Политическое и экономическое развитие Сибири в 1920-30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты.

Файлы: 1 файл

история сибири.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Гражданская война явилась страшным бедствием  для России. Она привела к дальнейшему  ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной  разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно  втянутые в войну противоборствующими  сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора  погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек  были вынуждены эмигрировать. Среди  них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические  потери имели глубокие социокультурные  последствия, долгое время сказывавшиеся  в истории советской страны.

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической  и социокультурной основы для  построения социализма, обещанного большевиками народу.

 

1. Экономический и политический  кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой  экономической политике

 

Во время гражданской войны Советская власть была вынуждена мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь. С этой целью партия большевиков подчиняет своему контролю все сферы жизни общества. Со второй половины 1918 года советское государство осуществило ряд мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название «военного коммунизма».

Составными  элементами политики военного коммунизма были:

1) в городе: отмена коммунальных платежей, введение натуральной оплаты за труд (продовольствие распределяется на предприятиях через кооперативы). Для лиц умственного труда вводится трудовая повинность. В сфере промышленного производства осуществляется национализация предприятий, сначала крупных, потом более мелких, вплоть до кустарно-ремесленных (всего было национализировано 38,2 тыс.; предприятий). Для руководства предприятиями была создана система государственных органов: Высший совет народного хозяйства - губернские советы народного хозяйства - Главные комитеты по отраслям (ГЛАВКи). В 1920 году в стране было создано 52 ГЛАВКа, которым непосредственно подчинялись предприятия государственного значения. Создавалась система строгого вертикального подчинения предприятий комитетам и центрам. Фактически победила тенденция сверхцентрализации промышленной жизни России;

2) в деревне: ряд чрезвычайных мер, предпринятых в связи с необходимостью продовольственного снабжения гигантской армии и промышленных рабочих, выразившихся во введении продовольственных налогов или продразверстки. В мае 1918 года советское правительство предпринимает ряд мер, получивших название продовольственной диктатуры. Согласно декрету 13 мая 1918 года Наркомат продовольствия наделялся чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия, подтверждалась хлебная монополия государства и твердые цены на хлеб. Для взимания продналогов создаются специальные продовольственные отряды, позже - Продармия, наделенные чрезвычайными полномочиями.

Необходимо  отметить, что осуществление чрезвычайных мер в деревне способствовало росту продовольственных сборов в основном за счет центральных губерний. На окраинах страны (Донской регион, Украина) коэффициент полезного  действия от данных нововведений оказался чрезвычайно низким, вызвав волну  недовольства и массовые восстания. Крестьянство отказывалось поставлять необходимое количество хлеба в город. Прокатилась волна крестьянских выступлений: на Украине очень широкую популярность завоевывает движение анархистов (Н. Махно), в Западной Сибири восстала партизанская армия. Наиболее крупным выступлением стал мятеж в Тамбовской и в ряде прилегающих к ней губерний (возглавил выступление А.С. Антонов, являвшийся членом партии эсеров). Красная Армия бросила против антоновцев свои лучшие силы под командованием талантливого командира М.Н. Тухачевского. Подавление восстания велось исключительно военными мерами с применением артиллерии и ядовитых газов, унеся 50 тысяч жизней с обеих сторон.

Апогеем недовольства стало восстание кронштадтских  матросов, ранее поддерживавших большевиков. Матросы потребовали соблюдения прав и свобод, провозглашенных в  октябре 1917 года, прекращения насильственных конфискаций и т. д. Несмотря на то, что большевикам удалось подавить восстание, оно стало для них настоящим шоком. Члены партийной верхушки осознали, что политика военного коммунизма исчерпала себя; в итоге большевики были вынуждены отступить, выработав новую экономическую политику.

Сущность  новой экономической политики большевиков. На X съезде РКП (б) принимаются решения об изменении политики: в частности, продразверстка заменяется на продналог (собирался исходя из реальной доли посевных площадей и был меньше примерно в два раза). Разрешалась свободная торговля излишками, то есть того, что оставалось после изъятия продналога.

Данные  меры явились началом новой экономической  политики - экономическая сфера подверглась  децентрализации: наиболее крупные  технически оснащенные предприятия  объединялись в тресты, наделенные правами планирования, распределения  средств, проведения торговых операций. Вновь начала широко использоваться система сдельной оплаты труда. Заработная плата зависела от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. Государство начало сдавать мелкие предприятия в аренду частным  лицам, им же разрешили производить  реализацию предметов частной промышленности. Одним из характерных признаков  нэпа стали концессии - предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами.

Таким образом, с переходом к новой экономической  политике был дан импульс частнокапиталистическому предпринимательству. Несмотря на это, государственное регулирование  сохранялось в достаточно высоком объеме в форме надзора, контроля и т. д. Сфера деятельности частников в промышленности ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда, в торговле - посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности.

Государство оставило за собой предприятия тяжелой  промышленности, добычу приоритетных видов сырья, внешнюю торговлю. Стремясь не допустить чрезмерной концентрации капитала у частных лиц, государство  использовало налоговый гнет, осуществляющийся посредством финансовых органов. Что  касается, например, концессий, то они  также ставились под контроль советского государственного аппарата, трудового законодательства.

В результате государство, даже после частичной  денационализации имело в своем  распоряжении самый мощный сектор народного  хозяйства, «командные высоты в экономике».

 

2. Образование СССР

 

В конце  1922 г. был образован СССР. В него вошли 4 республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация, объединявшая Азербайджан, Армению и Грузию. Все республики, вошедшие в СССР, ранее составляли территорию Российской империи. Между ними существовали исторически сложившиеся экономические связи. После Октябрьского переворота 1917 г. коммунисты республик, боровшиеся за установление советской власти, создали военно-политический союз. Так, 1 июня 1919 г. был заключен военный союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии» для борьбы с мировым империализмом». В 1922 г. в связи с подготовкой Генуэзской конференции между республиками сложился дипломатический союз. Представлять интересы всех республик на конференции было поручено РСФСР. В начале 20-х годов между отдельными республиками и Советской Россией были подписаны военно-хозяйственные договоры.

В процессе развития военного, хозяйственного и  дипломатического сотрудничества ведущая  роль принадлежала РСФСР, т.к. руководство  этим процессом осуществлялось ЦК РКП(б). В итоге функции общего органа стали выполнять Совет Труда  и Обороны, Госплан РСФСР и  СНХ РСФСР, в работе Всероссийских  съездов Советов начали принимать  участие представители всех советских  республик.

10 августа  1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик.

В августе - сентябре 1922 г. комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под руководством Сталина подготовила проект объединения (так называемый «план автономизации»). В соответствии с этим проектом все советские республики должны были войти в РСФСР на правах автономий. Такой подход встретил резкие возражения со стороны Ленина, который предложил создать новое союзное государство путем объединения всех советских республик на равноправной основе. Пленум ЦК одобрил это предложение.

30 декабря  1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В этих документах были зафиксированы главные принципы образования нового государства, в основе которых лежал федерализм. I съезд Советов СССР избрал высший законодательный орган - Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР) и его четырех председателей - по одному от каждой республики.

Провозглашенное создание Союза ССР на федеративной основе реального воплощения в жизнь  не получило. В процессе разработки Конституции СССР в ее проект был  занесен ряд поправок, расширяющих  компетенцию общесоюзных органов  власти и ограничивающих права республик. Коме того, в Палате Национальностей - второй палате ЦИК - РСФСР должна была иметь 64 - 72 голоса, Закавказская федерация - 12, а БССР и УССР - по 4 голоса.

31 января  1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. В соответствии с Конституцией к компетенции высших органов власти СССР относились следующие вопросы: внешняя политика, границы, вооруженные силы, транспорт, связь, планирование народного хозяйства, объявление войны и заключение мира. Формально каждая республика имела право выхода из Союза. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между ними - ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.  
3. Результаты НЭПа, причины его свертывания

 

Говоря  о результатах новой экономической  политики, можно отметить, что они  способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия  легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный  объем производства. Улучшились экономические  показатели и в деревне: после  отмены продразверстки и замены ее продналогом, который был много  ниже первой, у крестьянина появились  стимулы к труду. При этом сказалось  и дополнительное наделение землей по декрету «О земле». Разрешение мелкого  частного предпринимательства и  частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов  товарами повседневного спроса.

В рамках НЭПа Советской власти удалось добиться отдельных успехов. Но по мере восстановления возвращались старые проблемы экономики  России, ее структурные диспропорции и противоречия. Если дореволюционная  Россия не входила в число передовых  экономически развитых государств, то в 20-е годы ее отставание еще усугубилось. Страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского  хозяйства. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не создали для себя рынков расширенного производства. Деревня  не могла удовлетворить потребностей промышленности и города в товарной сельскохозяйственной продукции, приобретя  полунатуральный характер. В свою очередь, нужды индустриализации требовали  иной ориентации производства, чем  деревенский спрос. Товарный обмен  между деревней и городом оказался нарушенным. Первому нечего было дать за товарные излишки и крестьяне стали оставлять их в своем хозяйстве. Во второй половине 20-х годов установленные планы хлебозаготовок оказались проваленными.

На почве  экономических неурядиц обозначился  раскол внутри правящей элиты. Одними из первых критиков НЭП стали представители  рабочей оппозиции, связанные с  государственным сектором экономики (рабочие Ленинграда). Они выступили  с критикой партии, забывшей, по их словам, о своей основной задачи - развитии крупной промышленности. Постепенно в руководстве партией созревает  идея необходимости радикальных  перемен в экономике страны. Часть  партийной элиты видела выход  из создавшегося положения в реконструкции  НЭП, проведении «сверхиндустриализации», развитии тяжелой промышленности в  целях удержания подступов к  мировой революции.

Стоит отметить, что новая экономическая политика изначально рассматривалась лишь как  временная мера, отступление, а не линия, рассчитанная на длительный срок. Еще Ленин в последние годы жизни предупреждал, что в связи  с переходом к НЭПу, на основе свободы торговли будет происходить  возрождение мелкой буржуазия и  капитализма, что фактически может  аннулировать достижения революции. Представители  левого крыла в партии в середине 20-х годов констатировали, что  экономика СССР в результате проводимых мер все больше интегрируется  в мировое хозяйство и тем  самым превращается в госкапиталистическую. Если учесть, что по экономическим  показателям, уровню промышленного  производства в конце 20-х годов  СССР уступал ведущим странам  Запада в 5 - 10 раз, становится очевидным, что дальнейшее развитие экономики  в рамках НЭП, грозило бы превращению  Советского Союза во второстепенную державу. Советский Союз находился  в положении догоняющего, отстающего (аутсайдера). В этой «гонке за лидером» нельзя было, по мнению партийного руководства, допускать ошибок, действовать наверняка. Кризис, разразившийся на Западе в 1929 году, укрепил уверенность политической элиты СССР в том, что рыночная экономическая модель непредсказуема, нестабильна, поэтому нужен другой подход к экономическому развитию страны.

Факторы международного положения сыграли  большую роль в выборе модели экономического развития страны. В конце 20-х годов  уже мало кто сомневался, что мировой  революции в ближайшее время  не произойдет, а молодая советская  республика окажется в атмосфере  капиталистического окружения под  давлением быстро растущей военной  угрозы. Курс на мировую революцию, первоначальный революционный романтизм  сменяется установкой на прагматизм - линией на построение «социализма  в отдельно взятой стране».

На первые роли в руководстве партией и  страной выдвигается группа прагматиков  во главе со Сталиным, сконцентрировавшая в своих руках огромную власть, взявшая под контроль партийный  аппарат и номенклатуру. Партийный  аппарат постепенно вытесняет со своих постов оппозицию, выдвинув идею о необходимости в кратчайший исторический срок догнать и перегнать  передовые капиталистические страны. XV съезд ВКП (б) в 1927 году принимает пятилетний план развития народного хозяйства. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путем значительного повышения налоговых ставок и усиление кооперирования деревни. Для успешного противостояния капиталистическому лагерю требовалось создание сильной экономической базы. Необходимо было создать мощную промышленность, в первую очередь, тяжелую, связанную с производством вооружения. В результате, в конце 20-х годов партийным руководством был взят курс на индустриализацию страны, усиление планово-директивного строительства социализма, «свертывание НЭПа».

Информация о работе Политическое и экономическое развитие Сибири в 1920-30-е годы