Понятие брака в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Семья - ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы не будем сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной организации.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

     Основания недействительности брака. Не считался действительным:

  • брак между свободной римлянкой и социально дискриминированным лицом;
  • фиктивный брак. В римском праве действовало установление: «притворный брак не имеет никакой силы»;
  • повторный брак. Если супруги развелись, а затем приняли решение снова вступить в брак, то такой союз считался недействительным, так как действовало положение о том, что «брак между теми же лицами не считается действительным, если он не возобновлен в соответствии с волей родителей» (Юлиан);
  • заочно заключенный брак, при том, однако, условии, что заочное вступление в брачный союз имело место со стороны женщины. Мужчина имел право на вступление в брак заочным образом. Об этом исчерпывающим образом писал Помпоний: «...женщина может быть выдана замуж за отсутствующего мужчину в силу его письма или посредством вестника, им посланного, если она вводится в его дом; но женщина, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу ее письма или посредством вестника, ибо необходимо введение жены в дом мужа, как бы в брачное местожительство, а не мужа в дом жены...»

     Далее следует рассмотреть  исторические формы  брака:

  • coemtio, брак, совершаемый в форме символической продажи невесты главе семьи;
  • confarreatio, брак, совершаемый в религиозной форме;
  • usus, брак, заключавшийся в простом переселении жены в дом мужа.

     Наряду  с браком существовал и конкубинат, постоянное сожительство мужчины и женщины без намерения образовать брачный союз. Женщина - конкубина не приобретала социальный статус своего сожителя, ее дети от него не были во власти отца, не обладали правом наследования его имущества.

     Следующим положением, которое необходимо изучить, является правовое регулирование процедуры  заключения брака— здесь следует  рассмотреть совершение помолвки или  обручения и собственно брачной  церемонии.

2.2 Помолвка (sponsalia) как институт семейного права. 

     Помолвка (брачный сговор) обозначалась в  римском праве термином sponsalia, так как сравнительно долгое время (до начала классического периода) она осуществлялась посредством клятвенного обещания — sponsio вступить в брак.

     Помолвка  совершалась путем голого соглашения», т. е. участие свидетелей или составления письменных документов не требовалось. Для совершения помолвки требовалось согласие будущих супругов. При этом если жених имел право на выражение своего несогласия быть помолвленным, которое не было обусловлено какой-либо причиной, то невесте право возражать против помолвки предоставлялось только при наличии веских к тому оснований. Так, она могла не согласиться на помолвку, если ее жених совершал безнравственные поступки.

     Помолвка  могла совершаться и в раннем возрасте жениха и невесты. Однако они должны были осознавать, что совершается помолвка, поскольку без их согласия брачный сговор не мог считаться действительным. Поэтому по общему правилу их возраст должен был составлять не менее семи лет.

     В постклассический период помолвка стала  сопровождаться внесением женихом задатка, который удерживался семьей невесты в случае нарушения им обещания, если же отказ вступить в брак исходил от невесты, ее отец был обязан выплатить жениху (или его отцу) сумму, вдвое превышающую задаток.

     Акт совершения помолвки устанавливал особые отношения между женихом и невестой, даже если брак по каким-либо причинам не состоялся. Так, они не могли быть принуждены к даче свидетельских показаний друг против друга, за убийство невесты жених отвечал как за убийство родственника. Можно добавить и то, что невеста не могла выйти замуж за отца своего жениха, как и то, что сын не мог жениться на невесте своего отца.

2.3 Личные и имущественные отношения супругов. 

     Существенным  аспектом брачного права в Древнем  Риме являлись личные и имущественные  отношения супругов. Необходимо иметь  в виду, что содержание этих отношений зависело от того, был ли брачный союз супругов браком, при котором жена попадала под власть (руку) главы семьи или мужа, т. е. браком cum manu, или этот союз представлял собой брак sine manu, при котором жена оставалась лицом своего права и не входила во власть мужа. Такой брак был следствием той разновидности брачной формы usus, при которой жена осуществляла определенную процедуру – usurpatio trinoctii. В соответствии с этой процедурой жена в течение трех ночей должна была ночевать вне дома мужа. Это означало прерывание срока давности владения мужем своей женой. Цицерон пишет об этом следующее: «Законом XII Таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею». Термин «узурпация» означает присвоение себе чужого права, присвоение власти. В данном случае имел место фиктивный переход власти над женщиной от ее мужа к другому лицу (ее отцу, другому родственнику) на период трех ночей. Процедура usurpatio trinoctii позволяла женщине сохранить статус лица sui juris, формально она означала прекращение брачных отношений, поэтому брак приходилось возобновлять. Сложность такого брачного союза станет понятной, если представить себе, что это — союз мужчины-плебея и женщины-патрицианки из обедневшей семьи. Дочь знатного римлянина продолжала в браке sine manu обладать надлежащим статусом, а ее имущество обеспечивалось правовой защитой, обусловленной такой формой брака.

     Исходя  из вышесказанного, следует указать  на основные особенности личных и имущественных отношений супругов, состоящих в браке sine manu, по сравнению с правами супругов, состоящих в браке cum manu:

  • муж не мог распоряжаться женой как своей рабыней (например, продать, убить, подвергнуть жестокому наказанию);
  • жена не входила в новую агнатскую семью, оставаясь агнаткой в семье прежнего pater familias;
  • жена имела право на развод, как и муж;
  • муж не обладал правом собственности в отношении имущества жены при этой форме брака. Владеть, пользоваться и распоряжаться им он мог только с ее согласия;
  • после развода имущество, внесенное в его дом женой в виде приданого, он должен был ей вернуть, равно как и то, что было приобретено ею во время брака.

     В отношении приданого (dos), то есть имущества в связи с заключением брака жена отдавала мужу для удовлетворения потребностей совместной жизни, действовали следующие установления:

  • приданым считалось только то, что отец невесты выдал жениху из своего имущества. Представим себе, например, что отец невесты отказался получить предоставляемый ему наследодателем легат, на который имел наследственное право жених, и объявил последнему, что данный легат тот может считать своим приданым. Будет ли действительно считаться приданым этот легат? Нет, так как отец невесты «...ничего не выдал, но лишь не приобрел» (Юлиа);
  • вместе с тем, приданым могло считаться и то имущество, которое принадлежало жениху, если он был должником женщины и последняя, решив вступить с ним в брак, обещала в качестве приданого то имение, которое он должен был ей предоставить;
  • если приданое было приобретено по причине брака, который относился к числу недозволенных, то оно отбиралось в казну;
  • в большинстве случаев стоимость вещи, передаваемой в приданое не оценивалась, так как оценка вещи влекла обязанность в случае возвращения приданого вернуть стоимость вещи на день ее оценки. Между тем эта вещь могла повредиться, износиться и т. п., то есть потерять в стоимости, вследствие ухудшения своего качества. Поэтому было установлено, что «... поскольку в приданое даются неоцененные вещи, то их улучшение и ухудшение идут за счет жены» (Улъпиан). К улучшению вещи относилось, и ее приращение. Так, если в качестве приданого были переданы мужу раб и рабыня, то родившийся от них ребенок рассматривался как приращение имущества жены;
  • от приращения имущества, входящего в состав приданого, следовало отличать плоды вещей, образующих приданое. Плоды приданого принадлежали мужу. Так, приплод от скота, переданного в качестве приданого, относился к числу приобретений мужа, а не жены;
  • считалось, что тот, кто получил все имущество жены в силу обещания приданого, не несет ответственности перед ее кредиторами. Однако обещание имущества могло быть распространено только на то, что могло остаться за вычетом долгов.

     В браке sine manu даже после смерти жены муж должен был вернуть приданое ее отцу. В эдикте префекта Египта (римской  провинции) Тиберия Юлия Александра (69 г. н. э.) в отношении приданого  говорится: 

     «А  что касается приданого, то, поскольку  оно чужое, а не принадлежит получившему  его мужу, то и божественный Август и префекты распорядились, чтобы  его возвращали женам, чье преимущественное право взыскания следует соблюдать». Речь здесь идет о том, что если глава семьи является недоимщиком  и за долг казне у него конфисковано приданое жены, то это имущество  следует возвратить супруге, так  как она пользуется правом преимущественного взыскания даже перед государством, ее имущественные интересы превалируют над интересами казны». 

     Предоставляя  имущественные права жене в браке sine manu римский законодатель установил, однако, презумцию принадлежности приобретенного в браке имущества мужу, пока женой не будет доказано обратное (т. е. бремя доказывания лежало на жене).

     Со  временем имущественные отношения  супругов должны были оговариваться письменным брачным контрактом.

     Далее надо обратить внимание на то, как в  римском праве регулировался  такой институт брачного имущества, как брачные дары. Брачный дар  передавался мужем супруге. Имущество, бывшее предметом дарения, оставалась в ведении мужа, но переходило к жене после развода, если брак расторгался по вине мужа. 

2.4 Прекращение брачных отношений. 

     В римском праве существовали следующие  основания прекращения брака:

  1. смерть или безвестное отсутствие одного из супругов;
  2. установление того, что какое-либо из конститутивных условий вступления в брак не было выполнено (не было, например, согласия невесты);
  3. возникновение отношения формального родства между супругами. Такая ситуация имела место, если, например, pater familias усыновлял мужа своей дочери, в этом случае супруги становились как бы братом и сестрой и их брак подлежал расторжению;
  4. утрата статуса свободы дли статуса гражданства;
  5. развод, который в классическую эпоху был свободным и мог совершаться по одностороннему заявлению одного из супругов. Последний совершал то, что обозначалось  понятием repudium – отказ от брака. Супруг произносил в этом случае: «Твои вещи тебе — я изгоняю тебя!», а супруга, отказывающая от брака: «Твои вещи тебе — я ухожу от тебя!». Требовалось при этом, чтобы высказанное намерение говорило о действительном желании супруга расторгнуть брак. Поэтому если repudium был заявлен «...в пылу гнева, то развод является действительным не прежде, чем упорство в высказанном намерении установит, что это суждение души; поэтому если женщина в пылу заявит об отказе от брака и быстро возвратится к мужу, то она не рассматривается как расторгнувшая брак» (писал Павел).

     Считается, что первый развод в Риме был совершен в 231 г. до н. э. Цицерон дает нам представление  о том, как просто согласно предписанию XII Таблиц совершался развод: некий римлянин «пользуясь постановлением XII Таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нее ключ, изгнал ее». Простота процедуры развода привела к неустойчивости многих браков. Императором Юстинианом свободный развод был запрещен. Основанием для развода стали покушение на жизнь супруга, неверность, неспособность к половой жизни, насилия, совершаемые мужем в отношении жены.

     За  развод без уважительной причины  инициатор должен был выплатить штраф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Таковы  основные явления в общей истории  римского брака. В ряду других народов  не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении  совершенно исключительное место. Везде  развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой  муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права  мужа над личностью жены сменяется  идеей опеки над нею; а эта последняя - идеей главенства мужа в общесемейных делах. Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого.

     С другой стороны, римское право смотрит  на этот брак, как на союз совершенно свободный, движущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости - то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) - к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

     Такова  общая основная идея римского свободного брака от первого момента его  появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия  в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением  принципа равенства и свободы  обеих сторон в браке римское  право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.

Информация о работе Понятие брака в римском праве