Политико-правовое учение Западной Европе в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:59, реферат

Описание работы

На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Содержание работы

1.Введение
2. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества
3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
4. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского16
5.Средневековая юридическая мысль
6.Заключение
7.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Иппм.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 Сторонники обычного  права тоже являлись союзниками  королевской власти. Однако у  них в целом не было намерения  считать эту власть абсолютной  и подчинять ей закон. По  их мнению, долг государя – повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха. Английский правовед Генри Брэктон в трактате «О законах и обычаях Англии» (ок. 1256 г.) прямо писал: «...силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства». В этой юридической конструкции нетрудно распознать отражение процесса формирования сословно-представительной монархии, лимитировавшей публично-властные полномочия государей. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические требования. Так, видный французский правовед Филипп де Бомануар (1250–1296), автор произведения «Кутюмы Бовези», протестовал против сохранения в современном ему обществе крепостничества, поддерживал идею правовой консолидации страны.

 Иные общественно-политические  позиции занимали правоведы, которые  отдавали предпочтение каноническому  праву, регулировавшему отношения как внутри самой церковной организации, так и между церковью и мирянами. Юристы этого направления старались выстроить единый и эффективный (по их понятиям) правовой комплекс, объединяя в нем ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов «отцов церкви», некоторые нормы римского и обычного права. Первый свод канонического права – «кодекс Грациана» – составил в XII в. монах Грациан. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер.

 На закате средневековья  в развитии западноевропейской  юридической мысли намечаются  две тенденции. Одну характеризует внимание к проблематике естественного права, поднятой еще в римской юриспруденции и осваиваемой преимущественно философскими методами. Другую отличает интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приемов историко-филологического анализа. Обе эти тенденции «наследуются» юридико-теоретическим знанием нового времени. Первая из них ощутимо чувствуется в трудах Г. Греция, иных виднейших представителей школы естественного права, расцвет которой наступил в XVII–XVIII вв. Вторая особенно отчетливо проявилась в построениях и исследовательских методиках исторической школы права (конец XVIII – начало XIX в.).

Каждое из направлений  юридической мысли западоевропейского средневековья изучало свой самостоятельный  объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых средневековья.

Правовое сознание средневекового общества было повернуто в прошлое: давно минувшее виделось идеальным  состоянием, древние порядки почитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам. Однако каким бы образом субъективно не расценивали сами средневековые юристы свою практическую и теоретическую деятельность, объективно она содействовала прогрессу законодательства, обогащала политико-правовое знание.

 Подводя итог обзору  бытовавших в западноевропейском  средневековье воззрений на государство  и право, нужно заметить, что  они лишь фрагмент более общей  картины политико-юридической мысли  эпохи феодализма, который пережили (кроме Западной Европы) также многие другие страны и регионы мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Средние века –  период спада в истории политических  и правовых учений по сравнению  с Античным миром. Перемещение  центра тяжести в общественном  сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты святого писания и каноны церкви, – все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Но и в период средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела.

 В средние века  человек был настолько подчинен  церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.

 В целом политико-правовая  идеология средневековья мало  сделала для развития идей  свободы и равенства людей.  Общества стран Западной Европы  были организованы как монархическо-церковные  сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти бога.

 Демократические тенденции  раннего христианства нашли развитие  в идеологии ряда еретических  движений средних веков. Применяя  к государству и праву тексты  святого писания о равенстве  верующих перед богом, радикальные  ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                История политических и правовых  учений. Средние века и Возрождение.- М., Наука, 1986.

2.                История политических и правовых учений. Учебник. Под редакцией В.С. Нерселянца. М., 1996 г.

3.                Хрестоматия по теории политических  и правовых учений. ч. 1. Сост. Волосникова  Л. М. Тюмень, 1996.

4.                Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965.

5.           История политических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста, О.Э. – Москва , 1997


Информация о работе Политико-правовое учение Западной Европе в Средние века