместники и волостели.
Специальных судебных органов не существовало,
их функции выполнялись представителями
администрации. Однако имелись специальные
должностные лица, помогавшие в осуществлении
правосудия, например вирники. Судебные
функции осуществляли церковные органы,
действовал также вотчинный суд.
Русская Правда прямо предусматривала
неравноправие людей, принадлежащих к
разным социальным группам.
Правом и привилегией феодалов было право
на землю и эксплуатацию крестьян, защищались
также жизнь и здоровье феодала. За посягательство
на них устанавливалась высокая мера наказания,
дифференцированная в зависимости от
положения потерпевшего.
Основную массу трудящегося населения
составляли смерды, которые жили общинами-вервями.
Вервь была связана круговой порукой,
системой взаимопомощи.
Феодально-зависимые крестьяне («закупы»
) имели свое собственное хозяйство, но
при этом брали у феодала «купу» – денежную
сумму или натуральную помощь и в силу
этого обязаны были работать на хозяина.
Существовала также «невольная челядь»
: несвободные мужчины – «холопы» или
«челядины» – и несвободные женщины –
«рабы» . Челядь была почти полностью бесправной,
Русская Правда приравнивает ее к скоту.
б) Местное самоуправление
Древней Руси
Форму общественных отношений,
существовавших у восточных славян в древние
времена, можно условно определить как
«военную демократию».
Её признаками являлись:
участие всех членов (мужчин)
племенного союза в решении важнейших
общественных проблем;
особая роль народного собрания,
как высшего органа власти;
всеобщее вооружение народа
(народное ополчение);
равенство всех членов общества.
Местное управление осуществлялось
доверенными людьми князя, его сыновьями
и опиралось на военные гарнизоны, руководимые
тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы
для своего существования и деятельности
местные органы управления получают через
систему кормлений (сборов с местного
населения).
Высшим органом управления
и власти в древней Руси был княжеский
совет. Он состоял из бояр и «княжих мужей».
Отдельные функции или руководство отраслями
княжеского дворцового хозяйства осуществляли
тиуны (управляющий) и старосты. Со временем
эти дворцовые управители превращаются
в управляющих отраслями княжеского (государственного)
хозяйства. Складывались два центра власти
— княжеский дворец и боярская вотчина.
Важную государственную функцию
выполняло народное собрание — вече. В
его компетенцию первоначально входили
все вопросы государственного правления,
законодательство, суд и т.п. Постепенно
этот круг дел сужается, и у веча остаются
только функции высшего управления: призвание
и назначение князей, заключение договоров
с ними, контроль за управлением, вопросы
«войны и мира» и т.п. Текущее управление
стали осуществлять городовые и сельские
общины (сотни и верви), а также княжеская
администрация. При этом вече опиралось
на поддержку общин (сельских и городских),
княжеская власть — на поддержку дружины,
аристократии и солдат.
Сегодня, во многом в России
функции веча уже исполняет сеть «Интернет»,
когда многие важнейшие законы проходят
процедуру всенародного обсуждения: закон
о полиции, закон об образовании, основы
государственной культурной политики
Экономическое
развитие
Пшеничное земледелие составляло основу
сельского хозяйства древнерусского
государства. Земледельцы выращивали такие культуры,
как: рожь, ячмень, полбу, овес, пшеницу,
просо, горох, чечевицу и репу. Ведение
пахотных работ на южных и северных областях
страны несколько отличалось друг от друга.
На юге крестьяне пахали плугом, реже
ралом, с двойной упряжкой волов. На севере
пахали сохой, запряженной лошадьми. Землю могли использовать под двуполые или
трехпольные севообороты. Двуполье заключалось
в том, что земля пригодная для посевов
делилась на две части. Одна часть была
под озимыми посевами, вторая «под паром»,
т.е. отдыхала. При трехпольном севообороте
помимо пара и озимого поля, появлялось
еще и яровое.
Славяне занимались еще и разведением
домашних животных. Крестьяне держали
у себя в хозяйстве коров, лошадей, овец,
свиней, коз, и домашнюю птицу. Наши предки
так же не брезговали промысловой деятельностью.
Любили заниматься бортничеством. О Русском
мёде шла великая слава в Византии и Землях
Востока. Рыболовство и охота тоже обеспечивали
крестьян продуктами питания и сырьем
для ремесла. Меха так же имели славу и
почет у иноземцев.
В условиях натурального хозяйства, ремесленники
совершенствуют технологии домашнего
ремесла. Мастера научились обрабатывать
лён, коноплю, дерево и даже железо. Виды
ремесла на Руси стремительно возрастали. Русские ремесленники
в совершенстве познали тайны оружейного,
гончарного, кожевенного, ткацкого и ювелирного
ремесла. Русские умельцы в своем мастерстве,
по творческому потенциалу и художественному
исполнению, ни в коем случае не уступали
европейским мастерам. В области художественного
ремесла русские мастера освоили сложную
технику зерни (выделки узоров из мельчайших
зёрен мэталла), скани (выделки узоров
из тончайшей проволоки), фигурного литья
и, наконец, требующую особенного искусства
технику черни (изготовление чёрного фона
для узорчатых серебряных пластинок) и
перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные
изделия с инкрустациями золотом и серебром
по железу и меди. Значительное развитие
получили в древнерусских городах такие
виды ремесла, как гончарное, кожевенное,
древодельное, камнесечное, и десятки
других. Своими изделиями Русь завоевала
известность в тогдашней Европе. В городах
ремесленники работали на заказ и на рынок.
Однако общественное разделение труда
в стране в целом было слабым. Деревня
жила натуральным хозяйством. Продукция
немногочисленных деревенских ремесленников
распространялась на расстояние примерно
10—30 км. Проникновение в деревню из города
мелкорозничных торговцев не нарушало
натурального характера сельской экономики.
Центрами внутренней торговли были города.
Там имелись рынки, на которых продавались
как продукты питания, так и ремесленные
изделия; туда привозили свои товары иноземные
купцы. Но и городское товарное производство
не изменяло натурально-хозяйственной
основы экономики страны.
Более развитой являлась
внешняя торговля Руси. Русские купцы
торговали во владениях Арабского халифата.
Днепровский путь связывал Русь с Византией.
Русские купцы ездили из Киева в Моравию,
Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода
и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию,
Польское Поморье и далее на запад. В таможенном
уставе X в. города Раффельштеттена (Германия)
упоминаются славянские купцы. Вывозилось
из Руси главным образом сырьё. С развитием
ремесла увеличился вывоз ремесленных
изделий. На внешний рынок поступали пушнина,
воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные
вещи, пряслица из розового шифера, оружие,
замки, резная кость и пр. Ввозились на
Русь предметы роскоши, фрукты, пряности,
краски и пр.
Социальная структура
Древней Руси
Социальная структура Древней
Руси была сложной. Основная масса сельского
населения, зависимого от князя, называлась
смердами. Они жили и в крестьянских общинах,
и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне
брали у феодалов в долг ссуду — "купу"
(деньги, урожай и проч.), отсюда и их название
— закупы. Человек, лишившийся своего
социального статуса, становился изгоем.
На положении рабов находились челядь
и холопы, пополнявшиеся из числа пленников
и разорившихся соплеменников.
Зависимому люду противостояло
свободное население, называемое людьми
(отсюда сбор дани — "полюдье"). Социальную
верхушку составляли князья из рода Рюриковичей,
окруженные дружиной, которая делилась
с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие",
отроки, милостники). "Новая дружинная
и земская (земские бояре) знать, занявшая
место прежней родоплеменной, представляла
своеобразную аристократическую прослойку,
поставляющую политических лидеров".
Свободное население состояло преимущественно
из жителей городов и сел, мужей-общинников,
которые и создавали значительную часть
общественного богатства. Они являлись
социальным стержнем общественно-политической
и военной организации в Древнерусском
государстве. Выражалось это в следующем.
Свободные общинники имели
собственную военную организацию, по боевой
мощи намного превосходившую княжескую
дружину. Это было народное ополчение
во главе с предводителем — тысяцким (само
ополчение называлось "тысяча"). Верховным
органом власти в русских землях X—ХП
вв. было народное собрание "старшего
города" — вече, являвшееся высшей формой
самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой,
в древнерусском обществе господствовал
идеал народоправства, коллективного
общинного управления: "Князь в Киевской
Руси не был в полном смысле слова государем
ни в восточном, ни в западном варианте...
Приезжая в ту или иную волость, князь
должен был заключить "ряд" (договор)
с народным собранием - "вече". А это
значит, что он тоже был элементом общинной
власти, призванной блюсти интересы общества,
коллектива; Состав веча был демократичным.
Древнерусская знать не обладала необходимыми
средствами для его полного подчинения.
С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической
жизни"
Вече играло заметную роль в
политической жизни Древней Руси, поэтому
политический строй того времени можно
назвать вечевой демократией.
Анализ социально-политической
обстановки в Киевской Руси приводит к
выводу о том, что народ являлся активной
политической и социальной силой, опиравшейся
на традиции свободы и общественные институты,
восходящие к древности, но строившиеся
на территориальной основе. Посредством
веча народ часто решал, кого из князей
"посадить на стол", обсуждал вопросы
войны и мира, выступал посредником в княжеских
конфликтах, решал финансовые и земельные
проблемы. Что касается знати, то она еще
не выделилась в отдельное замкнутое сословие,
не превратилась в социальное целое, противостоящее
основной части населения.
Социальная
структура Древней Руси
Высшим сословием на Руси были
князья , а с 10 в. также служители духовенства,
т.к. они владели (очевидно, с 11 в.) земельной
собственностью (вотчина ). Привилегированное
положение занимала дружина . В дружинной
организации была внутренняя иерархия:
верхушку дружинного слоя составляла
старейшая дружина; ее члены именовались
боярами . Низшим слоем была младшая дружина.
Ее представители назывались отроками.
Низшее сословие состояло из свободного
сельского населения, обложенного данью
и свободных горожан, которых называли
люди. Для лично зависимого населения
вотчин, а также для несвободных слуг использовались
термины челядь и холопы . Особую категорию
населения составляли смерды . Вопрос
о ее сущности дискуссионен . Во второй
половине 11 в. появляется категория закупов
– людей, вступающих в зависимость от
землевладельца за долги и вынужденных
работать на господина до выплаты суммы
долга. Их правовое положение было промежуточным
между свободными людьми и холопами.
Внешняя политика
А) организ войска
Б) вооружение
Осуществление внешней политики
было важнейшей функцией киевских князей.
Прежде чем излагать подробности походов
и сражений, следует кратко назвать и показать
на карте важнейшие направления внешней
политики Киевской Руси. Южное - отношения
с Византией, политическим и культурным
центром Восточной и Южной Европы Восточное
- отношения с Хазарским каганатом и кочевниками
(со Степью) Западное - отношения со странами
Западной и Северной Европы. После этого
необходимо последовательно раскрыть
содержание внешней политики Киева на
каждом из направлений. Отношения с Византией
при первых киевских князях. Заключались,
во-первых, в торговле по пути "из Варяг
в Греки" и, во-вторых, в периодических
набегах дружины на берега империи. Первые
набеги славян на Византию произошли в
860-х при князе Аскольде. Наиболее известны
походы при Олеге и Игоре. Олег организовал
поход в 907. Греки замкнули бухту Золотой
Рог (внутреннюю гавань Константинополя)
цепью, но русские вытащили ладьи на берег
и на катках подкатили их к городским стенам.
Греки капитулировали, уплатили дань и
заключили с Олегом договор. 2 СН 911 условия
договора были, в частности, дополнены
взаимным обязательством наказывать за
преступления, совершенные против одной
из сторон. В X-XI вв. Русь воевала с поляками
и древнелитовскими племенами, начала
утверждаться в Прибалтике, где князь
Ярослав Мудрый основал город Юрьев (сегодня
- Тарту). Т.о., Киевская Русь осуществляла
активную внешнюю политику, постепенно
расширяя свою территорию, ведя войны
и заключая торговые и дипломатические
соглашения с соседями. Внешнеполитическая
деятельность Киевской Руси типична для
раннего государства. 013. Карты. Киевская
Русь в IX-X вв.