Политическое и экономическое развитие Сибири в 1920-30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты.

Файлы: 1 файл

история сибири.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

 

4. Социально-экономическое развитие  СССР в 30-е годы

 

XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %, снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78 % всех капиталовложений.

Опорными  точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут  фундаментов наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении  сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания  грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического  строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники  и способов производства в направлении  развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение  в экономику страны передовой  американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию  труда.

На практике данная политика вылилась в осуществление  активного строительства новых  промышленных объектов на фоне усиления режима экономии, добровольно-принудительного  распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения  населения городов и рабочих поселков. Партийное руководство развертывает массовое социалистическое соревнование на фабриках, заводах, на транспорте, в строительстве и т. д. В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Говоря  об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству  в целом удалое преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. В конце 30-х годов (в  отличие от предшествующего десятилетия  и дореволюционного времени) производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента в нашей стране превосходило соответствующие показатели Англии, Франции и Германии. По абсолютному  объему промышленной продукции Советский  Союз уступал только США. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная  промышленность, тракторостроение и  комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически  отсутствовавших в нашей стране до поворота к форсированной индустриализации. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно  на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город. Сам  процесс расширения промышленного  производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927 - 1928 годов поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество.

Именно  в колхозах сталинское руководство  видело тот производственно - распределительный  механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая, угрозы экономических и политических потрясений.

Представляя социалистическое общество в виде «единой  фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому обществу, Сталин и его  сторонники стремились как можно  быстрее вовлечь в цехи этой фабрики  все население. Причем в деревне  это решено было осуществить путем  сплошной коллективизации, которая  начала осуществляться с осени 1929 года.

Политика  коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию  у зажиточных крестьян (кулаков) средств  производства, хозяйственных и жилых  построек, предприятий по переработке  сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые  фонды колхозов в качестве взносов  за бедняков и батраков, за исключением  той части, которая шла в погашение  долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью - расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.

Такие меры, естественно, встретили массовое сопротивление  крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения жесточайших мер насилия. Сталинское руководство раскулачило и репрессировало примерно 900 тысяч хозяйств. 250 тысяч хозяйств «самораскулачились», то есть распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц.

Политикой коллективизации к 1932 году было создано  211,1 тысячи колхозов (61,5 % крестьянских хозяйств). Примерно к 1937-1938 году сплошная коллективизация страны была завершена. Руководство страной применяло по отношению к колхозникам методы «кнута и пряника». С одной стороны, партийно-государственный аппарат проводит жесточайшие репрессивные меры, расправы с противниками хлебозаготовительных реквизиций, с другой стороны пытается создать у колхозников факторы заинтересованности в результатах своего труда путем введения системы хлебозакупок, разрешив им создавать личное подсобное хозяйство. Крестьянам также было позволено продавать свою продукцию на рынке. Таким образом, партии и государству удалось на какое-то время найти компромисс с крестьянством.

Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических  и социальных преимуществ. За годы коллективизации  было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню  сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась  на 71 %.

Изменилась  структура посевных площадей в сторону  увеличения производства технических  культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для  промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

Основным  социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Общая численность рабочих выросла с 8-9 млн. в 1928 году до 23 - 24 млн. в 1940 году. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15 - 20 млн. человек) перешло в промышленность.

Политика  форсированной индустриализации погрузила  страну в состояние всеобщей, как  на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии  предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-денежных механизмов регулирования экономики  и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

 

5. Становление тоталитарного режима  в СССР в 30-е годы

 

Тоталитаризм  - это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного режима относятся:

1) верховенство  государства, носящее тотальный  характер. Государство не просто  вмешивается в экономическую,  политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую  жизнь общества, оно стремится  полностью подчинить, огосударствить  любые проявления жизни;

2) сосредоточение  всей полноты государственной  политической власти в руках  вождя партии, влекущее фактическое  отстранение населения и рядовых  членов партии от участия в  формировании и деятельности  государственных органов;

3) монополия  на власть единственной массовой  партии, сращивание партийного и  государственного аппарата;

4) господство  в обществе одной всесильной  государственной идеологии, поддерживающей  в массах убежденность в справедливости  данной системы власти и правильности  избранного пути;

5) централизованная  система контроля и управления экономикой;

6) полное  бесправие человека. Политические  свободы и права зафиксированы  формально, но реально отсутствуют;

7) существует  строгая цензура над всеми  средствами мае* совой информации  и издательской деятельностью.  Запрещено критиковать представителей  власти, государственную идеологию,  положительно отзываться о жизни  государств с иными политическими  режимами;

8) полиция  и спецслужбы наряду с функциями  обеспечения правопорядка выполняют  функции карательных органов  и выступают в качестве инструмента  массовых репрессий;

9) подавление  любой оппозиции и инакомыслия  посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10) подавление  личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный  винтик партийно-государственной  машины. Государство стремится к  полной трансформации человека  в соответствии с принятой  в нем идеологией.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Форсированное экономическое развитие, как уже  отмечалось в одном из предыдущих разделов, вело к ужесточению политического  режима в стране. Напомним, что выбор  форсированной стратегии предполагал  резкое ослабление, если не полное уничтожение  товарно-денежных механизмов регулирования  экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической  дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов  экономического интереса, легче всего  было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления  тоталитарных начал политической системы  требовал также весьма низкий уровень  материального благосостояния подавляющей  части общества, сопровождавший форсированный  вариант индустриализации, попытки  преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых  слоев общества было недостаточно для  того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей  на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков  времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными  факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного  имущества, за прогулы и опоздания  на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал  и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического  режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения  XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду  с исполнительными комитетами Советов  в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные  комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных  комитетах Советы осуществляли преимущественно  хозяйственные и культурно-организаторские  функции.

Врастание партии в экономику и государственную  сферу с этого времени стало  отличительной особенностью советской  политической системы. Выстраивалась  своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный  секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность  генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением  силовых структур государства, его  репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так  называемые «тройки», в которые входили  первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель  Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное  разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При  нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных  приговоров.

Информация о работе Политическое и экономическое развитие Сибири в 1920-30-е годы