Политика первых ханов золотой орды. Система управления народами Поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:05, доклад

Описание работы

Образование Улуса Джучи
Первые ханы Золотой Орды и их политика
Влияние Золотой Орды на народы Поволжья

Файлы: 1 файл

Улус Джучи.docx

— 29.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

 

 

ДОКЛАД

«Политика первых ханов золотой  орды. Система управления народами Поволжья»

 

 

 

 

Выполнил: студент1 71 группы 1 курса

Калясев Павел Юрьевич

 

Проверила: Сафиуллина

Насима Зиннуровна

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2012

Содержание

  1. Образование Улуса Джучи
  2. Первые ханы Золотой Орды и их политика
  3. Влияние Золотой Орды на народы Поволжья
  4.  

Образование Улуса  Джучи

Улус Джучи, самоназвание Великое государство (самоназвание на тюркском Улуг Улус) в русской традиции — Золотая Орда — средневековое государство в Евразии.

В период с 1224 года по 1266 год  находилось в составе Монгольской  империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.

К середине XV века Золотая  Орда распалась на несколько самостоятельных  ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной  — Большая Орда, прекратила существование  в начале XVI века.

Разделение Монгольской  империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году, можно считать возникновением Улуса  Джучи. После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай, где великим ханом был провозглашён Мункэ, сын Толуя. Бату, «старший в роде», поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса. Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть.

После смерти Бату законным наследником должен был стать  его сын Сартак, который находился в это время в Монголии, при дворе Мунке-хана. Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умер и провозглашённый ханом малолетний сын Бату (или сын Сартак) Улагчи.

 

Первые ханы Золотой  орды и их политика

Правителем улуса стал Берке (1257—1266), брат Бату. Берке ещё в молодости принял ислам, но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии, привлечь на службу образованных мусульман. В его правление значительных масштабов достигло градостроительство, ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. В первую очередь это относится к Сарай-Бату, столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует спорное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедид). Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса.

Берке приглашал из Ирана и Египта учёных, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто.

В правление Менгу-Тимура (1266—1280) Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Мункэ-Тимур и его сородичи Борак и Хайду, правители Чагатайского улуса, признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость.

После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая. Ногай, один из потомков Чингис-хана, занимал при Бату и Берке пост беклярбека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282—1287) и Тула-Буги (1287—1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю, Днестру, Узеу (Днепру).

При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298—1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.

Во времена правления  хана Узбека (1312—1342) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его царствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек, которого русские летописи называют «добрым».

 

Влияние Золотой  Орды на народы Поволжья

Монгольское завоевание в XIII в. кардинально изменило естественный ход истории не только в Поволжье, но и в евразийском и африканском  цивилизационном массиве. Мусульманский мир, потерявший к этому времени былое могущество, не смог защититься сам, тем более не смог защитить свои окраины, к каковым относилось Среднее Поволжье. Поскольку Волжская Булгария находилась в отдалении от центра этого мира, возможности для объединения с единоверцами были ограничены. Надвигающаяся с востока опасность заставила булгар искать союза с русскими княжествами, который был крайне ненадежным. После потери самостоятельности в 1236 г., волжские булгары в дальнейшем оказались в орбите нового политического союза – Золотой Орды, где в силу обширности территорий объединялись многие народы.

Причина завоевания монголами  Волжской Булгарии простыми мусульманами, скорее всего, виделась в отходе от мусульманских принципов. В связи с этим в XIII в. после образования Золотой Орды, где не было официальной общепринятой государственной религии, среди наибольшей части местного немонгольского населения мусульман широкое распространение получает мистическое направление Ислама – тассавуф или суфизм. Возможно, среди булгар мистическое направление ислама было распространено задолго до монгольского завоевания. Тассавуф, как считает известный российский исламовед О.Ф.Акимушкин, — «это особое мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание или соединение) человека с божеством». Западный исследователь суфизма Аннемари Шиммель считает: «Мистицизм можно определить как любовь к Абсолюту, ибо сила, отличающая подлинный мистицизм от аскетизма, есть любовь».

Согласно Аннемари Шиммель многие традиционные обычаи у татар имеют суфийское происхождение. Мунаджаты (пер. с ар.яз. моление) – литературные произведения, которые имели широкую популярность среди татарского народа до конца XIX в. и имели непосредственное отношение к практике суфизма.

Приверженцы суфизма были популярны среди простого люда. В  народе суфии почитались в первую очередь также как святые в  христианстве не как знатоки религии, а как обладатели мистической силы, носители божественной благодати-барака, заступники и покровители различных социальных групп и ремесленных каст. И поэтому, как пишет современный российский исследователь суфизма А. Суворова: «В силу своей близости к народу, добровольной бедности и благодаря аскетическому образу жизни, аулийа зачастую пользовались большим авторитетом, чем «официальные» знатоки религии, и поэтому власть имущие всячески пытались заручиться их поддержкой». На правителей Золотой Орды в выборе официальной государственной религии особое влияние оказали суфийские шейхи. При Узбек-хане Ислам был признан на государственном уровне. Первым из правителей Улуса Джучи, кто приобщился к новой религии, был Берке хан. Он, как Узбек-хан, основы религии узнал у шейхов братства Кубравийа.

Благодаря благосклонному к  себе отношению со стороны монгольских  правителей суфийские «ордена» в XIV веке получили широкое распространение на обширной территории империи.

Наибольшее влияние на взгляды золотоордынского хана Берке, по свидетельству секретаря египетского султана Ал-Омари (1301-1349), оказал известный в Средней Азии суфийский шейх Ал-Бахарзи, который был последователем тариката Кубравийа.

По мнению западного исламоведа Дж. С. Тримингема, принятие ислама в Золотой Орде произошло по ряду причин: первой причиной стало стремление мусульман к восстановлению халифата, второй - потребность монгольских правителей в сохранении завоеванных территорий. К этому необходимо добавить что, как считает Г.А. Федоров-Давыдов, ислам принимала не только та часть монгольской аристократии, которая состояла на службе у хана и занимала посты в административном аппарате, но и собственно кочевая феодальная знать.

Принятие Ислама в Золотой  Орде не означало восстановление халифата, т.к. согласно религиозным традициям  мусульман-суннитов халифом мог  стать только потомок пророка  Мухаммеда. Монгольские правители  не рассчитывали на приобретение духовной власти в государстве и оставили религиозную структуру в руках сейидов. Это связано с тем, что долгое время верхушка Золотой Орды определялась с выбором государственной религии. Принятие ислама означало политическую уступку монгольских правителей местному мусульманскому большинству. Поэтому борьба местных племен против завоевателей после исламизации государства практически прекратилась. Что привело в дальнейшем к росту городов и торговых отношений с соседями.

С момента принятия Ислама в Золотой Орде начинает расти  дисбаланс уровня религиозности  в различных социальных и этнических слоях государства. Монгольская  аристократия в силу слабости собственной  религиозной традиции и собравшая  во время военных захватов различные  этнические компоненты принимает Ислам  в политических целях для сохранения завоеванных территорий. Местные  мусульманские народы Золотой Орды, приняв монгольские завоевания за «Гнев  Аллаха» становятся еще более  религиозными. По этому поводу нам  интересно высказывание голландского путешественника из города Брабонты (Нидерланды) Вильяма Руюсбрюка (Willem Ruysbroeck), который, побывав в 1253 г. на территории Поволжья писал: «Булгаре — самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой». Религиозность булгар плюс данные им привилегии сыграли определяющую роль в процессе исламизации Золотой Орды.

Принятие Ислама монголами  привело к возвращению на традиционный путь развития государств в этом регионе, который сложился задолго до монгольского завоевания. А.Х.Халиков отмечает то, что: «Батый — первый из ордынских ханов, хотя и оставался язычником, вернее шаманистом, уже благосклонно относился как к мусульманскому, так и к православному духовенству завоеванных Булгарии и Руси. Свидетельством этого следует считать и то, что в Булгаре, первой ставке Батыя на Волге, почти сразу же начинается воздвижение белокаменной величественной Джами мечети».

Булгарские купцы при  Берке-хане имели значительные привилегии не только в праве торговать практически на всей территории Орды, но и право собирать подати в отдельных землях. В принятии Ислама Золотой Ордой проявилось влияние местных мусульманских народов, населявших территорию Золотой Орды, в основном это были булгары. Религиозно-правовая школа у булгар после монгольских завоеваний практически не изменилась, они оставались суннитами ханафитского толка, но теперь все больше усиливается влияние суфийских школ. В Волжской Булгарии были распространены произведения известного шейха братства Кубравийа Ахмеда ан-Насави из Хорасана и Хорезма. Несмотря на сильное влияние учения братства Кубравийи в Поволжье более широкое распространение получил Накшбандийский тарикат.

Общеизвестно, что для  суфийской культово-обрядовой практики характерна традиция почитания святых предков или зиарат (перевод с арабск. почитание умерших). Уважение к покойным и культ святых в практике мусульман-суфиев подготовил народы Поволжья к осознанию необходимости обозначения мест погребений.

Не случайно, поэтому появление  большого количества надгробий относится к XIII-ХIV вв. В это же время появляются мавзолеи, два из которых сохранились в Булгаре. Эпиграфические памятники являются, таким образом, ярким примером влияния суфийских представлений на формирование религиозных взгляды мусульманского общества в Поволжье. Наиболее существенное значение имеет вид памятников. При сохранении общих древнебулгарских традиций (общий стиль оформления, форма) эти надгробия имеют богатый орнамент, что является признаком суфийского влияния, и несут в себе религиозно-философский смысл. Суфизм, как говорилось выше, — религиозное течение в Исламе, где приоритет отдается индивидуальному поиску Истины через определенную практику, которая отличается от общепринятого ритуала поклонения. Эта практика основывается на полном погружении человека в состояние любви к Богу через многократное повторение (зикр) определенных формул. Многие практикующие суфии во время таких погружений испытывают особое состояние, которое они часто выражают в литературной форме. Поэтому многие произведения, созданные под влиянием суфизма во время Золотой Орды, имеют глубокую философскую основу.

Орнаменты на надгробиях отражают идею единения мирской жизни с  духовной. Другой признак усиления суфийского влияния это изменение почерка с куфи, характерного для X-XI вв., на сульс. При этом надо отметить, что в ханствах Джучиева Улуса во внутреннем делопроизводстве использовались почерки сульс и дивани.

Суфийское влияние получает широкое распространение в Среднем Поволжье, а это, в свою очередь, повлияло и на взгляды правителей Золотой Орды. Так, секретарь при египетском султане Аль-Омари (1301-1349) пишет о Берке хане: «Проходя мимо Бухары, он (Берке) сошелся с шейхом Шамседдином Эльбахерзи, одним из последователей главы аскетизма Неджмеддина Кубра. Прекрасно повлияла на него речь Эльбахерзи и он (Берке) принял ислам из рук его. Укрепилась дружба между ним да Эльбахерзи, и посоветовал ему Эльбахерзи вступить в переписку с халифом (правителем – прим. авт.) Эльмутасилом, присягнуть ему и послать ему подарки. Стали они (с тех пор) посылать друг другу послов, письма, дары и приношения». Широкое распространение суфизма оказало сильное влияние на элиту золотоордынского общества, которая осознала преимущество ислама перед язычеством. Таким образом, принятие ислама в Золотой Орде способствовало формированию новой общины, когда стал преобладать религиозный мистицизм.

Информация о работе Политика первых ханов золотой орды. Система управления народами Поволжья