Политико-правовая идеология ислама в странах Арабского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Зарождение ислама.……………………………………..……………………..4
2. Политико-правовые направления ислама в странах Арабского Востока …8
3. Направления в исламе ……………………………………………………..…11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Сунниты признают Коран и  Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех  толков, различия между которыми –  в методах толкования текстов  Корана и Сунны при решениях вопросов шариата.

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и  доктрина права) в суннизме к Х  в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс, т.е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение между названными.

В разных частях арабского  мира действовали (и поныне действуют) разные доктрины, определяющие приемы толкования – применения права. В  конце концов суннитские богословы  решили, что число правовых школ достигло критической точки. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали, социальных установлении. "Двери иджтихада были закрыты". Люди религии строго стояли на страже таклида (традиция, подражание, недопущение новшеств). Это привело к длительному застою в культуре, экономике, науке тех областей и районов, где господствовал ислам.

Суннизм – преобладающее  течение ислама, официальное вероисповедание  в ряде средневековых государств Арабского Востока. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпевала изменения: если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они были объявлены наместниками самого Аллаха, а затем в Аббасидском халифате сложилась концепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (халиф – "прямой представитель Аллаха" – оставался мусульманским первосвященником); наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи.

Шииты (аш-шиа – "сторонники") считают Али и его потомков единственно законными халифами – имамами, преемниками Мухаммеда. Они признают Коран и те части  Сунны, которые относятся к Али. Шииты делятся на ряд ветвей, сект, течений. Одна из особенностей шиизма – вера в "скрытого имама" (им считается двенадцатый шиитский халиф, пропавший без вести в IX в.), который должен явиться как махди (аналогично иудеохристианскому мессии) и наполнить мир справедливостью (у суннитов явление махди знаменует конец света). Ряд шиитских сект наделяет людей религии правом говорить от имени "скрытого имама"; это придает шиитскому духовенству особый авторитет в глазах верующих.

В отличие от суннитов шиитские богословы-правоведы считают, что "врата  иджтихада" всегда открыты. На основании  Корана и ахбаров (так называются те хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины выносить фетву – предписание по правовому вопросу.

Во многих мусульманских  странах шииты составляли меньшинство; оппозиционность шиитов господствующим династиям, культ "мучеников", мессианские чаяния нередко делали их вдохновителями и руководителями народных движений. Под влиянием шиитов менялись династии, в разных концах мусульманского мира возникали теократические имаматы, возглавляемые потомками Али. Тесная связь религиозной и политико-правовой идеологий ислама средних веков, громадное влияние "людей религии" на массы верующих, бурная и нестабильная политическая жизнь Арабского Востока вели к тому, что в результате смен династий и правителей оппозиционные секты становились господствующими и, наоборот, ранее официальное исповедание объявлялось еретическим.

Политических успехов  нередко добивалась тщательно законспирированная и хорошо организованная шиитская секта  – "исмаилиты", которая, возглавляя широкие народные движения, основала обширный Фатимидский халифат (Х–ХП вв.) и ряд других государственных  образований. Возникавшие под лозунгами  борьбы против несправедливости, угнетения  и неравенства, эти государства  в условиях господствовавшего феодализма неизбежно становились орудием угнетения и эксплуатации.

В ходе борьбы за власть в  халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм.

В отличие от шиитов хариджиты  утверждали, что халифом может  быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имамахалифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом может быть избран любой верующий. Некоторые выступления хариджитов, как и исмаилитов, приводили к успеху.

 

 

 

 

 

Заключение.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что общим для политика- правовых идеологий стран Арабского Востока и Западной Европы было то, что та и другая строились на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих программных положениях отражали институты феодального общества. В странах ислама более выражены тесные, доходящие до тождества связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась лишь как средство его осуществления.

Поэтому в теоретических  построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения проблем  происхождения, устройства, форм государства, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков.

Место этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных  качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка. Религия рассматривалась ими как реально существующая и необходимая связь мусульманских общин, социальная и духовная основа права, государства, политики.

Вместе с тем политико-правовой идеологии ислама присущи качества, способные существенно замедлить  социальное, политическое и духовное развитие стран и регионов, где  эта идеология господствует. Как  отмечено, уже в средние века стремления народных масс освободиться от угнетательской власти выражались в форме борьбы одного исламского вероучения против другого. И чем сильнее было стремление упразднить то или иное конкретное государство или заменить его другим, тем ревностнее и фанатичнее отстаивалось миропонимание "своей" ветви ислама. Поэтому на смену политическому отчуждению неизбежно шло отчуждение религиозное, порождающее в свою очередь новую разновидность государства, все так же противостоящего обществу и народу. В ряде стран и регионов эта тенденция не только не была изжита, но усилилась в последующие века.

В силу слитности религии  и политики в исламе, особую важность приобрела проблема власти и представлений о ней, которые складывались в ходе реальной истории форм власти в средневековом мусульманс4ком мире. Именно проблема власти представляется одной из самых важных для осмысления политической истории ислама и мусульманского мира.

В заключении можно сделать  вывод, что политико-правовая идеология  ислама продолжает строиться на Коране и Сунне. Коран – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели».  Полагаю, что глубокое изучение влияния исламской религии на государственную власть позволит в последующем разобраться в непростой политической и социальной обстановке, сложившейся в настоящее время в арабском мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. В.В. Бартольд. Работы по истории ислама и Арабского Халифата.-М.: Восточная литература, 2002

2. История политических  и правовых учений. Учебник/Под  ред. О. Э. Лейста. – М.: ИКД  Зеркало-М, 2002.

3. Ирхин Ю. В. Политология:  Учебник/ Ю. В. Ирхин. -М.:Экзамен, 2006

4. Попова В.Х., Вахтин Ю.Б.  Жизнь Мухаммеда. -М.: Политиздат, 2008

5. Роузентал Ф. Торжество  знания. Концепция знания в средневековом  исламе. – М.: Наука, 2001

6. Советский энциклопедический  словарь. – М.: Политиздат, 2008

           

 

 

 

 

 


Информация о работе Политико-правовая идеология ислама в странах Арабского Востока