Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа
Реформы 1980-х годов не увенчались успехом из-за их неподготовленности, непоследовательности, отсутствия чёткой стратегии, несогласованности изменений в экономике и политике. Главные цели в контрольной работе:
- рассмотреть причины необходимости реформирования системы управления;
- изучить реформы 1950-х годов и их результаты;
- найти пути интенсификации социалистической экономики;
- рассмотреть проблемы социально-экономического развития страны во второй половине 1980-х годов, а так же экономические реформы, их итоги.
Такой рост доходов при одновременном сокращении товарных запасов в торговле привел к краху потребительского рынка ("товары сдуло с полок"). Были введены талоны на получение основных продуктов питания, резко увеличился импорт.
Оттянуть развязку правительство пыталось за счет дальнейшего разрушения финансовой системы - дефицита госбюджета, внутреннего долга и продажи валютных запасов. Дефицит госбюджета СССР составлял в 1985 г. 13,9 млрд. руб.; в 1990 - 41,4; а лишь за 9 месяцев 1991 - 89 (за июнь 1991 г. он подскочил на 30 млрд.).
Росту дефицита способствовала и начатая в мае 1985 г. "антиалкогольная кампания". Сокращение продажи водки и бюджетных поступлений от нее было полностью компенсировано ее изготовлением в "теневой экономике" (140-150 декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным финансам это привело к становлению мощной организованной преступности нового поколения, активно вошедшей в политику.
К середине 80-х годов в СССР сложился крепкий сектор "теневой экономики", набрала силу и организованная преступность. Она практически ликвидировала государственную торговлю спиртным, "приватизировала" ее и изъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб. в 1990 г.
К этому же периоду относится и ликвидация плановой системы хозяйства. Будучи управляющим почти всего хозяйства страны (единого концерна), советское государство через план поддерживало баланс между производством, потреблением и накоплением. Распределение ресурсов между отраслями и предприятиями регулировалось планом и ценами. В 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок стала создаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж.
Первоначальная концепция реформы политической системы, предложенная М. Горбачевым от имени ЦК КПСС XIX партконференции, официально провозгласила целью укрепление народовластия и проводилась под лозунгами — “Больше социализма!”, “Вся власть Советам!”. В 1989 г. в стране происходит смена формы правления. Будучи до декабря 1989 г. противником президентской системы правления в СССР, Горбачев после встречи с американским президентом Д. Бушем на Мальте стал ее горячим сторонником. В начале 1990 г. М. Горбачев выдвинул новую концепцию перестройки политической системы, целью которой отныне стало не укрепление народовластия, а правовое государство. [10]
Заключение
1953-57 годы характеризуются
эволюцией системы власти в
СССР это связано с
В первой половине 60-х годов Хрущевым предпринимались попытки поднять роль и значение системы Советов в общей структуре власти (регламентация деятельности сессий, исполкомов, постоянных комиссий). Они были наделены реальными полномочиями для влияния на хозяйственную и культурную жизнь.
Стратегической задачей становится привлечение широких масс трудящихся к управлению, внедрением в жизнь модели «общенародного государства», которое в последствии привела к усилению идеологического диктата властей во всех сферах жизни. В этом заключалось своеобразие хрущевской эпохи.
Реформа 1965 г. пыталась сочетать административную иерархию управления с экономической заинтересованностью отдельного коллектива. Противоречивость реформы заключалась в том, в ее основе сохранялась коренная черта прежней системы управления – главным критерием в оценке предприятия оставался не объективный уровень экономической эффективности, а процент выполнения обязательных плановых заданий. Таким образом, все более проявлялся тупиковый характер советской планово-распределительной экономики, сформированной еще в 30-е гг. и лишенной реальных стимулов к саморазвитию и самообновлению. Предприятия и министерства не были заинтересованы в быстрейшем использовании научно-технических достижений, структурных изменениях.[9]
Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем — в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.
Переворот, слом
партийно-государственных
Список использованной литературы