Понятие брака в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Семья - ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы не будем сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной организации.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

     Введение. 

     Семья - ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы не будем сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной организации.

     Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что  от благополучия каждой отдельной семьи  будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой - либо исторической ситуации.

     Изучение  римского брачного права и его  институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное  брачное право европейских стран  также основывается, прежде всего, на соображениях юридического родства.

     Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины  и женщины признавались, но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с  признаваемыми законом взаимоотношениями  участников этого союза.

     Неоднозначное правовое происхождение института  брака в целом определило сложность  его юридической конструкции в римском праве.

     Цель  данной работы заключается в изучении особенностей римского брачного права.

     Задачи  таковы:

     1) проанализировать институты брака в римском праве;

     2) изучить особенности различных видов брака;

     3) определить формы заключения  брака.

     Структура работы проблемно - тематическая; в главах последовательно излагаются виды брака, формы его заключения, условия прекращения, рассматриваются личные и имущественные отношения между супругами.

     В первой главе мы кратко остановимся на таких последствиях брачного союза, как возникновение когнатического и агнатического родства, тем более что родственные отношения между матерью и детьми были глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.

     Общий план введения требует сказать несколько  слов об источниках по данной теме. На мой взгляд, литературы по теме предостаточно. Вопросы семьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, я не могла использовать все известные научные труды в работе над рефератом, но постаралась выбрать наиболее общепризнанные. Особняком стоят XII таблиц. Считалось, что это был основной источник публичного и частного права в Риме, поэтому я не могла не обратиться к нему.

     Надеюсь, результатом плодотворной работы над данной темой будет глубокое понимание вопросов римского семейного строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Римская семья. 

1.1 Агнатическая и когнатическая семья. 

     Важным  институтом семейного права, без  которого нельзя понять сущность правового  регулирования процессов опеки, попечительства и наследования, является агнатическое и когнатическое родство и обусловленные ими правовые нормы (агнатическое и когнатическое право). Необходимо рассмотреть в этой связи правовое положение членов агнатической и когнатической семьи, а также способы освобождения от власти домовладыки (пекулий, эманципация). Особую проблему в данной отрасли римского права составляет эволюция представлений о семейных отношениях рабов (cognatio servilis).

     Прежде  всего, следует остановиться на основных различиях в отношении правового положения в семье таких категорий римских граждан, как лица своего права (sui juris) и лица чужого права (alienti juris).

     В Риме в древнейший период существовали большие, агнатические семьи, т. е. сообщества, в состав которых входили не только лица, связанные между собой кровными узами, но и лица, не являвшиеся родственниками, — агнаты. Основой интеграции в агнатсксй семье было подчинение власти pater familias или домовладыки1, которая сакрализировалась. В состав агнатской семьи входили собственно семья, все родственники, живущие вместе, рабы, а также лица, усыновленные домовладыкой.

     «Агнатами считаются лица, связанные совместным состоянием во власти домовладыки; усыновленные и супруга, перешедшая во власть мужа (и тем самым в его семейство), становятся агнатами другим членам familia; эманципированные из-под власти домовладыки покидают familia и утрачивают агнатскую связь с данным семейством».2

     Дочь  римлянина, выходившая замуж, переезжала в новый дом и становилась  агнатом нового домовладыки.

     По  определению Гая, агнатами называются те, кто связан законным (а не естественным) родством. Лицо, находящееся в состоянии зависимости от главы агнатической семьи, часто в соответствии с римской традицией усыновлялось последним и приобретало статус законного родственника. Усыновление могло произойти только в том случае, если усыновляемый был младше домовладыки не менее чем на 18 лет.

     Усыновление происходило следующими способами:

  • способом adrogatio(адрогации), когда усыновлялось лицо, имеющее собственную семью и статус домовладыки, т. е. которое само обладало отцовской властью. В этом случае его семья входила в семью домовладыки - усыновителя (при этом дети римлянина, который усыновлялся, считались внуками усыновителя). Усыновленный глава семьи утрачивал patria potestas над своими детьми, утрачивал статус лица sui juris и становился лицом alienti juris. Такое усыновление могло произойти только на собрании курии римлян;
  • способом adoptio (адопции), когда усыновляемый находился под отцовской властью и переходил из своей семьи в семью усыновителя. Для утверждения такого акта было достаточно власти претора. В его присутствии осуществлялась процедура эмансипации (emansipatio) усыновляемого, т. е. его выхода из-под власти своего отца (pater naturalis). Усыновитель заявлял о своем праве на усыновляемого, и оно подтверждалось претором, если прежний домовладыка не возражал против данного заявления;
  • третий способ усыновления применялся в отношении лиц, которые не находились под отцовской властью. Усыновление осуществлялось на основе императорского рескрипта при наличии заявления претора о том, что усыновление не приведет к ухудшению жизни усыновляемого.

     В отношении усыновления действовала  норма, которую юрист Павел изложил  следующим образом: «Посредством усыновления  увеличивается достоинство усыновляемого, а не умаляется. Поэтому сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором».

     Глава семьи — pater familias был лицом sui juris, то есть лицом своего права, единственным полноправным гражданином. Все лица, находящиеся г од его властью являлись лицами чужого права (alienti juris). Власть домовладыки над семьей была полной, практически неограниченной. Сын в римской патриархальной семье был полностью подчинен отцу. Возраст, вступление в брак, статус свободного человека, обладание гражданскими правами, исполнение публичной должности — все это не влияло на состояние подвластности сына своему отцу - домовладыке.

     Агнатическая  семья объединяла потомства (поколения) всех агнатов и была довольно многочисленной. Она представляла собой сильное и независимое сообщество именно по причине своей многочисленности, и это полностью соответствовало отношениям в патриархальном обществе.

     Со  временем, однако, в развитии римской патриархальной семьи наступило следующее изменение — не всегда после смерти домовладыки ему наследовал старший за ним агнат (например, старший сын), сохраняя тем самым большую агнатическую семью. Иногда сыновья (усыновленные) образовывали собственные семьи, которые назывались familia proprio jure, т.е. семья по собственному праву. Такие малые семьи могли достаточно успешно существовать в условиях, когда государственно-правовое регулирование отношений между членами римской общины стало доминировать над патриархальными институтами. Кроме того, с течением времени достигнутый уровень развития экономики и торговли в Риме сделал возможным большую самостоятельность взрослых членов агнатического клана. В классический период агнатское родство уступило свое значение родству по крови, семьи стали объединять только когнатов, кровных родственников, однако это не означает, что институт усыновления прекратил свое существование.

     Таким образом, развитие семейно-правовых отношений в Риме шло в направлении увеличения прав и значения семей, основанных на кровном родстве. Данный процесс начался с того, что члену семейства, предоставлялась возможность иметь свое отдельное имущество (peculium). Со временем право главы когнатической семьи на это имущество и право самостоятельно распоряжаться имущественными приобретениями стали бесспорными. В окончательной стадии развития семейного права (в постклассический период) притязания отца (отценачальника) на имущество членов семьи стали невозможны и он мог претендовать на участие в наследстве в случае смерти сына-наследодателя только во вторую очередь, то есть после нисходящих потомков последнего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правовое регулирование брака. 

2.1 Правовая сущность римского брака (nuptiae, matrimonium). 

     Модестин  определял брак как «союз мужа и жены, общность всей их жизни, единение божественного и человеческого права».

     Прежде  всего, следует рассмотреть конститутивные условия вступления в брак:

  • стремление заключить именно брачный, а не только сексуальный союз. Согласно римскому праву «брак создается не сожительством, а согласием супругов» (Дигесты);
  • состояние дееспособности и физической зрелости. Брачный возраст мужчины мог составлять 14 лет, а женщины — 12. Здесь можно сослаться на Помпония, который писал, что «женщина ...тогда станет законной женой, когда ей исполнится 12 лет»;
  • согласие вступить в брак, выраженное лично или через представителя, т. е. манифестация affection maritalis — намерения вступить в брак. Так, даже и патрон не мог заключить брак со своей вольноотпущенницей в том случае, если она не давала на это своего согласия;
  • согласие на заключение брака pater familias, если кто-либо из брачующихся находится под властью patria potestas. Если такое согласие не могло быть получено в силу того, что лицо, обладающее patria potestas, попало в плен, брак мог совершиться только по истечении трех лет отсутствия в доме pater familias. Если в брак вступал внук pater familias, то наряду с согласием деда требовалось и согласие отца жениха, несмотря на то, что он находился под властью домовладыки. Если же в брак вступала внучка pater familias, то согласия последнего на это было достаточно;
  • отсутствие близкого кровного родства или свойства между лицами, вступающими в брак. Так, не разрешался брак римлянина с его мачехой; более того, возбранялось заключение брачного союза между ним и невесткой его отца, несмотря на то, что женщина еще не стала его мачехой.

     Таким образом, в отношении брака в  римском праве действовала аксиома  о том, что это союз, который  не может быть совершен иначе как по согласию тех, кто вступает в брак, так и по согласию тех, в чьей власти они находятся. Поскольку брак зависел от согласия тех, кто имел власть над брачующимися, законом была предусмотрена возможность принуждения лиц, обладающих такой властью, если они необоснованно препятствовали вступлению в брак своих подвластных, «...лица, — пишет Марциан, — противоправно возбраняющие своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж, согласно конституции божественных Севера и Антонина, принуждаются проконсулами и презесами провинций женить и выдавать замуж своих детей и давать приданое».

     В отношении же согласия самих брачующихся  на совершении брака в римском праве существовало установление о том, что сам факт вступления в брак говорит о желании совершить данное действие. Брак — поясняет Цельс, — «... не заключается между нежелающими». Поэтому, если сын семейства был принужден своим отцом к вступлению в брак с той девушкой, на которой он по своей воле никогда бы не женился, считается, что этот брак совершен при согласии жениха.

     К конститутивным условиям вступления в  брак примыкало и такое условие, как отсутствие брачных препятствий. К брачным препятствиям относились:

  • предшествующее браку умственное расстройство, помешательство;
  • заключенный ранее и не расторгнутый брачный союз;
  • существенное различие в социальном статусе брачующихся. Так, препятствием к браку была принадлежность одного из супругов к перегринам. О другом случае такого рода пишет Ульпиан: «В обращении к сенату божественного Марка (161—180 гг.) предусмотрено, что если дочь сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника, то нет брака»;
  • исполнение мужчиной обязанностей опекуна в отношении женщины, с которой он желает вступить в брак. В данном случае брак не считался возможным, так как он заключался между римлянином и его подвластной, то есть при том обстоятельстве, когда не могло быть установлено с надлежащей достоверностью наличие у опекаемой воли действительно вступить в брак. По той же причине мог быть оспорен брак с жительницей провинции и лицом, наделенным в этой провинции военной властью (военным префектом, военным трибуном);
  • в постклассический период могло рассматриваться как препятствие к браку конфессиональное различие.
  • Не запрещалось, но считалось предосудительным вступление в брак лиц, которым исполнилось-более 60-ти лет. Предосудительным считалось и вступление в брак со своей падчерицей. Более того, в Дигестах говорится о том, что если женщина после развода вышла замуж за другого человека и родила от него дочь, то ее бывшему мужу «следует воздержаться от брака с ней, хотя она и не является его падчерицей» (Ульпиан).
  • Брак считался законно совершенным, если лица, вступившие в брак, соответствовали брачным требованиям, и если порядок вступления в брак соответствовал общим правилам. Так, в римском праве допускалось заочное вступление в брак мужчины — будущий супруг мог прислать письменный документ о своем согласии вступить в брак или своего представителя. Но так не могла поступить будущая жена, так как для совершения брака требовалось введение женщины в брачное местожительство, т. е. в дом ее мужа.

Информация о работе Понятие брака в римском праве