Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Реформы 1980-х годов не увенчались успехом из-за их неподготовленности, непоследовательности, отсутствия чёткой стратегии, несогласованности изменений в экономике и политике. Главные цели в контрольной работе:
- рассмотреть причины необходимости реформирования системы управления;
- изучить реформы 1950-х годов и их результаты;
- найти пути интенсификации социалистической экономики;
- рассмотреть проблемы социально-экономического развития страны во второй половине 1980-х годов, а так же экономические реформы, их итоги.

Файлы: 1 файл

Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  Российской Федерации

 

Кафедра общей и экономической истории

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО     ИСТОРИИ

Тема 28. Попытки реформирования системы  управления экономикой СССР в 1950–1980-е  годы и их результаты

 

 

Исполнитель: студент I курса

 

 

 

Екатеринбург

2012


 

Введение

Реформирование  советского общества второй половины 50-х первой половины 60-х годов  вошедшее в историю как «оттепель», стало определяющим в развитии политической жизни страны вплоть до конца существования  Коммунистической партии и Советского союза.

Одной из центральных  тем, имеющих ключевое политическое значение в период оттепели, являлся  вопрос, о соотношении средств  производства для тяжелой индустрии  и средств производства для легкой промышленности. Акцент на тяжелую  индустрию делался за счет сознательного ущемления легкой промышленности, сельского хозяйства. Это и было одной из главных причин низкого уровня благосостояния населения, хронического отставания жизненных стандартов от западных образцов. Поэтому не случайно после смерти Сталина новые руководители страны Маленков и Хрущев процессы реформы начали с изменения подходов к развитию легкой промышленности и сельского хозяйства.

Новой существенной чертой в идеологической жизни стал акцент на борьбу с проявлениями преклонения перед Западом, а так же провозглашение курса на строительство коммунизма.

Историки и  экономисты расходятся в мнениях  о результатах восьмой пятилетки (1966-1970), проходившей в условиях экономической  реформы. Одни считают, что она была наиболее успешной из всех. Другие доказывают, что эффективность производства не повысилась.[8]

В 12-й пятилетке  была осуществлена попытка структурной  перестройки экономики, причём цель перестройки за годы пятилетки радикально менялась: сначала была провозглашена  технократически-ориентированная структурная политика (основная цель — ускорение НТП), затем — социально-ориентированная политика (цель — построение «социализма с человеческим лицом»).

 

Реформы 1980-х  годов не увенчались успехом из-за их неподготовленности, непоследовательности, отсутствия чёткой стратегии, несогласованности изменений в экономике и политике.

Главные цели в  контрольной работе:

- рассмотреть  причины необходимости реформирования  системы управления;

- изучить реформы  1950-х годов и их результаты;

- найти пути интенсификации социалистической экономики;

- изучить реформы  1965 г. в промышленности и в  сельском хозяйстве;

- рассмотреть  проблемы социально-экономического  развития страны во второй  половине 1980-х годов, а так же  экономические реформы, их итоги.

 

1. Причины  необходимости реформирования системы управления. Реформы 1950-х годов и их результаты.

Начавшиеся  после смерти Сталина реформы  были вынуждены и неизбежны. Их параметры и основные задачи фактически были определены еще при жизни «отца народов». Реформы не затрагивали основ власти и определялись прежде всего внешним вызовом: необходимостью выдержать экономическое и военное противостояние с Западом. К началу 50-х гг. в наиболее сложном положении оказалось сельское хозяйство страны. Российская деревня находилась практически на грани голода. Лишь после смерти Сталина в августе 1953 г. по инициативе Маленкова и Хрущева была предпринята первая попытка вывести сельское хозяйство из тяжелого кризиса.. В сентябре был намечен комплекс мер по расширению самостоятельности колхозов и совхозов и усилению их экономической заинтересованности в росте производства. Поворот к экономическим методам руководства был направлен на преодоление неэффективности колхозной системы, но не затрагивал ее сути. На практике экономические методы по-прежнему подменялись командно-административными, а меры по материальному стимулированию колхозников проводились параллельно с мероприятиями по свертыванию личного подсобного хозяйства. [6. C.87]

Через полгода после сентябрьского (1953 г.) Пленума, ориентировавшего страну на оказание помощи деревни, февральско-мартовский Пленум (1954 г.) определил курс на освоение целинных земель. К 1958 г. валовая продукция аграрного сектора выросла более чем на треть. Сельское хозяйство СССР впервые стало рентабельным. Освоение целины стало крупнейшим начинанием, реализованным Н. С. Хрущевым в аграрной сфере. Целина, безусловно, помогла на время снять остроту зерновой проблемы, спасла население страны от голода, но задержала перевод отечественного сельского хозяйства на интенсивный путь развития.

С середины 50-х  гг. началось новое укрупнение колхозов. В 1957–1966 гг. ежегодно ликвидировалось  около 10 тыс. уже укрупненных ранее  колхозов. В 1957 г. перед советским  сельским хозяйством была поставлена задача в кратчайшие сроки (по молоку – за год) догнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Не опирающаяся на реальные возможности, эта программа также потерпела полный провал.

В мае 1957 г. ликвидацией  отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из самых крупных реформ, осуществленных Н. С. Хрущевым. В народном хозяйстве нарастали диспропорции, безхозяйственность и расточительство. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось более 300 тыс. предприятий. Управлять ими в новых условиях из столичных министерских кабинетов становилось все труднее.

В соответствии с Законом о дальнейшем совершенствовании  организации управления промышленностью  и строительством общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Взамен было создано свыше ста советов народного хозяйства (совнархозы) административных экономических районов (в том числе 76 – в РСФСР), которые становились основной организационной формой управления. Реформа позволила упростить всю структуру управления промышленностью и строительством.

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958–1964 гг., стала реформа  системы народного образования. Она была призвана снять возникшее  противоречие между всеобщим стремлением  подрастающего поколения к высшему образованию и острой потребностью советской экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд непрестижным. В соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (принят в 1958 г.) средняя школа приобретала «политехнический профиль». Продолжительность обучения в средней школе была увеличена с 10 до 11 лет. Однако материальная база школы оказалась не подготовлена к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. К 1963 г. стало очевидно, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. [4. C.86]

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие  на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении и создании ракетно-ядерного щита был низкий уровень жизни, неразвитые потребности и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся. Между тем социальные проблемы продолжали углубляться. В результате снижения цен многие товары быстро исчезли с прилавков магазинов, более всего товарный голод ощущался в провинции. Массовое снижение цен без учета спроса населения усиливало социальное неравенство.

2. Поиски  путей интенсификации социалистической экономики. Реформы 1965 г. в промышленности и в сельском хозяйстве.

Экономическая реформа 1965 года в СССР — реформа  планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. В СССР известна как  Косыгинская реформа, на Западе как  реформа Либермана.

1). Неблагоприятные экономические результаты выполнения семилетнего плана (1959-1965 годы). Первоначально осуществлялось выполнение плана шестой пятилетки (1956-1960 годы), который затем исходя из идеологической установки форсированного перехода к коммунистической системе трансформировался в сверхамбициозную, основанную на нереальных плановых заданиях модель семилетнего плана. Достаточно отметить, что за семь лет предполагалось ускоренно сформировать материально-техническую базу мифической коммунистической хозяйственной системы. Реализация данной модели семилетки закономерно привела в первой половине 1960-х годов к ситуации аграрной и промышленной стагнации (например, среднегодовой темп прироста промышленной продукции в этот период сократился до 9% по сравнению с 15% прироста в 1950-е годы), что вызвало и идеологические последствия: советская плановая система проигрывала экономическое соревнование с промышленно развитыми странами с рыночной экономикой, у которых на рубеже 1950-1960-х годов наблюдается ситуация «экономического чуда» (ФРГ, Франция, Италия, Япония).

2). Вторая причина,  наличие которой, в отличие  от первой, вынуждено было признать  руководство страны, - необходимость  реорганизации советского хозяйственного  механизма, который не мог использовать  даже возможности экстенсивного развития экономики.

По инициативе Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина группа экономистов во главе с Е. Либерманом разрабатывала  стратегию проведения хозяйственной  реформы, причем активно изучался опыт нэповской экономической перестройки 1920-х годов, однако в структуре экономической реформы 1965 года отсутствовали многие элементы модели «рыночного социализма», которые существовали в нэповской системе: смешанная экономика, частный сектор, элементы системы рынков и рыночной инфраструктуры, золотой червонец и другие. [1. C.65]

В структуре  данной хозяйственной реформы можно  выделить следующие основные принципы:

а) административная управленческая централизация: упразднение  совнархозов и возврат к отраслевой системе управления через восстановление промышленных отраслевых министерств  и государственных комитетов (вместо оптимального сочетания отраслевых и региональных принципов управления);

б) перевод промышленных предприятий на систему хозяйственного расчета;

в) изменение  системы централизованного государственного планирования и экономического стимулирования деятельности промышленных предприятий, чтобы последние смогли реализовать свои хозрасчетные права.

 

3. Проблемы  социально-экономического развития  страны во второй половине 1980-х  годов. Экономические реформы,  их итоги.

В середине 80-х  годов руководство СССР пришло к  выводу о необходимости покончить  с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Началась радикальная  перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел  от политической системы. Ее надо было преобразовать таким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономического переворота. 

  Во второй половине 80-х годов в хозяйственной жизни страны произошли значительные изменения. Прежде всего, была отменена монополия внешней торговли. С 1 января 1987 г. право непосредственно проводить экспортно-импортные операции было дано 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Через год были ликвидированы Министерство внешней торговли и ГКЭС (Государственный комитет по экономическим связям) СССР и учреждено Министерство внешнеэкономических связей СССР.

Следующим шагом, через "Закон о государственном  предприятии (объединении)" (1987 г.), было разрешено превращение безналичных  денег в наличные. Это был первый шаг к приватизации банковской системы  СССР. В большой мере эта работа была поручена комсомольским деятелям. Созданные тогда "центры научно-технического творчества молодежи" (ЦНТТМ), курируемые ЦК ВЛКСМ, получили эксклюзивное право на обналичивание безналичных денег.

При плановой системе  поддерживалось такое распределение прибыли предприятий (для примера взят 1985 г.): 56% вносится в бюджет государства, 40% оставляется предприятию, в том числе 16% идет в фонды экономического стимулирования (премии, надбавки и т.д.).

Произошел скачкообразный рост личных доходов вне всякой связи с производством. Ежегодный прирост денежных доходов населения в СССР составлял в 1981-1987 гг. в среднем 15,7 млрд. руб., а в 1988-1990 гг. составил 66,7 млрд. руб. В 1991 г. лишь за первое полугодие денежные доходы населения выросли на 95 млрд. руб. (при этом зарплата в производстве выросла всего на 36%). Средства перекачивались из накопления (инвестиций) в потребление - "проедалось" будущее развитие и будущие рабочие места.

Информация о работе Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты