На
этапе складывания Древнерусского государства
(862-980) Рюриковичи решали следующие задачи.
Расширяли сферу своего влияния, подчиняли
себе все новые восточнославянские (всего
13 племен) и неславянские племена. Среди
этих племен большую группу составляли
финно-угорские народы — вепсы, ижора,
карелы, емь, чудь, мордва, черемиса (марийцы)
и др.
Воевали с соседними сложившимися и формирующимися
государствами, добивались международного
признания через подписание международных
соглашений с Византией (911, 941, 944). Выдающийся
полководец Святослав в 965-972 гг. разфомил
Хазарский каганат, включил в состав Руси
многие земли на востоке и юге, с переменным
успехом воевал против Византии, стремился
максимально продвинуться в юго-западном
направлении в районы с более благоприятным
климатом.
Устанавливались торгово-экономические,
культурные, семейно-династи-ческие отношения
с соседними государствами и правителями.
В период расцвета (980-1132) содержание и
приоритеты внешнеполитической деятельности
стали меняться в соответствии с возрастанием
экономического и военного могущества
русской державы.
Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир II
успешно защищали территорию своего государства,
укрепили признание его границ системой
договоров. Укрепились связи с правящими
домами европейских государств. Сыновья
и дочери Ярослава Мудрого состояли в
браке со всеми влиятельными королевскими
семьями Европы. Русские князья обычно
знали несколько иностранных языков, поддерживали
с соседями дипломатические отношения,
осуществляли сбор необходимой информации.
На востоке затяжной характер приобрела
борьба с кочевниками. Были разгромлены
печенеги (1036), нанесены мощные удары половцам,
часть кочевников перешла на службу к
русским князьям.
С принятием христианства Русь встала
в один ряд с большинством европейских
государств.
В период феодальной раздробленности
каждое княжество проводило свою внешнюю
политику.
В отношении ближних соседей велись войны,
осуществлялись захваты, заключались
и нарушались мирные договоры, накапливались
взаимные претензии.
Правители княжеств в борьбе со своими
родственниками по дому Рюриковичей все
чаще обращались за помощью к иностранным
государствам (Польше, Венгрии, Швеции
и т. д.) , что сопровождалось уступками
территорий, льготами для иностранных
купцов и т. д.
Русские правители недооценили опасность
с востока. После катастрофического поражения
на реке Калке в 1223 г. не было сделано никаких
выводов, и монгольское нашествие 1237-1238
гг. застало русские земли врасплох.
Внутренняя
политика
Внутренняя политика древнерусского
государства до XI в. известна недостаточно.
В течение IX — Х вв. закончилось объединение
под властью киевских князей основных
восточнославянских земель, население
кото-рых было обложено данью. В ряде земель
киевские князья встречали значительное
сопротивление местной знати, но подавляли
его силой оружия.
При Владимире Святославиче (980 — 1015 гг.)
в состав Киевской Руси были включены
на западе Червенские города и Карпатская
Русь.
Киевские князья и их дружинники собирали
дань с населения. Византийский император
Константин Багрянородный, оставивший
подробное описание Руси, так рассказывает
про организацию сбора дани. Ежегодно
в ноябре князья с дружиной отправлялись
из Киева в «полюдье», т. е. в объезд по
славянским землям вервианов (очевидно,
древлян), дреговичей, кривичей, северян
и др. Кормясь там в течение целой зимы,
они в апреле, когда вскрывался Днепр,
возвращались в Киев с данью. Красочное
описание «полюдья», закончившегося убийством
жадного князя, сохранила летопись в известном
рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле
древлян.
В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга
(945 — 969 гг.), по словам летописи, объездила
некоторые области Руси и «уставила» «уставы»
и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила
нормы повинностей, наметив притом во
время своей поездки «становища» и
«погосты» — административно-финансовые
центры сбора податей. Таким образом, система
сбора дани была изменена. Единицей обложения
данью служили дым (крестьянский дом, очаг),
рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое
хозяйство).
Организация
суда и феодальное право
Важную роль в укреплении феодального
базиса играли правовые нормы. Наиболее
ранними, дошедшими до нас памятниками
древнерусского феодального права являются
договоры киевских князей с Византийской
империей (911, 944, 971 гг.), в которых имеются
сведения о «законе Русском». Договоры
эти содержат ряд статей о праве собственности
и наследования, о пленных и «челяди»,
т. е. рисуют право феодализирующегося
общества.
Нормы раннефеодального права отражены
и в первой части Краткой редакции «Русской
Правды», так называемой «Древнейшей Правде»,
которая, возможно, представляет собой
грамоту, изданную князем Ярославом Мудрым
около 1016 г. в целях упорядочения конфликтов,
возникавших в дружинной среде. Эта грамота
по самому своему происхождению и задачам
не могла отразить многих сторон феодального
строя на Руси. Круг наказуемых преступлений,
упоминаемых во всех 18 статьях «Древнейшей
Правды», очень ограничен: убийство, побои
до крови или до синяков, удары палками,
чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий,
вырывание усов и бороды, езда на чужом
коне, укрывательство скрывшегося холопа,
порча чужого оружия и одежды.
В «Древнейшей Правде» говорится о таком
пережитке патриархально-общинных отношений,
как право родственников на кровную месть
за убийство. Однако кровная месть уже
отмирает и заменяется денежными штрафами
за убийство («вирами») по приговору суда.
Из летописи известно, что князь Владимир
Святославич в целях борьбы с антифеодальными
преступлениями сначала ввел смертную
казнь в качестве меры наказания «разбойников»,
а затем заменил ее денежным штрафом («вирой»).
Кроме княжеского гражданского законодательства
до нас дошли памятники церковного права
(уставы князей Владимира и Ярослава),
определявшие долю церкви в княжеских
доходах («десятина») и круг тех преступлений,
которые были изъяты из княжеского суда
и переданы церковному суду: семейные
преступления, колдовство, богохульство
(например, нанесение надписей на стенах
церкви или ввод собак в церковь) и пр.
Эти уставы укрепляли политические позиции
церкви.
Внешняя
политика Руси
Государство Русь вело борьбу
с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией
и другими государствами, сталкивавшимися
с Русью. Борьба с внешней опасностью была
одним из факторов, способствовавших обра-зованию
раннефеодального государства с центром
в Киеве. Древнерусские князья и дружинники
стремились также к расширению территории
государства и завоеванию торговых путей.
Серьезным препятствием для развития
русской торговли, имевшей большое значение
для всей Северной и Центральной Европы,
являлись степные кочевники и Хазарский
каганат. Каганат держал в своих руках
важнейшие узлы торговых магистралей:
устье Дона, Керченский пролив, устье Волги.
Вопреки мнению отдельных историков, считавших
Ха-зарию территориально огромной державой,
государство хазар занимало к X в. сравнительно
небольшую территорию, ограниченную на
востоке Волгой, на юге — Кума-Манычской
впадиной, на северо-западе — Нижним Доном,
на западе — Крымом. Пользуясь выгодами
своего географического положения, хазарские
правители ставили свои таможенные заставы
в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской
переправы и в Итиле на устье Волги. Современники
отмечали, что Хазария жила в значительной
мере за счет торговых пошлин. Иногда хазарский
каган не довольствовался высокими пошлинами
и грабил русские караваны, возвращавшиеся
с Каспийского моря.
На рубеже IX —X вв. началось планомерное
наступление русских дружин на Хазарию.
Они овладели городом Керчью и Хазарским
островом (очевидно, «островом Тмутараканским»,
где разместились многие тысячи русов).
Наступление закончилось полным разгромом
Хазарии войсками Святослава в 965 г. После
этого Нижний Дон с городом Белой Вежей
был снова колонизован славянскими поселенцами.
Город Тмутаракань на Керченском проливе
с прекрасной гаванью стал форпостом Руси
на Черном море и крупнейшим морским портом.
Здесь образовалось русское княжество,
в состав которого входили и племена Северного
Кавказа — ясы и касоги, предки осетин
и адыгейцев.
Культура
Цементирующая основа всякой
культуры — мировоззрение. Для культуры
Древней Руси это прежде всего христианское
мировоззрение. Именно христианскую идеологию
и ценности призвана была выразить языком
образов и символов средневековая культура.
К моменту принятия христианства Русью
христианская культура насчитывала не
один век своего существования. Отсюда
огромная роль Византии, ставшей культурной
наставницей Древней Руси.
Влияние византийского искусства многогранно.
Особенно оно ощутимо в XI—XII вв., когда
традиции античности и христианства соединялись
с духовной жизнью народа Древней Руси.
Благодаря Византии Русь получила возможность
познакомиться с христианской культурой
в ее классической форме, воспринять зрелую
технику церковного зодчества, иконописания.
Однако само восприятие восточного христианства
и его образного художественного языка
произошло творчески, без слепого копирования
и продолжительного ученичества. Древняя
Русь очень скоро сумела выработать свой
стиль, в котором ярко отразились особенности
национального самосознания.
Обращение к русскому искусству XII—XIII
вв. позволило исследователям культуры
говорить о том, что духовная жизнь древнерусского
народа и разнообразные художественные
формы ее выражения носили печать самобытного
и своеобразного переживания христианства.
Для культуры зрелой Византии свойствен
суровый аскетизм, для древнерусского
искусства — гармония и человечность.
Культура Руси окрашена в иные, более мягкие
и светлые тона. Связано это с особенностями
культурного развития.
Во-первых, это была культура народов,
совсем еще недавно вступивших на сцену
мировой истории. Сколь ни сурова была
христианская доктрина, она не могла изгнать
своеобразное, не лишенное наивности,
оптимистическое восприятие жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась
как культура синтетическая, вобравшая
и сплавившая в единое целое культурные
традиции разнообразных племен и этносов,
земледельческих и кочевых народов. А
это были прежде всего языческие традиции.
Они продолжали влиять на развитие культуры,
особенно на культуру низов, жизненный
уклад которых мало изменился с принятием
христианства, а значит, языческие образы
и представления вновь и вновь воспроизводились.
Древнерусское искусство является частью
средневекового христианского искусства.
К какому бы жанру и виду этого искусства
мы ни обратились, везде увидим двойственное
восприятие мира, известный дуализм земного
и небесного, божественного и мирского.
При этом земное бренно и проходяще; оно
лишь отражение высшего божественного
мира, к обретению которого должны стремиться
праведным благочестивым поведением и
искренней верой. Однако дуализм вовсе
не мешает средневековому мировосприятию
оставаться необычайно цельным, поскольку
высшее и низшее не только иерархично,
а и неразрывно. В культуре преобладает
синтез, стремление к единству и гармонии.
Мир средневековым художником и его современником
воспринимался совсем не так, как воспринимаем
его мы. Поэтому восприятие творений прошлого
требует еще и знания самого прошлого,
той системы ценностей и тех средств и
образов выражения, к которым прибегали
древнерусские мастера и писатели.
Культура народа является частью
его истории. В понятие культура входит
всё, что отражает духовный облик народа,
его взгляд на бытие и человеческие отношения.
Ещё до зарождения зачатков товарно-денежного
империализма на Древней Руси, её культурное
развитие начало испытывать сильное амбивалентное
воздействие, коллизию различных факторов:
дипломатического давления Византии и
влияния прочно укоренившегося многобожия
и тотемизма (подобно североамериканским
племенам индейцев), - этим объясняется
его языческо-антисемитский характер.
В связи с этим появляются новые веяния
в различных областях культуры. Письменность
и образование. В ходе раскопок обнаружены
берестяные грамоты (также использовалась
дубовая и липовая кора), датированные
10веком, что говорит о наличии письменности
у славян.
Славянская грамота, т. е. алфавит был придуман
братьями Кириллом и Мефодием – выходцами
из Греции, являвшейся сильнейшей в экономическом
развитии державой Европы. Образование
обеспечивалось частными школами, открываемыми
главным образом при монастырях и было
дорогостоящим, поэтому грамотность в
большей степени распространилась в боярской
и княжеской среде. Свидетельством её
развития являются граффити.
Известен факт, что, будучи отроком, Владимир
Мономах на одной из стен Софийского собора
в Новгороде оставил непристойную запись,
в которой обвинял ненавистного ему попа
в сношении с мужчинами. Также серьёзные
изменения претерпевает зодчество.
Например, впервые появляется типовое
строительство, когда для экономии времени
несколько храмов возводились по одному
проекту (Софийский собор в Новгороде,
Киеве, Чернигове, Полоцке), что напоминает
строительство жилых зданий в хрущёвскую
эпоху. В основном в храмовом зодчестве
преобладает крестово-купольный стиль,
заимствованный у Византии. В таком стиле
выполнены Успенский, Георгиевский, Борисоглебский
соборы, собор Селивестра Столонского
во Владимире и т. д. Интересным является
факт участия в строительстве чернокожих
рабов, захваченных во время похода Владимира
Политический строй древнерусского
государства IX - X вв. может быть охарактеризован
как раннефеодальная монархия. Во главе
государства стоял киевский князь, называвшийся
великим князем. Некоторые князья, временно
правившие на Руси, например новгородский
князь Рюрик (вторая половина IX в.) или
Олег (конец IX - начало X в.), были варягами
по происхождению, захватившими власть
в русских землях.
Заключение
Киевская Русь была могучим
государством средневековой Европы, которая
играла большую роль, как в истории восточнославянских
народов, так и в мировой истории. Образование
большого и сильного Древнерусского государства
содействовало общественно-экономическому,
политическому и культурному развитию
восточных славян, значительно усиливало
их в борьбе с внешними врагами.
Экономическое и военное могущество,
активные выступления на международной
арене выдвинули ее в число ведущих стран
средневекового мира. Успешно отбивая
нападения степных кочевников, Русь сыграла
роль щита, который прикрыл западноевропейскую
цивилизацию с востока. Древняя Русь имела
большой авторитет и влияние на международной
арене и ее вмешательство в тот или другой
конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать
его.
Киевская Русь имела высокий
уровень экономического развития. Высокопродуктивными
были земледелие и скотоводство, ремесла
и промыслы, а энергичные и богатые русские
купцы были известны чуть ли не во всем
тогдашнем мире. Русские люди создали
много духовную и материальную культуру.
Традиции Киевской Руси оказались
настолько живучими и крепкими, что дошли
до наших дней, добыв новую жизнь в материальной
и духовной культуре украинцев, россиян
и белорусов.
Древняя Русь
2.1.
Этногенез восточных славян. Социально-культурные
основы развития славянских племен
В IV-VIII веках происходил гигантский по
масштабам, не имевший аналогов в истории
процесс движения индоевропейских племен
из Азии и Восточной Европы на запад, получивший
название Великого переселения народов.
В ходе этого процесса племена восточных
славян, составившие впоследствии основу
будущей русской нации (поляне, дреговичи,
кривичи, вятичи, древляне и др.) заселили
обширную территорию Восточно-Европейской
равнины. Причины переселения народов
и вопрос о «прародине» славян (т. е. о месте
их происхождения) до сих пор остаются
предметом дискуссий между историками.
Основным видом хозяйственной деятельности
древних славян, как и большинства европейских
народов в средние века, стало земледелие,
занятие которым предопределило оседлый
образ их жизни. Наряду с ним, развивались
скотоводство, охота, рыболовство, бортничество
(пчеловодство), зарождались ремесла. Появляются
первые крупные города - Киев (основан
в VI в.), Новгород и др.
Исследование формирования, уклада жизни
и менталитета наций и народностей, которым
занимается этнология, неотделимо от понятия
этноса. Этнос - исторически сложившаяся
устойчивая общность людей, объединенных
общей территорией (исключения представляют
евреи и цыганы), особенностями истории
и культуры (включая язык и религию), уклада
жизни, ценностей и психики, самосознанием
и отношением к другим этносам. Считается,
что основными формами этносов на протяжении
исторического развития являются род,
племя, народность и нация.
Каждый этнос имеет свои специфические
особенности, обусловленные совокупностью
географических и культурно-исторических
условий его формирования и развития.
Характерными особенностями русского
этноса можно назвать, с одной стороны,
исключительную выносливость, мужество,
склонность к риску, упорство, смекалку,
«размах» в любом деле, с другой стороны
- слабость самоорганизации и самодисциплины,
порой лень, склонность к пьянству, неаккуратность,
излишнюю мечтательность, тягу к крайностям,
неуважение к закону.
Среди изначальных условий, способствовавших
формированию столь противоречивых черт
национального менталитета, были суровый
климат, зона рискованного земледелия,
когда погодные условия заставляли русского
крестьянина трудиться не покладая рук
в поте лица в короткое время лета, чтобы
успеть обеспечить себя урожаем на весь
оставшийся год, на протяжении которого
можно позволить себе относительно расслабленное
существование.
Некоторые из перечисленных особенностей
русского характера обусловили необходимость
авторитарной власти с целью повышения
уровня организации общества.
Существуют две полярно противоположные
точки зрения на историческую роль этносов:
от отрицания самой их устойчивости (П.
Сорокин) - до абсолютизации их особенностей
в истории народов (Л. Гумилев). Так или
иначе, как показывает мировой исторический
опыт, игнорировать этнические особенности
нельзя. Навязывание чужого опыта народам
с иным менталитетом и культурно-историческими
традициями, как правило, кончается плачевно,
один из ярких примеров - либерально-западнические
реформы в России и странах Восточной
Европы конца ХХ века.
Можно выделить две изначальные причины
относительно запоздалого развития древнерусских
земель по сравнению с народами Западной
Европы:
1) суровый климат, зона рискованного земледелия;
2) славянам не пришлось испытать мощного
влияния культурно-исторического наследия
Римской империи, которым обогатились
народы, заселившие Западную Европу в
ходе Великого переселения.