В контексте вечной
борьбы различных воль к власти,
насильственного характера самой
жизни Ницше развивал и свои
взгляды на войну. При этом
он нередко, подобно Гераклиту,
называл войной всякую борьбу
в потоке становления. В таком
по преимуществу философско-мировоззренческом
аспекте Ницше восхвалял войну
и отвергал мир. "Собратья по
войне! – обращается ницшевский
Заратустра к своим слушателям. – Любите
мир как средство к новым войнам. И притом
короткий мир – больше, чем долгий... Вы
говорите, что благая цель освящает даже
войну? Я же говорю, что благо войны освящает
всякую цель. Война и мужество совершили
больше великих дел, чем любовь к ближнему".
Метафизически оправдывая
войну, Ницше связывал с ней
свои надежды на новую высокую
культуру. "... Война для государства
такая же необходимость, как
раб для общества". Именно поэтому
он расценивал войну и военное
сословие как прообраз государства.
Как реально-политическое
явление войну Ницше освещал,
исходя из тех же критериев,
что и при трактовке государства
и политики вообще. Он за войну
на службе у аристократической
культуры, а не за культуру
на службе у войны. "Против
войны, – писал он, – можно сказать: она
делает победителя глупым, побежденного
– злобным. В пользу же войны можно сказать:
в обоих этих действиях она варваризирует
людей и тем делает их более естественными;
для культуры она есть пора зимней спячки,
человек выходит из нее более сильным
для добра и зла".
Ницше – убежденный
антисоциалист.
Вся европейская культура,
по его оценке, уже с давних
пор переживает кризис ценностей
и движется к катастрофе. "Социализм,
– писал он, – действительно
является конечным выводом из
"современных идей" и их скрытого
анархизма".
Он отвергал революции
и восстания угнетенных, расценивая
их как угрозу культуре. Зло
и не без проницательности
Ницше предупреждал о неизбежных
в грядущем революционных выступлениях
масс. "...Грядущему столетию, –
писал он, – предстоит испытать
по местам основательные "колики",
и Парижская коммуна, находящая
себе апологетов и защитников
даже в Германии, окажется, пожалуй,
только легким "несварением желудка"
по сравнению с тем, что предстоит".
Вместе с тем он считал, что
инстинкт собственников в конечном
счете возьмет верх над социализмом.
Остро критикуя социалистические
идеи, Ницше полагал, что социализм
даже желателен в виде эксперимента.
"И в самом деле, – писал
он, – мне бы хотелось, чтобы
на нескольких больших примерах
было показано, что в социалистическом
обществе жизнь сама себя отрицает,
сама подрезает свои корни".
Социалисты, отмечал он, отрицают
право и правосудие, индивидуальные
притязания, права и преимущества
и тем самым отвергают само
право, так как "при общем
равенстве никому не будут
нужны права". В весьма черных
красках изображал он и будущее
законодательство при социализме.
"Если бы они, – рассуждал
он о социалистах, – когда-нибудь
стали сами предписывать законы,
то можно быть уверенным, что
они заковали бы себя в железные
цепи и требовали бы страшной
дисциплины – они знают себя!
И они подчинялись бы этим
законам с сознанием, что они
сами предписали их".
Резкой критике подверг
Ницше и подход социалистов
к государству. В этой связи
он отмечал, что социализм,
стремясь к устранению всех
существующих государств, "может
рассчитывать лишь на краткое и случайное,
существование с помощью самого крайнего
терроризма". Как бы предугадывая облик
грядущего тоталитаризма, Ницше говорил
об уничтожении личности при социализме,
реформировании ее в целесообразный орган
общественного союза, о режиме верноподданнической
покорности всех граждан абсолютному
государству.
Работы Ницше при
его жизни не получили широкой
известности. Но последующее влияние
его идей подтвердило надежды
мыслителя: "Только послезавтрашний
день принадлежит мне. Некоторые
рождаются посмертно".
Идеологи фашизма и
национал-социализма объявили Ницше
своим предтечей. Обходя те аспекты
ницшевского учения (аристократизм, индивидуализм,
открытая вражда к массам, народу, "толпе",
"стаду"; критика немецкого национализма;
наряду с некоторыми выпадами против евреев
также и неоднократная высокая оценка
еврейской нации и т.п.), которые явно расходились
с фашистской и национал-социалистической
идеологией, рассчитанной на массовое
движение, они акцентировали внимание
на моментах общности и преемственности
между ницшеанством и собственной идеологией.
Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке,
о национальной миссии немцев, сверхчеловеке,
воле к власти и т. д.) получили соответствующую
интерпретацию и модификацию в духе идеологии
национал-социализма.
После Второй мировой
войны начался новый этап интерпретаций
творчества Ницше, уяснения его
подлинного места в истории
философской и политико-правовой
мысли.
Заключение
Изучение политических
и правовых учений прошлого
помогает лучше понять не только
прошлое, но и настоящее. Связь
прошлого и настоящего настолько
велика, что нередко сейчас, мы
продолжаем анализировать тексты
сочинений выдающихся мыслителей
прошлого, даже ведем с ними
полемику как с живыми, нашими современниками.
История политических
и правовых учений дает возможность
понять важность и значение
государства и права в духовных
приобретениях человечества на
разных этапах его развития, увидеть
постоянную работу человеческой
мысли над поисками лучших, оптимальных
форм организации государственно-правового
бытия человечества. Независимо
от общественно-экономических формаций,
от уровня развития производительных
сил и производственных отношений,
всегда, на протяжении всего периода
истории политических и правовых
учений можно найти примеры
утверждений о праве, как мерило
справедливости, о необходимости
подчинения законам, о государстве,
как оптимальную форму согласования
общих интересов всех членов
общества. Любое политическое учение
представляет собой ответ на
потребности общественной практики,
на вопросы, которые поставлены
жизненной ситуацией в тот
или иной период истории. Политическая
практика людей обуславливала
возникновение и развитие политических
теорий и выступала главным
критерием их истинности и
жизненности. В политических учениях
в любых случаях находят свое
концентрированное выражение экономические
интересы общественных классов
и других социальных сил. Эти
интересы нуждаются в охране
их государственной властью, в
связи с этим политические
теории обосновывали необходимость
такой политической системы общества,
доказывали правомерность такого
государственного устройства, которые
бы наилучшим образом защищали
экономические интересы господствующих
в данный момент социальных
сил. Мы можем сказать, что,
в конечном счете, политические
теории, вызванные к жизни экономическими
интересами людей, оказывали обратное
влияние на экономическую систему общества
и его социальную структуру.
Список использованных
источников
История политических и правовых
учений : Учебник для вузов; Под общ. ред.
В.С. Нерсесянца, М., 1998
История политических
и правовых учений : Хрестоматия;
Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000
История политико- правовых
учений : Учеб. пособие для вузов / Под ред.
А.Н. Хорошилова. М., 2001
Ницше Ф. Так говорил
Заратустра. Стихотворения. М., 1994
Ницше Ф. Сочинения,
тт. 1–2. М., 1996
http://www.diplomonline.ru
http://dipland.ru