Политико-правовая идеология ислама в странах Арабского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Зарождение ислама.……………………………………..……………………..4
2. Политико-правовые направления ислама в странах Арабского Востока …8
3. Направления в исламе ……………………………………………………..…11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Зарождение ислама.……………………………………..……………………..4

2. Политико-правовые направления ислама в странах Арабского Востока …8 

3. Направления в исламе ……………………………………………………..…11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

Ислам - являясь одной  из трех (наряду с буддизмом  и  христианством)  мировых религий, имеющей своих приверженцев практически  на  всех  континентах  и  в большинстве  стран  мира,   пожалуй,   наиболее   близко   соприкасается   с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское  право и  исламская  правовая  идеология,  оказывающие  значительное   влияние   на международную   политику.        

Политическая  обстановка в Арабском халифате всегда была нестабильной. В борьбе лидеров мусульманской общины за власть сменялись династии халифов; центральная власть была неспособна осуществить фактическую централизацию необозримого государства, раскинувшегося на громадном пространстве от Испании до Бухары, Индии и границ Китая. В разных концах арабо-мусульманской империи возникали местные халифаты и иные государственные образования. Эти перевороты и социальные движения протекали, как правило, под идейным знаменем какого-либо из многочисленных направлений ислама, вскоре после возникновения разделившегося на множество сект, течений, толков и ответвлений. Острые социальные и политические противоречия нашли отражение в политико-правовых учениях и доктринах, большая часть которых была облечена в религиозную форму.      

Религия наложила отпечаток  и на политико-правовые доктрины стран  арабского мира. Массовые беспорядки в арабских странах и в настоящее  время набирают обороты, волна акций  протеста захлестнула ряд государств Ближнего Востока и Северной Африки. Основные причины происходящего - социально-экономические, более трети населения страны живет ниже уровня бедности, жители недовольны высоким уровнем безработицы  и ростом потребительских цен.       

 

 

1. Зарождение ислама      

На  рубеже VI – VII вв. в Аравии происходили  стремительные перемены. Распадались  древние государства, перемещались торговые пути, менялась структура  общества, родоплеменной строй сменялся феодальным. На фоне ломки традиционных арабских ценностей и верований, связанных с родоплеменной структурой общества, наблюдалась довольно динамичная экспансия монотеистических религий (иудаизма и христианства) на Аравийский полуостров. Наступали новые времена, и они требовали появления новой веры, веры, которая могла бы объединить арабов перед лицом нависшей угрозы колонизации со стороны более могущественных соседей (Персии и Византии). При этом одним из главных условий возникновения и успеха новой религии являлась преемственность ее в глазах абсолютного большинства населения по отношению к существовавшим на тот момент арабским религиозным культам.      

Новая вера должна была иметь характер собирательной, центростремительной силы для арабских племен. Именно в таких исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам, которая вскоре после своего возникновения распространится на огромную территорию Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки (Магриба), включая даже часть Пиренейского полуострова, а на востоке вплоть до Индонезии и Филиппин. Все выше перечисленные обстоятельства и главные черты арабского менталитета были учтены Мухаммедом при создании новой системы мировоззрения – ислама. В частности Мухаммедом были учтены такие неотъемлемые черты арабского характера как безграничная преданность в любви и дружбе, верность долгу, мужество в борьбе с внешними опасностями и страсть к подвигам, равнодушие к объективной истине, сварливость, упрямство и т.д.      

Беря  в расчет все эти качества, Мухаммед стремился «построить систему взглядов, положений, рекомендаций, решающую наиболее важные, жизненные, ключевые вопросы человека, чтобы добиться объединения вокруг себя кочевых народов Аравии. Причем она должна быть понятной, доступной, чтобы с ней соглашался практически любой бедуин-кочевник».  Таким образом, была создана религиозно-политическая система, которая отвечала чаяниям большинства народа и в общественно-политическом плане основывалась на следующих постулатах.

  • Во-первых, слитность духовного и мирского в исламе.

 

     Поскольку Мухаммед был  одновременно руководителем  религиозной общины, главой государства, третейским судьей и главнокомандующим, ислам с момента своего формирования, и по большей части по сей день, представляет собой некую совокупность права, этики, мировоззрения как целостной социально-политической системы и семейно-бытовых комплексов, в которой религия выступает унифицирующим и объединяющим фактором.

  • Во-вторых, это священность государственной власти.

 

     Догматика ислама требует от рядового мусульманина повиновения исламским лидерам,  независимо от того, справедлива власть или нет.

  • В-третьих, это идея священной войны (джихад, газават).

 

     Однако  при всем ожесточенном тоне данных высказываний, священная война (по крайне мере как военный джихад) для Мухаммеда была мерой временной и необходимой, а никак не постоянным религиозным принципом. В то же время первостепенной целью священной войны было отнюдь не обращение неверных в ислам, а только их покорность исламу и в этой части учения Мухаммеда веротерпимость и терпимость вообще совмещаются с идей  священной войны. Надо сказать, что идея джихада не ограничивается исключительно военным измерением, а представляет собой целую систему норм, главная задача которых представить жизнь правоверного мусульманина как постоянную борьбу с собой и врагами ислама, с тем, чтобы вызвать у верующего ощущение постоянного соучастия в делах мусульманской общины и мотивировать его на постоянную активность в деле становления новой религии.

  • Четвертая особенность ислама это сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами (намаз), обязательным месячным изнурительным  постом, паломничеством (хадж) и т.п.

 

     Традиции  такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, аккуратности и, главное, резко противостояли любой индивидуальности, тем более исключительности. Ничего не должно препятствовать обязательной пятикратной молитве, соблюдению поста и т.д.

  • Еще одной особенностью учения Мухаммеда являлась преемственность.

Мухаммеду удалось совместить в новой религии прежние доисламские  культуры Аравии с принципами единобожия, что и обеспечило безболезненный и непродолжительный переход  к монотеистической религии, созданию единого арабского государства и его быстрой экспансии вовне.       

Ислам сложился как религия закончившегося божественного откровения, т.е. в  период жизни пророка ему Богом  был ниспослан Коран, а зафиксированные  высказывания пророка составили  сунну Божьего Посланника. Со смертью пророка Мухаммеда (632 г.) откровение прекратилось, и возобновляться не будет, таким образом, Мухаммед был последним истинным пророком истинного единобожия.       

Однако  Коран и Сунна – не кодифицированные  сборники норм, правил и предписаний на все случаи жизни. Готовые правила поведения можно обнаружить не более чем в 300 статьях Корана и 500 хадисах сунны; совсем не много в Коране и сунне содержится положений чисто правового характера (в основном по вопросам семейно-брачных отношений и наследования). Со смертью Пророка оказалось, что многие важные аспекты жизни исламской общины текстуально, в виде сформулированных положений не регулируются ни Кораном, ни сунной.  В итоге уже одна из первых возникших  проблем – наследовании Пророку в его функциях предводителя общины – привела, в конечном счете, к расколу мусульманской суммы на суннитов, шиитов.      

Необходимость находить ответы на все новые и  новые вопросы привела к тому, что была разработана процедура  выведения общих норм, правил и суждений по отдельным вопросам, которая получила название иджтихада, которым начали заниматься факихи (исламские правоведы). Так в дополнение к нормам ислама  возникла громадная надстройка, что явилось причиной того, что «исламский закон никогда, ни в какой момент эволюции не был единообразным» .      

В итоге в разных частях арабского  мира были созданы и начали действовать  разные доктрины, религиозно-правовые школы. В конце концов, «суннитские  богословы решили, что число правовых школ достигло критической точки. После создания четырех толков (маликитский, хнафитский, ханбалитский и шафиитский мазхабы) и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали, социальных установлений. Люди религии строго стояли на страже таклида (традиция, подражание, недопущение новшеств)».

Спустя  несколько столетий с момента  возникновения ислам выработал  целостную систему правовых норм, которая получила название фикха (мусульманского права). А исламское учение в целом, как система религиозных и политико-правовых норм, воплотилось в своего рода теократии. От главного, божественного закона ожидали не только определения принципов, основ человеческой деятельности, но и конкретных предписаний, касавшихся поведения мусульманина в качестве слуги Аллаха, члена семьи и общества, в качестве гражданина теократического государства. Не создав церкви, но создав теократическое государство, ислам в отличие от других религий стремился не к тому, чтобы освятить религиозным авторитетом и придать достоинство реально существующему обществу, но к тому, чтобы реализовать, воплотить в жизнь религиозное сообщество. Это означало слияние духовного и светского начал. В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, имамы, эмиры, представители власти на местах.   
 

2. Политико-правовые  направления ислама в странах 

Арабского Востока      

Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений  Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).     

Особенность ислама в том, что Коран и Сунна  считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.

Как и всякая религия, ислам  содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих.

Мухаммед проповедовал религиозное  единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост"; "уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню". Одна из обязанностей мусульманина – уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписана добровольная милостыня, пожертвования для нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.

Вместе с тем Коран  оправдывал социальное и имущественное  неравенство. "Мы, – говорит Аллах устами пророка Мухаммеда, – разделили среди них (людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение". Коран считал законным рабство. Порицая ненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость бедняков: "Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства". За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание: "Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от бога".

Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям: "Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеют власть". Власть изображается как божественное установление: "Поистине Аллах дарует свою власть, кому пожелает".

Теоретически признавалось, что власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при  опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь. Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных предписаний, а саму власть – чем-то второстепенным и производным по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаются едиными, хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты.

У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или  православному, но есть "люди религии". К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. "Люди религии" (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд  направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание  религии. Тесная связь государства  и общины верующих, богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления  в исламе

В процессе борьбы за власть в халифате уже в первые десятилетия  существования ислама в нем произошли расколы и определилось несколько крупных направлений.

Суннизм – преобладающее  течение ислама, официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока. Сунниты считают, что халиф избран общиной или ее представителями.

Шииты признают законными  халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству.

Информация о работе Политико-правовая идеология ислама в странах Арабского Востока