Политико-правовые идеи Ф. Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Интерес к прошлому в настоящее время значительно, активизировался. История, воплотившая опыт человечества, позволяет многое понять в современности, которая своими корнями связана с прошлым. Анализ современных государственно-правовых институтов, учреждений и политико-правовых идей, во многом зависит от преемственности, имеющей особую сохранность в политико-правовых категориях. Еще Никколо Макиавелли писал, что для совершенного понятия политики необходимо углубить свои познания, изучением исторического опыта различных государств, форм их устройства, выяснить «какие бывают виды государств, как они приобретаются и почему утрачиваются» и какие необходимы мероприятия для того, чтобы упрочить власть и обеспечить подчинение подданных.

Содержание работы

1)Введение
2)Политико-правовые идеи Ф.Ницше
3)Заключение
4)Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

 В контексте вечной  борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой  жизни Ницше развивал и свои  взгляды на войну. При этом  он нередко, подобно Гераклиту,  называл войной всякую борьбу  в потоке становления. В таком  по преимуществу философско-мировоззренческом  аспекте Ницше восхвалял войну  и отвергал мир. "Собратья по  войне! – обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. – Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир – больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему".

 Метафизически оправдывая  войну, Ницше связывал с ней  свои надежды на новую высокую  культуру. "... Война для государства  такая же необходимость, как  раб для общества". Именно поэтому  он расценивал войну и военное  сословие как прообраз государства.

 Как реально-политическое  явление войну Ницше освещал,  исходя из тех же критериев,  что и при трактовке государства  и политики вообще. Он за войну  на службе у аристократической  культуры, а не за культуру  на службе у войны. "Против войны, – писал он, – можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного – злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходит из нее более сильным для добра и зла".

 Ницше – убежденный  антисоциалист.

 Вся европейская культура, по его оценке, уже с давних  пор переживает кризис ценностей  и движется к катастрофе. "Социализм,  – писал он, – действительно  является конечным выводом из "современных идей" и их скрытого  анархизма".

 Он отвергал революции  и восстания угнетенных, расценивая  их как угрозу культуре. Зло  и не без проницательности  Ницше предупреждал о неизбежных  в грядущем революционных выступлениях  масс. "...Грядущему столетию, –  писал он, – предстоит испытать  по местам основательные "колики", и Парижская коммуна, находящая  себе апологетов и защитников  даже в Германии, окажется, пожалуй,  только легким "несварением желудка"  по сравнению с тем, что предстоит". Вместе с тем он считал, что  инстинкт собственников в конечном счете возьмет верх над социализмом.

 Остро критикуя социалистические  идеи, Ницше полагал, что социализм  даже желателен в виде эксперимента. "И в самом деле, – писал  он, – мне бы хотелось, чтобы  на нескольких больших примерах  было показано, что в социалистическом  обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои корни". Социалисты, отмечал он, отрицают  право и правосудие, индивидуальные  притязания, права и преимущества  и тем самым отвергают само  право, так как "при общем  равенстве никому не будут  нужны права". В весьма черных  красках изображал он и будущее  законодательство при социализме. "Если бы они, – рассуждал  он о социалистах, – когда-нибудь  стали сами предписывать законы, то можно быть уверенным, что  они заковали бы себя в железные  цепи и требовали бы страшной  дисциплины – они знают себя! И они подчинялись бы этим  законам с сознанием, что они  сами предписали их".

 Резкой критике подверг  Ницше и подход социалистов  к государству. В этой связи  он отмечал, что социализм,  стремясь к устранению всех  существующих государств, "может рассчитывать лишь на краткое и случайное, существование с помощью самого крайнего терроризма". Как бы предугадывая облик грядущего тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме, реформировании ее в целесообразный орган общественного союза, о режиме верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству.

 Работы Ницше при  его жизни не получили широкой  известности. Но последующее влияние  его идей подтвердило надежды  мыслителя: "Только послезавтрашний  день принадлежит мне. Некоторые  рождаются посмертно".

 Идеологи фашизма и  национал-социализма объявили Ницше  своим предтечей. Обходя те аспекты ницшевского учения (аристократизм, индивидуализм, открытая вражда к массам, народу, "толпе", "стаду"; критика немецкого национализма; наряду с некоторыми выпадами против евреев также и неоднократная высокая оценка еврейской нации и т.п.), которые явно расходились с фашистской и национал-социалистической идеологией, рассчитанной на массовое движение, они акцентировали внимание на моментах общности и преемственности между ницшеанством и собственной идеологией. Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т. д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма.

 После Второй мировой  войны начался новый этап интерпретаций  творчества Ницше, уяснения его  подлинного места в истории  философской и политико-правовой  мысли.

 

 

 

Заключение

  Изучение  политических  и правовых учений прошлого  помогает лучше понять не только  прошлое, но и настоящее. Связь  прошлого и настоящего настолько  велика, что нередко сейчас, мы  продолжаем анализировать тексты  сочинений выдающихся мыслителей  прошлого, даже ведем с ними  полемику как с живыми, нашими современниками.

     История политических  и правовых учений дает возможность  понять важность и значение  государства и права в духовных  приобретениях человечества на  разных этапах его развития, увидеть  постоянную работу человеческой  мысли над поисками лучших, оптимальных  форм организации государственно-правового  бытия человечества. Независимо  от общественно-экономических формаций, от уровня развития производительных  сил и производственных отношений,  всегда, на протяжении всего периода  истории политических и правовых  учений можно найти примеры  утверждений о праве, как мерило  справедливости, о необходимости  подчинения законам, о государстве,  как оптимальную форму согласования  общих интересов всех членов  общества. Любое политическое учение  представляет собой ответ на  потребности общественной практики, на вопросы, которые поставлены  жизненной ситуацией в тот  или иной период истории. Политическая  практика людей обуславливала  возникновение и развитие политических  теорий и выступала главным  критерием их истинности и  жизненности. В политических учениях  в любых случаях находят свое  концентрированное выражение экономические  интересы общественных классов  и других социальных сил. Эти  интересы нуждаются в охране  их государственной властью, в  связи с этим политические  теории обосновывали необходимость  такой политической системы общества, доказывали правомерность такого  государственного устройства, которые  бы наилучшим образом защищали  экономические интересы господствующих  в данный момент социальных  сил. Мы можем сказать, что,  в конечном счете, политические  теории, вызванные к жизни экономическими интересами людей, оказывали обратное влияние на экономическую систему общества и его социальную структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

История политических и правовых учений : Учебник для вузов; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца, М., 1998

 История политических  и правовых учений : Хрестоматия; Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000

 История политико- правовых учений : Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001

 Ницше Ф. Так говорил  Заратустра. Стихотворения. М., 1994

 Ницше Ф. Сочинения,  тт. 1–2. М., 1996

http://www.diplomonline.ru

http://dipland.ru

 


Информация о работе Политико-правовые идеи Ф. Ницше