Попытки реформирования советского общества во второй половине 80-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

1. Поиски путей перестройки советского общества.
2. Изменения в расстановке политических сил в СССР во второй половине
80-х годов.
3. Итоги и причины неудачи реформ М. С. Горбачева.

Файлы: 1 файл

История.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА № 20

Попытки реформирования советского  общества 

во  второй  половине 80-х годов.

План

1. Поиски путей перестройки советского общества.

2. Изменения в расстановке политических сил в  СССР во второй  половине

80-х годов.

3. Итоги и причины неудачи реформ М. С. Горбачева.

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Поиски путей перестройки  советского общества

2. Изменения в расстановке  политических сил в СССР во  второй половине 80-х годов

3. Итоги и причины  неудачи реформ М.С. Горбачева

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Перестройка — политические и экономические реформы, осуществлявшиеся в СССР в 1986 - 1991 годах. Слово приобрело самостоятельное политическое значение сразу же после апрельского (1985) Пленума Центрального Комитета КПСС, на котором с речью, о «перестройке» выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (р. 1931). Впоследствии это выражение стало ассоциироваться с его именем, политикой и ее результатами.

Политика перестройки, начатая  частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом, что свидетельствует о значимости выбранной темы исследования.

Цель данной работы – охарактеризовать процесс реформ советского общества во второй половине 80-х годов.

Задачи исследования:

- описать поиски путей перестройки  советского общества;

- проследить за изменениями  в расстановке политических сил в СССР во второй половине 80-х годов;

- выявить итоги и причины  неудачи реформ М.С. Горбачева.

 

1. Поиски путей перестройки  советского общества

 

К середине 80-х годов  все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, усилился. Этому способствовало и резкое падение цен на нефть (с $30,35 за баррель в октябре 1985 г. до $10,43 в марте 1986 г.) [3; с. 24]. Резкое уменьшение выручки от экспорта нефти привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985-1986 гг. на 30%. Усилилось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. ... Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее... Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития» [4; с. 41].

На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачеву, страна находилась в предкризисном состоянии. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы - 1 млн. т, картофеля - 1 млн. т, свеклы - 1,5 млн. т. На апрельском пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»).

Принятая в 1986 г. программа "Интенсификация-90" предусматривала опережающее развитие в 1,7 раза по сравнению с другими  отраслями машиностроения и в  определенной степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный  период перестройки было принято  несколько недостаточно продуманных  решений. В мае 1985 г. было издано постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма". Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качеству. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликероводочных продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Несмотря на определенные достижения, экономический эффект этой реформы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. «После известного постановления о борьбе с пьянством за 4 года из товарооборота выбыло 63 миллиарда рублей» (К. З. Терех) [5; с. 57].

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд  КПСС, на котором был принят целый  ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую  инвестиционную и структурную политику. Помимо "Интенсификации-90" предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как "Жилище-2000" и др.

Не слишком результативными  были такие меры, направленные на повышение  качества продукции, как закон о госприемке, принятый в мае 1986 г.

19 ноября 1986 г. был принят Закон  СССР "Об индивидуальной трудовой  деятельности" 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление "О создании кооперативов по производству товаров народного потребления". 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР "О кооперации в СССР", разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, в том числе торговлей.

13 января 1987 г. Совета министров  СССР принял постановление №48, разрешившее создание совместных  предприятия с участием советских  организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

11 июня 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 665 "О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование". 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)", перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних [1; с. 29]. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объема товаров.

Вместе с тем наметившаяся децентрализация  производства дала определенные положительные  результаты. В 1986 г. показатели советской  экономики несколько возросли, в  том числе в сельском хозяйстве на 5%.

В значительной степени  это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением  бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти  был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании. Так как бюджетный дефицит финансировался за счет денежной эмиссии, то его рост приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков исчезало самое необходимое, из магазинов исчезали даже мыло, сахар и табачные изделия. Повсюду вводились талоны и карточки покупателя. Было очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.

Еще более радикальные  реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции в 1988 г. В 1989 г. было сформировано новое правительство во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, т. е. почти на 40%.

В июне 1990 г. Верховный совет СССР принял постановление "О концепции перехода к рыночной экономике", а в октябре 1990 г. "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

В декабре 1990 г., правительство  Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с премьер-министром В. С. Павловым. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен cо 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к [обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца с целью сокращения денежной массы (обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями). Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался  в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м  дефиците бюджета, в громадном внешнем  долге в 103,9 млрд. долларов.

2. Изменения в расстановке политических сил в СССР во второй половине 80-х годов

 

В "перестройке" можно  выделить два крупных этапа:1) 1985-1988 гг. и 2) 1989-1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти - Советов - в 1985-1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР. С 1985 по 1988 г. председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М.С. Горбачев, первым заместителем - А.И. Лукьянов.

На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней, выбранным на безальтернативной основе. Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик - советам Министров). Модно стало говорить о борьбе с бюрократизмом, о демократизации и гласности. Реальные изменения в структуре власти начались после 1988 г. 1 декабря 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон "Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основному Закону) СССР", основным содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов.

С 1989 г. изменилась сама структура  выборов в органы власти. Прежде всего был отменен обязательный "нерушимый блок коммунистов и беспартийных" при одном кандидате на одно депутатское место. Выборы стали альтернативными и состязательными. Но естественно, они показали неподготовленность народа и http://russia.rin.ru/guides/7133.htmlстраны к изменению принципов выборов.

В результате выборов на Первом съезде народных депутатов СССР образовалось два основных блока, которые сохранились практически без изменений на последующих съездах: блок коммунистов и блок демократов. Стабильное большинство на съездах народных депутатов СССР имел блок коммунистов и поддерживавших его депутатов.

На Первом съезде народных депутатов (май - июнь 1989 г.) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А. И. Лукьянов. Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР, программу предстоящей деятельности правительства. Второй съезд народных депутатов СССР состоялся 12-24 декабря 1989 г. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, сформирован Совет министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов.

Согласно регламенту, утвержденному на Первом съезде народных депутатов, Верховный Совет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередные сессии продолжительностью 3-4 месяца. Первая сессия Верховного Совета созыва 1989 г. состоялась 7 июня - 4 августа 1989 г. Затем Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением коротких каникул. В среднем продолжительность работы Верховного Совета составляла 8-9 месяцев в году. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС СССР и постоянные комиссии палат и комитетов [4; с. 49].

Наиболее значимой в  ходе работы съездов народных депутатов  СССР являлась деятельность "Межрегиональной депутатской группы", объединившей реформаторское крыло КПСС и либеральную интеллигенцию. Деятельность народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР прекратилась фактически в конце августа - начале сентября 1991 г. Под давлением http://russia.rin.ru/guides/6960.htmlобщественного мнения как в центре, так и в республиках депутаты заявили о самороспуске и ликвидации Верховного Совета СССР в том составе, в каком он был избран в 1989 г. Иная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, в местных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем.

На Первом съезде народных депутатов РСФСР (май - июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б.Н. Ельцин, его первым заместителем - Р.И. Хасбулатов, председателем Совета министров назначен И.С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов.

В мае 1990 г. были проведены  выборы в автономных республиках  и в местные Советы всех уровней. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом - осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, http://russia.rin.ru/guides/6292.htmlСеверная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.

Информация о работе Попытки реформирования советского общества во второй половине 80-х годов