Последствия великих реформ в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:12, реферат

Описание работы

К сeредине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж на международной арене. Поэтому потребности времени требовали модернизации всех сфер общественной жизни. Острейшей социально-политической проблемой оставался аграрно-крестьянский вопрос. Россия была единственным государством среди развитых стран, где сохранилось крепостное право, тормозя её социально-экономическое развитие.
Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право низводит Россию в разряд отсталых государств, позорит её.

Содержание работы

Введение
Предпосылки проведения реформ.
Крестьянская реформа1861 г.
Ответ крестьян на реформу.
Буржуазные реформы 1863-1874гг.
Судебная реформа.
Реформы в области местного самоуправления.
Финансовая реформа.
Военная реформа.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Шихалиев ттп 121 Последствия великих реформ в 19 веке.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное

общеобразовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ  ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ  И  ИСКУССТВ

Кафедра истории России

Дисциплина: Отечественная  история

 

 

Реферат

Тема: Последствия  великих реформ в 19 веке.

 

 

    Выполнил студент 1курса

    ТТПБ-121 Шихалиев И.Ш

    Проверил:  к.и.н., доцент

              Скляр Л.Н. 

 

                                           

                                         

 

 

Ставрополь, 2013 г.

                                                План 

          Введение 

  1. Предпосылки проведения реформ.
  2. Крестьянская реформа1861 г.
  3. Ответ крестьян на реформу.
  4. Буржуазные реформы 1863-1874гг.
  5. Судебная реформа.
  6. Реформы в области местного самоуправления.
  7. Финансовая реформа.
  8. Военная реформа.
  9. Заключение.
  10. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

                                               Введение

К сeредине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж на международной арене. Поэтому потребности времени требовали модернизации всех сфер общественной жизни. Острейшей социально-политической проблемой оставался аграрно-крестьянский вопрос. Россия была единственным государством среди развитых стран, где сохранилось крепостное право, тормозя её социально-экономическое развитие. 
Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право низводит Россию в разряд отсталых государств, позорит её.  Вопрос об освобождении крестьян становится главной проблемой общественности. К середине XIX  предпосылки уничтожения крепостнической системы созрели окончательно. Правительство понимало, что крепостное состояние крестьян – это «пороховой погреб под государством». Вступивший  на престол в 1885 г. Александр II впервые поставил вопрос о необходимости освобождения крестьян перед представителями московского дворянства. С 1857 г. началась разработка проекта крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. 
Манифест во 1-х, предоставил крестьянам личную свободу, они становились юридическими лицами. Они освобождались от личной опеки помещика. Во 2-х, крестьяне наделялись землёй , размеры зависели от плодородности почвы. Получая землю, крестьянин в 3-х, был обязан оплатить её стоимость в течение 49 лет.

                             

 

 

 

 

                          Предпосылки проведения реформ.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей  социально-политической проблемой  в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

В конце 18 –  середине 19 века даже правительство  и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения  крестьянского вопроса. Однако попытки  правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный  пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели  окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно  крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной  рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению  покупательной способности населения  и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась  и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

 

Таким образом, отмена крепостного  права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными  предпосылками. Эти предпосылки  также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном  деле.

                             

                                    Крестьянская реформа 1861 г.

На большей части территории Российской Империи крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске.

Первые шаги к ограничению и  последующей отмене крепостного  права были сделаны Павлом I и  Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием  Манифеста о трёхдневной барщине, об ограничении подневольного труда  и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян. В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация.

Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить  не станет

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта прoграмма была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

  • получение крестьянами личной свободы
  • обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
  • утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В фeврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. После смерти Ростовцева место председателя Редакционных комиссий занял консерватор и крепостник В. Н. Панин. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был oобнародован в Москве 5 марта  1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

                                 Ответ крестьян на реформу

Обнародование "Положений" 19 февраля 1861 г., содержание которых  обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрыв крестьянского  протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. Более половины их было подавлено  военной силой. 
 
Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной "воли". Продолжая уповать на "доброго" царя, крестьяне никак не могли поверить в то, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают исполнять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их

 

значительной части прежних наделов, а предоставленные им объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародованные "Положения" поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, "царскую волю", другие же пытались отыскать эту "волю" в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о "воле". 
Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная масса помещичьих крестьян находилась на барщине и аграрный вопрос был наиболее острым. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Требования крестьян сводились к ликвидации феодальных повинностей и помещичьего землевладения ("на барщину не пойдем и оброков платить не будем", "земля вся наша"). Восстания в Бездне и Кандеевка закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в с. Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян. 
Весна 1861 г. - высшая точка крестьянского движения в начале проведения реформы. Недаром министр внутренних дел П.А. Валуев (сменивший на этом посту С.С. Ланского) в своем отчете царю назвал эти весенние месяцы "самым критическим моментом дела". К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил, путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянского протеста. Достаточно сказать, что на подавление крестьянских волнений было брошено 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов.

Крестьянское движение 1861-1862 гг., несмотря на его размах и массовость, выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством. В 1863 г. произошло 509 волнений, причем в  большинстве в западных губерниях. С 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль. В 1864 г. произошло 156 волнений, в 1865 г. - 135, в 1866 г. - 91, в 1867 г.-68, в 1868 г.- 60, в 1869 г. - 65 и в 1870 г. - 56. Изменился и их характер. Если сразу после обнародования "Положений" 19 февраля 1861 г. крестьяне с немалым единодушием заявили свой протест против освобождения "по-дворянски", то теперь они больше сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.

                           Буржуазные реформы 1863-1874 гг.

После вступления на престол  Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был  создан "негласный комитет" (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати —  Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. начались некоторые  изменения в системе организации  власти. Взамен петровских коллегий были введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная  коллегия), военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного  просвещения и др. Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы  страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению императора Александра I разработал фактически план буржуазных преобразований в стране.

 

В своем проекте в 1802 г. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип  разделения властей. Проекты М.М. Сперанского  предвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказали громадное влияние  на развитие общественной мысли в  России. М.М. Сперанский предлагал некоторое  ограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. На местах должны были создаваться  окружные и губернские думы. Верхней  палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный  совет.

Предложения Сперанского  вступали в резкое противоречие с  интересами дворянской аристократии. Поэтому единственное предложение  Сперанского, которое было принято  Александром I, — это создание Государственного совета.

Государственный совет был  учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имел законосовещательные  функции, т.е. законы, издаваемые императором, должны были обсуждаться в Государственном  совете. Однако это положение часто  нарушалось: царь утверждал законопроекты, минуя Государственный совет. При  Александре I права Сената были значительно  урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких  вопросов государственного управления не решал. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением в 1802 г. Министерства юстиции стал занимать министр юстиции.

Информация о работе Последствия великих реформ в 19 веке