Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 04:01, доклад
Религия существует много веков, наверно, так же долго, как и существует человечество. Не раз на этой почве возникали конфликты, которые меняли ход истории, ведь люди получали воспитание и моральные устои согласно вере, в которой они были воспитаны. Этому есть много исторических примеров, один из таких примеров будет рассмотрен в данной работе: конфликт между католической и православной церквями.
Политика папства по отношению к Руси в первой половине XIII века и ее отражение в русских летописях ( на материале Новгородской I
Лаврентьевской, Ипатьевской летописей)
Введение
Религия существует много веков, наверно, так же долго, как и существует человечество. Не раз на этой почве возникали конфликты, которые меняли ход истории, ведь люди получали воспитание и моральные устои согласно вере, в которой они были воспитаны. Этому есть много исторических примеров, один из таких примеров будет рассмотрен в данной работе: конфликт между католической и православной церквями.
История и политика папства по отношению к древней Руси не утратила своей научной ценности и по-прежнему остается одним из самых значительных исследований в истории мировой церкви.
Рассматривая конфессиональный конфликт, необходимо углубиться в суть проблемы: религиозную жизнь приверженцев церквей, понять истинные мотивы взаимоотношений подданных Бога и рассмотреть их в рамках данного века.
Папство кровно связано с Церковью, с её ростом и всесторонними переживаниями, испытаниями. Его исторический путь подобен и соразмерен историческим путям всех факторов церковной жизни. Одним из факторов является конфессиональный раскол одной религии на две церкви в 1054 году, что спровоцировало рождение двух течений: католического («всемирного») во главе с папой и православного ( «правильного» ), с подчинением константинопольскому патриарху.
Папство1 - это богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий папу главой всей Католической церкви, правителем Святого престола. «Папа есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его или о нем. Папа имеет божескую власть, и власть его неограниченна. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано папою, то все равно, что сделано Богом. Заповеди его должно исполнять, как заповеди Божии. Только один Бог подобен папе; папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или душа в теле. Власть папы выше всякой сотворенной власти, ибо она некоторым образом распространяется на предметы небесные, земные и преисподние».
Основа церкви - это единение божественного и человеческого. Папство обеспечивает единство Церкви, реальность догмата "верую в единую Церковь" , а всестороннее, видимое для всех единство Церкви способствует процветанию общей взаимной любви, любви чистой от всех земных ограничений, не знающей национальных или социальных преград. В этой любви — сердцевина и душа христианства.
Православие - направление в христианстве, включающее совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь.
Конфессиональный конфликт двух религиозных течений произошел на почве того, что православная церковь не признавала и не может признать ни главенства, ни непогрешимости папы в силу тех начал, какие положены в её основание:
1. Папа не может быть видимым главой церкви потому, что церковь сама по себе уже есть тело Христово, а поэтому у неё не может быть иного главы, как сам Иисус Христос.
2. Церковь непогрешима не потому, что во главе её стоит непогрешимый папа, через которого действует Святой Дух, а потому, что она сама по себе Святая, то есть непогрешимость её покоится на собственной Святости, а отнюдь не на святости папы.
Суждения православных о католицизме, изложенные выше, являлись вовсе не мимолетным мировоззрением, а уже устоявшейся веками точкой зрения в умах православного народа - XIII век не стал исключением. Именно этот период является вершиной правления папства, что показывает истинное отношение папской курии к православию. Здесь мы наблюдаем противостояние сильных исторических личностей: папы Иннокентия III и русских князей.
«Королевская власть, — пишет Иннокентий III, — подчинена папской». Он утверждал: «Во главе каждой отдельной страны стоят короли, но над каждой из них восседает на троне Святой Петр и его наместник — папа»2. А князь считал, что его власть - от Бога. Влияние сильных авторитарных личностей сыграло большую роль в ходе исторических событий той эпохи.
Актуальна эта проблематика и по сей день, потому что именно для переломной в духовной жизни период исторические личности подчинили общественное сознание идейному влиянию, укоренившемуся до настоящего времени. Еще в XIX веке к своему идеологическому прошлому возвращался великий русский писатель Л.Н. Толстой, говоря, что «папство - это авторитет, а авторитету нет места в религии; на том же основании он отвергал православные догматы и таинства и вообще авторитетность учения церкви». Также и сегодня мы возвращаемся к истокам нашей веры, осмысливая тот факт, что всего лишь несколько столетий назад ход мировой истории мог измениться, и мы могли стать наследниками совершенно другой идеологии, приверженцами иной веры.
События, произошедшие в первой половине XIII века, спрогнозировали дальнейшую судьбу православно-католических отношений, что явилось началом многочисленных «крестовых походов» на Русь.
Глава 1. Сущность политики исторических личностей, сформировавшая межконфессиональные отношения двух церквей
Со вступлением на папский престол Иннокентия III в январе 1198 года, началась новая страница в истории папства. Его политика не могла не затронуть весь христианский мир. Он был убежден в необходимости подчинить мир папскому самодержавию и поэтому бросил все силы на борьбу с ересью за «чистоту веры»: «Пастырь, которого избрал небесный повелитель, стал волком для своих овец»3. При нем папство должно было стать единственным судьей человеческих судеб. Так Иннокентий III стал призывать к новому крестовому походу, целью которого было взятие православного центра - Византийского государства. «Крестоносцы выступали как «воинство Христово», «во имя славы божией, во имя Христа». Благословляющая рука папы римского «освещала» все, что они творили на Востоке». Однако, мы не можем рассматривать взятие Царьграда крестоносцами, как время перелома в истории ее взаимоотношений с латинским миром, потому что желание папы обьединить церкви не сбылось. Наследница ценностей православия, Русь, после взятия духовного центра, не поменяла свое мировоззрение относительно католической экспансии по причине того, что русским княжествам не угрожала опасность со стороны восточных соседей. Но богатые плодородные земли Руси привлекали внимание со стороны монархии. Примером этому может служить переписка венгерского короля Андраша II (агл. Эндре II) с папой римским4, в которой король, ссылаясь на то, что галицкий народ желает быть «в единстве со святой римской церковью», просит увенчать своего сына Коломана королевской короной над народом Галиции, находящимся под властью русского князя. Андраш II, следуя собственным интересам, пытался захватить власть на востоке руками папы римского, обосновывая это тем, что речь идет прежде всего об интересах католической церкви, которую хоть и вначале XIII века мало привлекала Русь из-за конфликта в Средиземноморье. Венгерский монарх пообещал, что в случае сопротивления галицкого народа, он доставит русских епископов на Латеранский Собор, что прежде всего будет означать их полное повиновение папской курии. Уния, предложенная королем Венгрии, способствовавшая укреплению его власти над Галичиной и развитию католической экспансии на этой территории русской земли, была встречена протестом со стороны православного духовенства.
Даниил Романович Галицкий, князь и властитель Галицкой земли (1205—1206, 1211-1212, 1229-1231, 1233-1235, 1238-1254), шел на сближение с римской курией. Об его стремлении поддерживать отношения с католическим миром гласит Ипатьевская летопись. Она указывает на то, что эти отношения не могли быть возможными ибо русское духовенство было против каких-либо уний с католической церковью. Оно противостояло слиянию со стороны Галицкой земли и отвергало насаждение чуждой веры насильственным путем; это показывает, как мало интересовала в первые два десятилетия XIII века Русь римскую курию.
Лишь после того, как весь католический мир начал поклоняться другому избраннику божьему, папе Гонорию III, помазанному 18 июля 1216 года, папский мир обратил свой взор на Русь, и именно с этого периода начинается столкновение двух конфессий. На период его правления выпал пятый крестовый поход на земли Прибалтики. Даже тогда католическая церковь уделяла мало внимания православному миру, выраженному в лице русских княжеств. Она лишь показывала некоторое беспокойство, мы можем судить так, исходя из того, что «Русь» упоминается лишь в нескольких буллах римского папы, и говорится в них лишь то, что «русские»,живущие в Ливонии ведут отнюдь не католический образ жизни, который насаждали местные захватчики; также затрагиваются торговые отношения с Новгородской землей. Здесь можно проследить отношение папства к Руси: какую малую роль она играла для них в начале XIII века.
Лишь на рубеже 20-30ых годов XIII века взаимоотношения церквей стали претерпевать серьезные изменения. Это было связано с тем, что ужесточилась политика папства по отношению к православному миру: к власти пришла новая сила- историческая личность, сумевшая усилить прежний политический строй-римский папа Григорий IX. Он изменил ранее существующие греческие обряды, стал насильно обращать людей в католицизм. Именно из-за этого возросло противоречие между церквями, что впоследствии сделало русский народ в глазах католиков «неверными», «врагами Бога и католической церкви». Его булла от 3 января 1230 года, призывающая на поход против «жестоких язычников», хоть и косвенно, но затрагивает Русь, так как именно политика этого правителя была направлена на политическое и экономическое уничтожение православного государства.
Значение Стенбийского договора в истории феодально-католической экспансии чрезвычайно велико. Этот договор закрепил созданный папскими усилиями единый фронт католических агрессоров, обосновавшихся на западе, а также на севере - вдоль границы Руси. Участники коалиции готовились развернуть наступление на Новгород, рассчитывая при этом на политическую борьбу, обострившуюся в Новгороде и Пскове во второй половине 30-х годов. В наступлении должны были принять участие все три главных участника коалиции: датские крестоносцы в Эстонии, орденские силы в Ливонии и крестоносцы, обосновавшиеся в Финляндии, которые должны были получить еще подкрепления из Швеции. Предполагалось совместными силами захватить важнейший торговый путь, связывавший Балтику с Новгородом по Неве. Разработанный папским легатом план свидетельствует о том, насколько серьезно ставился вопрос о войне против Руси и принудительном насаждении католического верования.
Таким образом, уже в 30-е годы XIII века, по настоянию папы, началась активная миссионерская деятельность на территории древней Руси . Цель этой деятельности заключалась в уничтожении «схизматиков»5. Об этом свидетельствует булла Григория IX от 24 февраля 1233 года. Она гласит об изменении веры при заключении брака, когда православные люди берут в жены католичек и обращают их в свою веру. Но в тот период правила сильная историческая фигура, такая как владимирский князь Юрий Всеволодович, который изгнал миссионеров с земли русской.
Одним из важнейших событий в конце 30-х годов XIII века со стороны папства к Руси явилось вторжение на Новгородскую землю шведских войск , а затем и Ливонского Ордена. Ливонский орден- католическая
государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Ливонии на землях куршей, ливов, земгалов в 1237- 1561 годах.
К концу второй четверти XIII века на политической арене играет важную роль упоминаемый ранее князь Даниил Галицкий и римский папа Иннокентий IV.
В 1245 году князь вступает в контакт с Римом, тем самым готовясь признать «римскую церковь матерью всех церквей». На такого рода действие Даниила побудило преследование собственных политических целей. Важно отметить, что впоследствии развитий отношений между Галицкой Русью и папством, остальные княжества не пожелали пойти по пути Галицкого княжества, которое, пользуясь мощью Иннокентия IV, решало свои проблемы, потому что так же, как и в 30-е годы, остро стоял вопрос обращения в католичества «неверных язычников» - ближайших соседей княжеств, которые всячески выступали против такого насильственного метода обращения в веру.
Подводя итог к этой
главе, важно отметить, какую роль
играла Русь для папства, и
каковы были методы
Так же важно обратить внимание на методы, которыми «католицизм» захватывал все большие территории. Римские папы использовали не только военную силу и мощь, но и дипломатическое искусство. Например, буллы, являющиеся папским документом, были своего рода «оружием», которое осуществляло волю папы.
Глава 2. Попытки насаждения католицизма на русской земле
Агрессия со стороны католического мира на территорию Руси началась со вступления на русскую землю чужеземных войск со второй четверти XIII века. Именно в то время вторглись германские рыцари на земли западных и поморских славян. Силы Папства состояли из отрядов крестоносцев, которые с божьего благословления римского папы, проливали кровь язычников во имя веры. Все с большей агрессией они обращали людей в свою веру, продвигаясь все дальше и дальше в земли Прибалтики.
В начале XIII мы наблюдаем попытки крестоносцев, или как их называли на русской земле «немцив», подчинения территорий Прибалтики и контроля ими всей Средиземноморской торговли. Падение Царьграда в 1204 году и образование Латинской империи дало возможность крестоносным агрессорам продвигаться дальше на Восток, в земли русские. Эти политические изменения нашли отклик в экономической среде. Так, торговля, по указу папы Иннокентия III, для иноземных купцов на захваченных территориях, была запрещена, однако важно отметить тот факт, что русские купцы ослушались приказа наместника Бога на земле и продолжали вести свои дела с ливами. Один это факт доказывает, что с начала века католическую церковь мало интересовала Русь, она стремилась прежде всего насадить свою веру язычникам, тем самым укрепиться на землях Средиземноморья, откуда могла распространить свою власть и далее.
Католическая церковная история обуславливает продвижение экспансии на восток именно с целью создания торговой блокады русских земель, что смогло бы сильно ослабить внешнюю политику Новгородской, Псковской, Смоленской и других торговых центров древней Руси. Таким образом. главным хозяином средиземноморских торговых путей стала Венеция, которая была не заинтересована в торговых связях Востока и Запада, проходивших через земли южной Руси. Владея прибалтийскими землями можно было бы через них покорить «неверных папе» славян; ограничение и потеря выхода к морю способствовало бы экономическому ухудшению государства, что привело бы к его ослаблению.
Свою борьбу против язычников папа Иннокентий III начал с покорения народов, живущих в Прибалтике, недалеко от земли Новгородской. С помощью шведских рыцарей, под руководством архиепископа Андреем Лундским6 в 1206 году, католическая вера начала распространяться на земли близ православной Руси. Новгородское княжество оказывало поддержку своим соседям. Оно никогда, в отличие от католиков не стремилось насажать веру, если народ того не желал. Именно это и вызвало резонанс в духовной сфере, ведь меры, применимые к обращению людей, были жестокими; это спровоцировало негодование у православного духовенства, также желавшего расширить сферу влияния своей конфессии.
Однако, не все русские княжества помогали своим соседям противостоять покорению иноверцам. В 1210 году епископ Альберт заключил «вечный мир» с Полоцком. Одним из пунктов договора была свобода торговли между крестоносцами и русскими князьями. Псковский князь Владимир Мстиславич также вступил в союз с немцами, но уже в 1212 году был свергнут, а псковичи вместе с новгородским князем Мстиславом прогнали врага с прибалтийских земель.