Сторонники обычного
права тоже являлись союзниками
королевской власти. Однако у
них в целом не было намерения
считать эту власть абсолютной
и подчинять ей закон. По
их мнению, долг государя – повиноваться закону,
стоящему над ним. Законы же, которыми
государю надлежит руководствоваться
при управлении страной, следует создавать
не единоличным повелением монарха. Английский
правовед Генри Брэктон в трактате «О
законах и обычаях Англии» (ок. 1256 г.) прямо
писал: «...силу закона имеет то, что по
справедливости постановлено и одобрено
высшей властью короля или князя, по совету
и с согласия магнатов и с общего одобрения
государства». В этой юридической конструкции
нетрудно распознать отражение процесса
формирования сословно-представительной
монархии, лимитировавшей публично-властные
полномочия государей. Приверженцы обычного
права активно собирали, изучали и систематизировали
юридически значимые нормы, традиции,
обыкновения, которые спонтанно зарождались
в общественной жизни, создавались судебной
практикой. Некоторые из них выдвигали
прогрессивные социально-политические
требования. Так, видный французский правовед
Филипп де Бомануар (1250–1296), автор произведения
«Кутюмы Бовези», протестовал против сохранения
в современном ему обществе крепостничества,
поддерживал идею правовой консолидации
страны.
Иные общественно-политические
позиции занимали правоведы, которые
отдавали предпочтение каноническому
праву, регулировавшему отношения как внутри самой церковной организации,
так и между церковью и мирянами. Юристы
этого направления старались выстроить
единый и эффективный (по их понятиям)
правовой комплекс, объединяя в нем ряд
предписаний Библии, решения церковных
соборов, извлечения из папских энциклик
и булл, отрывки из трудов «отцов церкви»,
некоторые нормы римского и обычного права.
Первый свод канонического права – «кодекс
Грациана» – составил в XII в. монах Грациан.
Теоретической посылкой канонического
права служило представление о том, что
церковь законно обладает юрисдикцией
судить и вершить дела, носящие не только
нравственно-религиозный, но и чисто светский
характер.
На закате средневековья
в развитии западноевропейской
юридической мысли намечаются
две тенденции. Одну характеризует внимание к проблематике естественного
права, поднятой еще в римской юриспруденции
и осваиваемой преимущественно философскими
методами. Другую отличает интерес к нормам,
принципам, системе позитивного права,
изучаемого в основном посредством приемов
историко-филологического анализа. Обе
эти тенденции «наследуются» юридико-теоретическим
знанием нового времени. Первая из них
ощутимо чувствуется в трудах Г. Греция,
иных виднейших представителей школы
естественного права, расцвет которой
наступил в XVII–XVIII вв. Вторая особенно
отчетливо проявилась в построениях и
исследовательских методиках исторической
школы права (конец XVIII – начало XIX в.).
Каждое из направлений
юридической мысли западоевропейского
средневековья изучало свой самостоятельный
объект, решало свои непосредственно практические
задачи, имело свой конкретный социальный
смысл. Вместе с тем в методологическом
плане у них было немало общих черт. Эти
черты шли от схоластики, определявшей
стиль мышления подавляющего большинства
ученых средневековья.
Правовое сознание средневекового
общества было повернуто в прошлое:
давно минувшее виделось идеальным
состоянием, древние порядки почитались
в качестве образцов для подражания.
Поэтому даже фактическое обновление
системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый
возврат к существующим от века правилам.
Однако каким бы образом субъективно не
расценивали сами средневековые юристы
свою практическую и теоретическую деятельность,
объективно она содействовала прогрессу
законодательства, обогащала политико-правовое
знание.
Подводя итог обзору
бытовавших в западноевропейском
средневековье воззрений на государство
и право, нужно заметить, что
они лишь фрагмент более общей
картины политико-юридической мысли
эпохи феодализма, который пережили (кроме Западной Европы)
также многие другие страны и регионы
мира.
Заключение
Средние века –
период спада в истории политических
и правовых учений по сравнению
с Античным миром. Перемещение
центра тяжести в общественном
сознании от государства к церкви, устремленность
значительной части этого сознания к потусторонним,
внеземным идеалам, господство догматического
мышления, строго ориентированного на
тексты святого писания и каноны церкви,
– все это резко сужало тематику и содержание
политико-правовых доктрин. Но и в период
средневековья политико-правовая идеология
была далека от застоя. Выведение на первый
план проблемы соотношения церкви и государства
неизбежно порождало споры о сущности,
целях и задачах государства, о его отличии
от церкви. Логически это вело к постановке
и решению проблем государственного суверенитета.
Споры о соотношении церкви и государства
сопровождались также выявлением различий
между собственно правом как сферой государственной
деятельности и законами совести, веры,
морали, обращенными во внутренний мир
человека. В наиболее радикальных теориях
той эпохи уже провозглашались свобода
совести и невмешательство церкви в государственные
дела.
В средние века
человек был настолько подчинен
церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской
властей что-то выигрывала его свобода:
борьба церкви за политическую власть
компрометировала идею неограниченности
прав светских правителей, и, наоборот,
отстаивание суверенности светских властей
сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под
духовного диктата церкви.
В целом политико-правовая
идеология средневековья мало
сделала для развития идей
свободы и равенства людей.
Общества стран Западной Европы
были организованы как монархическо-церковные
сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой
статус, тесно привязывающий членов даже
и высших ступеней феодальной пирамиды
к своему месту в сословной структуре.
Республиканский воздух городов делал
свободным от крепостнического гнета,
но не освобождал от гнета церкви, цеховой
регламентации, сословных обязанностей
и ограничений. Идеи свободы и равенства
были перенесены более всего в сферу религиозных
исканий, где мечты о преодолении чуждой
народу власти церкви и государства принимали
форму идей непосредственной власти бога.
Демократические тенденции
раннего христианства нашли развитие
в идеологии ряда еретических
движений средних веков. Применяя
к государству и праву тексты
святого писания о равенстве
верующих перед богом, радикальные
ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право
участвовать в решении не только церковных,
но и государственных дел.
Список литературы
1.
История политических и правовых
учений. Средние века и Возрождение.-
М., Наука, 1986.
2. История политических и
правовых учений. Учебник. Под редакцией
В.С. Нерселянца. М., 1996 г.
3.
Хрестоматия по теории политических
и правовых учений. ч. 1. Сост. Волосникова
Л. М. Тюмень, 1996.
4.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле
и народная культура Средневековья и Ренессанса.
- М., 1965.
5. История
политических и правовых учений: учебник
/ под ред. Лейста, О.Э. – Москва , 1997