Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 04:01, доклад
Религия существует много веков, наверно, так же долго, как и существует человечество. Не раз на этой почве возникали конфликты, которые меняли ход истории, ведь люди получали воспитание и моральные устои согласно вере, в которой они были воспитаны. Этому есть много исторических примеров, один из таких примеров будет рассмотрен в данной работе: конфликт между католической и православной церквями.
С этого момента русским войскам сопутствовала удача. Обьединившись с эстами, они прогнали тевтонский орден из крепости Отепяа. Таким образом, между сторонами был заключен мир, по которому русские купцы получили выход к свободной торговли по реке Двине. Тевтонский орден (также германский орден, немецкий орден)-германский рыцарский орден, основанный в конце XII века.
В первой половине XIII века наблюдается возрастание набегов на земли Руси со стороны войнов-крестоносцев7. Заинтересованность со стороны папской курии возрастает именно в этот период, так как уже с начала 20-х годов для русских княжеств наступает сложный период. Это связано феодальной раздробленностью, а также с вторжнием на русские земли соседей: набеги турков-сельджуков, Литовского княжества.
В 1219 году крестоносцы напали на Псков, а в 1221 году на Новгород. Рыцари грабили и уничтожали то, что так дорого было православному человеку- церковь. Об этом свидетельствует летописец Генрих Латвийский. Он описывает, как была разграблена церковь недалеко от Новгорода, как крестоносцы “захватили иконы, колокола и тому подобное и вернулись к войску с большой добычей”.
Также со стороны Финляндии началось наступление на Русь. Гонорий III в письме к епископу Томасу в 1221 г. предлагал запретить католикам вести торговлю с карелами и русскими, что являлось уже не раз примененным средством борьбы с Новгородом.
Для распространения влияния католичества в православном мире требовалось обладать властью в Прибалтике. Такую власть дал папа Гонорий III рыцарям ордена и епископу Альберту в своей булле от 28 октября 1219 года. Этот документ давал право на владение территорией, которая по сути принадлежала русскому государству.
“Последующие события показали, однако, что планы римской курии шли много дальше. Они намечали широкую экспансию, направленную непосредственно против Руси и русского народа”. В 1227 г. Гонорий III утверждает, что русские князья изъявили желание “совершенно отречься от всех заблуждений”, что означало— готовность принять католическую веру. Сейчас мы можем сказать, что это утверждение папы не являлось истинной, так как это доказывает его булла. По своему содержанию она выдержана достаточно в грубом тоне, что говорит нам о том, что скорее всего это булла была адресована «еретикам и неверным» нежели новообращенным католикам.
Однако, на Руси нашлись и приверженцы католической веры: например, в 1228 году в Пскове нашлись бояре-изменники, которые, как сообщает летопись, заключили союз с немцами. Спустя несколько лет и в Новгороде произошло подобного рода событие.
В 1229-1234 годах Рим и папа Григорий IX продолжали свою агрессию по отношению к русским землям. Это выражалось в деятельности папской курии. По настоянию Григория IX было направлено 5 булл в 5 стран, которые должны были исполнить волю папы, отраженную в этом документе :прекратить торговые связи с Русью. Но усилия папства добиться политической и экономической изоляции Руси не увенчались успехом. Заинтересованность иностранного купечества в поддержании торговых связей с Новгородом, Псковом и другими центрами северо-западной Руси была была велика.
Появление Тевтонского ордена в Прибалтике означало новый крупный шаг в усилении наступления западноевропейского феодализма на восток под знаменем папства. Непосредственный представитель Григория IX, его полномочный легат, Вильгельм Моденский был “крестным отцом” этого очередного предприятия римской курии.
Также римский папа использовал не только силу рыцарей своего ордена, но и «силу буллы», при помощи которой он пытался насадить католицизм и искоренить православие на восточных землях.
Папская курия буллой от 3 февраля 1232 года на имя своего легата Балдуина Альнского8 запрещает всем христианам в Прибалтике без разрешения курии заключать мир или перемирие с русскими или “язычниками”. Папская булла от 24 ноября 1232 г., в которой Григорий IX требовал от меченосцев в Ливонии поспешить в Финляндию, чтобы “защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских”. В папской булле от 27 февраля 1233 г. русские открыто названы “врагами”.
Обьявив русских врагами, папская курия пыталась «сломать святую Русь изнутри». Для этого были привлечены доминиканцы. В каком направлении развивалась их деятельность, благословляемая папой, можно понять из буллы Григория IX от 15 марта 1233 г., в силу которой доминиканцам, отправившимся на Русь, им самим разрешалось давать отпущение убийцам.
Католическая агрессия на Русь в 1240 году- вторжение в ее пределы с двух сторон: с севера, откуда готовились напасть шведские силы и с северо-запада, где действовал Тевтонский орден.
Князь Александр Ярославич 15 июля 1240 года разбил шведов, что помогло остановить католическую агрессию на русские земли с севера.9
В конце августа—начале сентября 1240 г. немецкие рыцари вторглись в русские земли с запада. Немцы захватили крепость Изборск. Выступивший на помощь Изборску псковский отряд был разбит. Рыцари осадили Псков. Изменники-бояре, во главе с псковским посадником Тверднлой Иванковичем, открыли немцам ворота, и город был захвачен врагом. Завладев Псковом, немецко-католические рыцари стали все глубже вторгаться в новгородские владения. На побережье Финского залива они построили крепость Копорье и, опираясь на нее, развернули дальнейшее наступление.
Особый интерес в этой теме представляет булла Григория IX от 14 декабря 1240 года, направленная лундскому архиепископу—главе католической церкви в Дании, потому что закрепившись на территории славян с Запада, она продолжала приходить на помощь немцам. Папа предложил развернуть в Дании проповедь “крестового похода” против “неверных”, угрожающих христианам в Эстонии. Под “неверными” курия имела в виду русских.
В Новгороде в 1240 году вспыхнуло восстание против бояр. Народ потребовал возвращения Александра в Новгород. Князь возглавил борьбу против немецко-католического нашествия. Он привлек к этой борьбе не только новгородцев и русскую рать, пришедшую на подмогу из других земель, но и карелов, ижорцев, литовцев и другие народности. В 1241 г. внезапным ударом он захватил у немцев Копорье и нанес им сильное поражение в районе побережья Финского залива, оттеснив их обратно к реке Нарве.
В связи с этими событиями, папа начал пропагандировать «крестовый поход». Он послал 6 июля 1241 г. буллу королю норвежскому с предложением содействовать “крестовому походу... против язычников в землях соседних”, что в то время означало, конечно, Прибалтику, районы Финского залива, где развернулась большая война против Руси.
В самом начале 1242 года, Александр Невский двинулся навстречу немцам. Он захватил Псков и Изборск. Учинив расправу над предателями, закрепив свой тыл, князь прошел дальше на северо-запад, прямо к границе захваченной крестоносцами эстонской земли.
Таким образом, весной 1242 г. русские войска находились западнее Чудского озера, соединявшегося узким протоком с Псковским озером. 5 апреля 1242 г. враг был встречен на льду. Победа русского войска, в котором участвовали не только новгородцы и псковичи, но и “низовцы” — войска, присланные Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского, под начальством брата Александра — Андрея, была решающей и окончательной.10
Глава 3. Православное противостояние в русских летописях
Данная тематика отражена
в русских летописях: Новгородской
I летописи, Лаврентьевской и Ипатьевской
летописях. Именно они и послужили источниками
для написания данной работы, так как эти
летописи составлялись как целостные
произведения, отражавшие эпоху и события,
одним из которых являлась политика папства
по отношению к Руси. Опираясь на главные
источники-летописи, можно воссоздать
картину происходящего: взаимоотношения
и их последующее развитие.
Летопись- «хранилище» исторических событий, находящихся в хронологическом порядке. Одной из таких летописей является Ипатьевская, которая в полной мере отражает конфликт конфессий: в ней сказано, как православное духовенство выступило против обьединения церквей, считая чуждой иную веру. Так же заслуживают внимания сведения Ипатьевской летописи более поздних лет о деятельности в 1246 году Кирилла, выдвинутого Даниилом кандидата на Киевскую митрополичью кафедру.
Не только Ипатьевская летопись дает нам свод событий XIII века, но и Новгородская I. Из ее записей следует, что крестоносцы ни разу не назывались «ни крестоносцами, ни латинянами, а обозначались как «немци» ». Конфликты на почве межконфессиональных распрей не повлияли на изменение мировоззрения новгородцев относительно крестоносцев. Из-за этого в этой хронологии событий мы не видим уничижения одной веры- католической и возвышение другой- православной.
Эти летописи являлись важными документами
на тот момент, когда в последующем стали
неотьемливой частью для изучения истории Руси и ее соседей.
Анализ событий, описанных в летописях,
имел большое значение для изучения данной
темы.
Заключение
В заключении я бы хотела подвести итог данной работы. На протяжении первой половины XIII века взаимоотношения Руси и папской курии были неоднозначными. Сначала православная земля мало интересовала папство, но позже, с годами, захватив большие территории в Прибалтике и имея возможность продвижения дальше на восток, католическая церковь стала позиционировать Русь, как возможную сферу своего влияния.
Я считаю, что в действительности, во всех действиях папской курии нельзя не видеть целеустремленной политики подготовки большого наступления на Русь, и, прежде всего, на богатый Новгород. Призывом к войне против Руси являлась, по существу, папская булла от 24 ноября 1232 г. о финляндских делах. В ней Григорий IX обращался к ливонским рыцарям-меченосцам и предлагал им “в согласии с финляндским епископством” перенести свою деятельность в Финляндию “против неверных русских”.
Все выше изложенные исторические материалы глубоко и полно
отражают проблему изучения развития религиозной экспансии со стороны папства по отношению к Руси.
Список использованной литературы
1. Горский А.А. Два «неудобных»
факта из биографии
2. Дараган Н.Католичество и Русь: папские послания русским князьям и
духовенству в Прибалтику в XIII веке// Наука и Религия,1988
3.Ипатьевская летопись
4.Лаврентьевская летопись
5.Лозинский С.Г. История папства. Москва, 1986
6.Матузова В.И. Крестоносцы и Русь. Москва, 2002
7.Новгородская I летопись
8.Рамм Б.М. Папство и Русь в X-XV веках. Москва, 1959
9.Синайский А.Л. Разбор мнений о католичестве древней России (X-XV веках).
СПб, 1899
10.Соловьев В.С. Россия и вселенская церковь. Минск, 1999
11.Свидерский Ю.Ю. Борьба
юго-западной Руси против
12.Таубе М.А.Рим и Русь в домонгольский период. б/г, 1999
13.Флоря Б.Н. У истоков
религиозного раскола
СПб, 2004
1Соловьев В.С. Россия и вселенская церковь. Минск, 1999
2Лозинский С.Г. История папства. Москва, 1986
3Лозинский С.Г. История папства. Москва, 1986
4Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира ( XIII век ).СПб, 2004
5Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира ( XIII век ). СПб, 2004
6 Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв.-Л.,1987.
7Рамм Б.М. Папство и Русь в X-XV веках. Москва, 1959
8Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира ( XIII век ). СПб, 2004
9 Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI вв. М.,1993.
10 Борисов Н. С. Русские полководцы XIII-XVI вв. М.,1993.