Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Реформы 1980-х годов не увенчались успехом из-за их неподготовленности, непоследовательности, отсутствия чёткой стратегии, несогласованности изменений в экономике и политике. Главные цели в контрольной работе:
- рассмотреть причины необходимости реформирования системы управления;
- изучить реформы 1950-х годов и их результаты;
- найти пути интенсификации социалистической экономики;
- рассмотреть проблемы социально-экономического развития страны во второй половине 1980-х годов, а так же экономические реформы, их итоги.

Файлы: 1 файл

Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Такой рост доходов  при одновременном сокращении товарных запасов в торговле привел к краху потребительского рынка ("товары сдуло с полок"). Были введены талоны на получение основных продуктов питания, резко увеличился импорт.

Оттянуть развязку правительство пыталось за счет дальнейшего  разрушения финансовой системы - дефицита госбюджета, внутреннего долга и продажи валютных запасов. Дефицит госбюджета СССР составлял в 1985 г. 13,9 млрд. руб.; в 1990 - 41,4; а лишь за 9 месяцев 1991 - 89 (за июнь 1991 г. он подскочил на 30 млрд.).

Росту дефицита способствовала и начатая в мае 1985 г. "антиалкогольная кампания". Сокращение продажи водки и бюджетных поступлений от нее было полностью компенсировано ее изготовлением в "теневой экономике" (140-150 декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным финансам это привело к становлению мощной организованной преступности нового поколения, активно вошедшей в политику.

К середине 80-х  годов в СССР сложился крепкий  сектор "теневой экономики", набрала  силу и организованная преступность. Она практически ликвидировала государственную торговлю спиртным, "приватизировала" ее и изъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб. в 1990 г.

К этому же периоду  относится и ликвидация плановой системы хозяйства. Будучи управляющим  почти всего хозяйства страны (единого концерна), советское государство через план поддерживало баланс между производством, потреблением и накоплением. Распределение ресурсов между отраслями и предприятиями регулировалось планом и ценами. В 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок стала создаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж.

Первоначальная  концепция реформы политической системы, предложенная М. Горбачевым от имени ЦК КПСС XIX партконференции, официально провозгласила целью укрепление народовластия и проводилась под лозунгами — “Больше социализма!”, “Вся власть Советам!”. В 1989 г. в стране происходит смена формы правления. Будучи до декабря 1989 г. противником президентской системы правления в СССР, Горбачев после встречи с американским президентом Д. Бушем на Мальте стал ее горячим сторонником. В начале 1990 г. М. Горбачев выдвинул новую концепцию перестройки политической системы, целью которой отныне стало не укрепление народовластия, а правовое государство. [10]

 

Заключение

1953-57 годы характеризуются  эволюцией системы власти в  СССР это связано с возрастанием  роли КПСС во властной конструкции  советского общества. Свержение Берии отбросило силовую модель общественного устройства, очистив ее от сталинского культа. Это не устраивало и потому сплотило всех членов президиума ЦК. Победа была за Хрущевым.

В первой половине 60-х годов Хрущевым предпринимались  попытки поднять роль и значение системы Советов в общей структуре власти (регламентация деятельности сессий, исполкомов, постоянных комиссий). Они были наделены реальными полномочиями для влияния на хозяйственную и культурную жизнь.

Стратегической  задачей становится привлечение широких масс трудящихся к управлению, внедрением в жизнь модели «общенародного государства», которое в последствии привела к усилению идеологического диктата властей во всех сферах жизни. В этом заключалось своеобразие хрущевской эпохи.

Реформа 1965 г. пыталась сочетать административную иерархию управления с экономической заинтересованностью отдельного коллектива.  Противоречивость реформы заключалась в том, в ее основе сохранялась коренная черта прежней системы управления – главным критерием в оценке  предприятия оставался не  объективный  уровень экономической  эффективности, а процент выполнения  обязательных плановых заданий. Таким образом, все более проявлялся тупиковый характер советской планово-распределительной экономики, сформированной еще в 30-е гг. и лишенной реальных стимулов к саморазвитию и самообновлению. Предприятия и министерства не были заинтересованы в быстрейшем использовании научно-технических достижений, структурных изменениях.[9]

Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем — в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.

Переворот, слом партийно-государственных структур СССР могли произойти только в  условиях нарастающих экономических  трудностей, которые во многом определялись непроизводительными расходами. После прихода Горбачева к власти был осуществлен целый ряд мер, направленных (на словах) на улучшение экономического состояния страны. Однако поставленные цели достигнуты не были. Перестройка политической и экономической систем СССР закончилась разрушением и системы, и СССР.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абалкин Л. Неиспользованный шанс. – М.: Политиздат, 1991;
  2. Боффа Дж. История Советского Союза. - М: Международные отношения, 1994;
  3. Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. – М.: Правда, 1991.
  4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. - М: Норма – Инфра, 1999;
  5. История России. 1939–2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001;
  6. Новейшая отечественная история. XX век: В 2 кн.: Учебник / Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. М., 2004;
  7. Отечественная история: учебно-методический комплекс / Сост. И.В.Борзихина, М.А.Вельбой, Н.Д. Запецкая; Под ред. А.В.Трофимова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003;
  8. http://www.e-reading.org.ua

 

  1. http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-istoriya-ekonomiki/hozyaystvennaya-reforma-1965-goda-neobhodimost.html

 

  1. http://newsruss.ru/doc/index.php/Реформы_в_СССР_в_1980-х_годах

 

 


Информация о работе Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты