ФБОУ ИПО «Пензенский
государственный университет»
Медицинский институт
Юридический факультет
Кафедра «Истории Отечества,
государства и права»
Реферат по дисциплине
«История политических
и правовых учений»
На
тему: «Политико-правовые идеи Ф. Ницше».
Выполнил:
Ст. гр. 12лл14
Разов П.В.
Проверила: Мойко Е.В.
Пенза, 2012
Содержание
1)Введение
2)Политико-правовые идеи
Ф.Ницше
3)Заключение
4)Список использованных
источников
Введение
Интерес к
прошлому в настоящее время
значительно, активизировался. История,
воплотившая опыт человечества,
позволяет многое понять в
современности, которая своими
корнями связана с прошлым.
Анализ современных государственно-правовых
институтов, учреждений и политико-правовых
идей, во многом зависит от
преемственности, имеющей особую
сохранность в политико-правовых
категориях. Еще Никколо Макиавелли
писал, что для совершенного понятия политики
необходимо углубить свои познания, изучением
исторического опыта различных государств,
форм их устройства, выяснить «какие бывают
виды государств, как они приобретаются
и почему утрачиваются» и какие необходимы
мероприятия для того, чтобы упрочить
власть и обеспечить подчинение подданных.
Макиавелли интересовали причины «слабости
политического строя» и «возникающих
между гражданами несогласий». Для понимания
этих политических ситуаций, он изучал
не только опыт совершенствования различных
государств, в разные исторические эпохи,
но и труды ученых и философов, которые
комментировали эти события, давали им
оценку и предлагали различные пути и
средства к улучшению организации политического
строя (формы правления) эффективности
действия правовых систем.
Политико-правовые
идеи Ф.Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше
(1844–1900) – одна из значительных фигур
в истории философской и политико-правовой
мысли. Вопросы политики, государства
и права освещаются, в частности,
в таких его работах, как "Греческое
государство", "Воля к власти",
"Так говорил Заратустра", "По
ту сторону добра и зла", "Происхождение
морали" и др.
Государство, право, законодательство,
политика представляют собой, по концепции
Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий
культуры, которая, в свою очередь, есть
проявление, обнаружение и образование
космической по своим масштабам борьбы
сил и воль. "Восторжествовавшее понятие
"сила , с помощью которого наши физики
создали Бога и мир, – писал он, – требует,
однако, дополнения: в него должна быть
внесена некоторая внутренняя воля, которую
я называю "волей к власти", т. е. ненасытное
стремление к проявлению власти или применение
власти, пользование властью как творческий
инстинкт и т. д.".
Воля к накоплению
силы и увеличению власти трактуется
им как специфическое свойство
всех явлений, в том числе
социальных и политико-правовых.
Причем воля к власти – это
повсеместно самая примитивная
форма аффекта, а именно –
"аффект команды". В свете
этого все учение Ницше предстает
как морфология воли к власти.
Перечисляя свои "принципиальные
нововведения", Ницше, в частности,
отмечал: "На место "моральных
ценностей" – исключительно
натуралистические ценности. Натурализация
морали. Вместо "социологии" –
учение о формах и образцах
господства. Вместо "общества" –
культурный комплекс – как
предмет моего главного интереса
(как бы некоторое целое, соотносительное
в своих частях). Вместо "теории
познания" – перспективное учение
об аффектах (для чего необходима
иерархия аффектов...). Вместо "метафизики"
и религии – учение о вечном возвращении
(в качестве средства воспитания и отбора)".
Представления о прогрессивном
характере развития он считал
ошибочными.
Ценность, согласно Ницше,
– это наивысшее количество
власти, которое человек в состоянии
себе усвоить. Человечество же
лишь средство, но не цель. Именно
немногочисленные великие личности
(типа Цезаря, Наполеона), несмотря
на кратковременность их существования
и непередаваемость их качеств
по наследству, и являются, по
Ницше, единственным смыслом,
целью и оправданием происходящего
и всей борьбы различных воль
за власть.
Всю социально-политическую
историю Ницше характеризует
как борьбу двух воль к власти
– воли сильных (высших видов,
аристократических господ) и воли
слабых (массы, рабов, толпы, стада).
Аристократическая воля
к власти, по Ницше, это инстинкт
подъема, воля к жизни; рабская
воля к власти – инстинкт
упадка, воля к смерти, к ничему. Высокая
культура аристократична, господство
же "толпы" ведет к вырождению культуры,
к декадансу. Мораль – орудие рабов против
господ, нравственные суждения и установления
слабых против сильных, оправдание господства
стада над высшими видами. История человечества
нескольких последних тысячелетий (от
господства древней аристократии до современности)
расценивается Ницше как процесс постепенного
вырождения здоровых жизненных начал,
как в конечном счете победа многочисленной
массы слабых и угнетенных над немногочисленной
аристократией сильных.
Но то, что уже раз
было в прошлом, возможно и
в будущем – такова идея
вечного возвращения. И в поисках
образца для строя новой аристократии
Ницше обращается к истории
господства древней аристократии
(в Индии, Греции и т. д.), превращая
свою трактовку прошлого в
социально-политическую программу
планируемого им вечного возвращения.
С различными вариациями
Ницше повторял ведущую идею
своей аристократической концепции:
высокая культура и развитие
высших видов людей нуждаются
в рабстве, в подневольном труде
громадного большинства для освобождения
немногочисленного привилегированного
класса от физического труда
и нужд борьбы за существование.
Отвергая различные
концепции происхождения и роли
государства, Ницше считал, что
государство является средством
возникновения и продолжения
того насильственного социального
процесса, в ходе которого происходит
рождение привилегированного культурного
человека, господствующего над остальной
массой. "Как бы ни было сильно
в отдельном человеке стремление
к общению, – писал он, –
только железные тиски государства
могут сплотить друг с другом
большие массы настолько, чтобы
могло начаться то химическое
разложение общества и образование
его новой пирамидальной надстройки".
Придерживаясь глобальной
перспективы аристократического
эстетизма, Ницше дает принципиальное
предпочтение культуре и гению
перед государством и политикой
– там, где такое различение,
расхождение и столкновение имеет,
по его мнению, место. Он –
убежденный приверженец аристократической
культуры, возможной лишь в условиях
господства немногих и рабства
остальных, он – элитист, но не
государственник, не этатист. Он положительно
отзывается о государстве и политике и
даже восхваляет их лишь постольку, поскольку
они надлежаще исполняют свою роль в качестве
подходящих орудий и средств на службе
у аристократической культуры и гения.
Восхваляя аристократический
кастовый строй времен законов
Ману, Ницше стремился к биологическому
обоснованию кастовых идеалов.
В каждом "здоровом" обществе, полагал
он, имеются три различных, но взаимотяготеющих
физиологических типа со своей собственной
"гигиеной" и сферой приложения: 1)
гениальные люди – немногие; 2) исполнители
идей гениев, их правая рука и лучшие ученики
– стражи права, порядка и безопасности
(царь, воины, судьи и другие блюстители
закона); 3) прочая масса посредственных
людей. "Порядок каст, ранговый порядок,
– утверждал он, – лишь формулирует высший
закон самой жизни; разобщение трех типов
нужно для поддержания общества, для того,
чтобы сделать возможными высшие и наивысшие
типы".
Устойчивость высокой
культуры и содействующего ей
типа государства, по утверждению
Ницше, ценнее свободы.
Ницше различает два
основных типа государственности
– аристократический и демократический.
Аристократические государства
он называет теплицами для
высокой культуры и сильной
породы людей. Демократия характеризуется
им как упадочная форма государства.
В качестве "самой величественной
формы организации" характеризует
Ницше Римскую империю. Высоко
оценивает он и императорскую
Россию. Лишь при наличии антилиберальных,
антидемократических инстинктов и императивов,
аристократической воли к авторитету,
к традиции, к ответственности на столетия
вперед, к солидарности цепи поколений
возможно существование подлинных государственных
образований типа Римской империи или
России – "единственной державы, которая
ныне является прочной, которая может
ждать, которая еще может нечто обещать,
– России, противопонятию жалкому европейскому
мелковладельчеству и нервозности, вступившим
в критический период с основанием германской
империи".
Образцом совершенной
политики, по его оценкам, является
макиавеллизм. Переворачивая наизнанку
все ценности в сфере культуры,
государства, политики и морали,
Ницше стремился к тому, чтобы
стандарты макиавеллистской политики,
уже освобожденной от морали,
вновь внедрить в сферу моральных
оценок и ориентации – в
виде принципов "великой политики
добродетели".
Ницше развивает аристократическую
концепцию права.
Право, по Ницше,
нечто вторичное, производное
от воли к власти, ее рефлекс.
С этих позиций он атакует
различные версии исторически
прогрессивной интерпретации естественно-правовой
доктрины, отвергает идеи свободы
и равенства в человеческих
отношениях, обосновывает правомерность
привилегий, преимуществ и неравенства.
Неравенство прав Ницше
рассматривал как условие того,
что права вообще существуют.
Право есть преимущество. Каждый
вид бытия имеет свое преимущество.
"Неправота, – утверждал он,
– никогда не заключается в
неравных правах, она заключается
в притязании на "равные" права".
Справедливость, по Ницше, состоит в том,
что люди не равны, и правовая справедливость,
таким образом, исходит из принципа неравенства
правовых притязаний различных индивидов
– в зависимости от того, относятся ли
они к сильным, аристократическим верхам
или представляют собой ординарные "нули"
толпы, смысл и предназначение которой
– в служении "вождям" и "пастырям"
стада. Человек сам по себе, взятый вне
контекста его служения верхам, не обладает
ни правами, ни достоинствами, ни обязанностями.
Право, по Ницше,
результат войны и победы. Он
солидаризируется с "правовым
инстинктом" древних: "Победителю
принадлежит побежденный с женой, детьми,
всем имуществом. Сила дает первое право,
и нет права, которое в своей основе не
являлось бы присвоением, узурпацией,
насилием".
Отвергая прочие трактовки
естественного права, Ницше вместе
с тем стремится выдать именно
свои представления о праве
войны и победителя, аристократически-кастовом
правопорядке и т.д. за подлинное
естественное право.
С позиций такого
правопонимания он отмечает, что, подобно
праву необходимой обороны, следует признать
и право необходимой агрессии. Право победителя
в войне тем самым резюмирует борьбу различных
воль к власти и служит основой аристократического
правопорядка.
Если по своим истокам
право есть право войны, то
устоявшееся право, право в
обстановке сформировавшегося правопорядка
фиксирует результаты войны различных
воль к власти и, следовательно,
предполагает некое соглашение,
некоторый договор борющихся
сил. "Без договора, – писал
Ницше, – нет права". В этом
смысле право характеризуется
им как признанная и засвидетельствованная
власть. К договору о праве
(правах и долге) и его соблюдению
ведут соображения разума, страха
и осторожности. В соответствии
с договорным правом наш долг-
это права других на нас, а наши права –
та доля нашей силы, которую другие не
только признали, но и охраняют.
Ницше воспевает аристократические
правовые институты греков героического
времени, восхищается "арийской
гуманностью" законоположений
Ману, авторитетом закона кастового
строя. «Кастовый порядок, высший
доминирующий закон, – писал
он, – есть лишь санкция естественного
порядка, естественной законности
первого ранга, над которой
не имеет власти никакой произвол,
никакая "современная идея"».
Время мелкой политики,
пророчествовал Ницше, прошло: следующее,
двадцатое столетие будет временем
большой политики – борьбы
за мировое господство, невиданных
ранее войн. Вокруг понятия политики
будет развязана духовная война,
и все покоящиеся на лжи
политические образования старого
общества будут взорваны. Открыто
связывая такую судьбу грядущего
со своим именем, Ницше считал,
что именно с него начинается
большая политика.
Обосновывая свои представления
о будущем, Ницше полагал, что,
с одной стороны, демократическое
движение в Европе приведет
к порождению человеческого типа,
приготовленного к новому рабству,
и тогда появится "сильный человек"
– без предрассудков, опасного и привлекательного
свойства, "тиран", невольно подготовляемый
европейской демократией. С другой стороны,
продолжал он, Европа, раздираемая в его
время ненормальной враждой своих народов,
в будущем станет единой. При этом европейская
проблема в целом виделась ему как "воспитание
новой, управляющей Европою, касты".