Последствия великих реформ в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:12, реферат

Описание работы

К сeредине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж на международной арене. Поэтому потребности времени требовали модернизации всех сфер общественной жизни. Острейшей социально-политической проблемой оставался аграрно-крестьянский вопрос. Россия была единственным государством среди развитых стран, где сохранилось крепостное право, тормозя её социально-экономическое развитие.
Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право низводит Россию в разряд отсталых государств, позорит её.

Содержание работы

Введение
Предпосылки проведения реформ.
Крестьянская реформа1861 г.
Ответ крестьян на реформу.
Буржуазные реформы 1863-1874гг.
Судебная реформа.
Реформы в области местного самоуправления.
Финансовая реформа.
Военная реформа.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Шихалиев ттп 121 Последствия великих реформ в 19 веке.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались императором.

Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не изменили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне с  Наполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции, переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия встала перед необходимостью преобразований.

В 1815 г. была дарована Конституция  Царству Польскому. Выступая в Варшаве  на открытии первого польского сейма, император Александр 1 Первый заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н.Н. Новосильцева, крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателя Государственного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работа над проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название "Уставная грамота Российской империи".

Это был проект конституции  самодержавного государства. Так, статья 12 подтверждала: "Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и  военных". В то же время провозглашалось  создание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрение которого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон.

Проект конституции был  подготовлен и призван возвестить о даровании гражданам России конституционных прав, однако он так  никогда и не был обнародован. Это связано с сопротивлением большей части дворянства, которое  выступало против реформ.

Вместо реформ продолжалось укрепление крепостничества и самодержавия. После подавления восстания декабристов  в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укрепление абсолютизма. Были проведены реформы в области  цензуры, создано III отделение Собственной  его Величества канцелярии политического  сыска.

В период правления Николая I усилилась бюрократизация всех сторон государственной жизни страны, государственный  аппарат приобрел огромные размеры  и влияние, усилилась милитаризация  всей жизни страны, ослабло значение Государственного совета и Сената.

О реформах по подготовке конституционных  проектов было забыто на долгие годы.

Поражение в Крымской войне  и смерть в 1855 г. императора Николая I обнаружили кризис системы самодержавно-крепостнической  власти, вызвали общественный подъем, породили надежды передовой части  российского общества на ослабление реакции в стране.

Были сняты запреты, введенные  в университетах, разрешена свободная  выдача заграничных паспортов (количество выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось в 4 раза), проведено сокращение армии и т.д. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. В результате 9 тыс. человек освобождались от административно-полицейского надзора.

19 февраля 1861 г. было  отменено крепостное право, что  повлекло за собой целый ряд  перемен в управлении страной.  Прежде всего это коснулось местного управления. Основные положения земской реформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принимал участие М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 января 1864 г. Александром II были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5 %. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство — 38 %.

В уездах и губерниях создавались  выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание дорог, почты, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских школ.

Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах  России вводились новые органы самоуправления — городские думы, которые избирали из своей среды городского голову, и исполнительный орган — городскую  управу. Избирать в думу и быть в  нее избранными могли обладатели определенного имущественного ценза. Деятельность думы ограничивалась вопросами  здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.

                                        

 

                                      Судебная реформа.

Новые судебные уставы утвердили  бессословность и относительную  независимость судов, ввели гласность  судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость  судей и судебных следователей. Наивысшим  достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Суд присяжных  выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а  меру наказания определяли судья  и два члена суда. Кроме того, судебные уставы вводили институт присяжных  поверенных — адвокатуру, а также  институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее

юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а  мировые судьи — Сенатом. После  этого они по закону не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения  их к суду по обвинению в уголовном  преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил  только суд. Таким образом, закон  вводил важный принцип несменяемости  судей. Реформа частично отменяла телесные наказания. В то же время она сохранила  немало черт сословности. Высшие царские  сановники — члены Государственного совета, сенаторы, министры — судились особым Верховным уголовным судом. В связи с ростом революционного движения с 1878 г. значительная часть  политических дел передавалась военным  судам.

                    Реформы в области местного  самоуправления.

Формирование гражданского общества и развитие общественной самодеятельности требовало создания системы местного самоуправления, в котором были бы представлены разные слои населения  той или иной территории, знавшие  её хозяйственны и культурные нужды  лучше, чем царские чиновники. Такие  органы были образованы в виде земского (1864) и городского (1870) самоуправления. Принципы их формирования, структура и компетенция, взаимоотношения с администрацией однотипны. Деятельность самоуправления ограничивалась вопросами здравоохранения, образования, развитием местных путей сообщения, промышленности и торговли, городским благоустройством и т.п. и находилась под контролем губернского начальства и министерства внутренних дел. Земские собрания (распорядительные органы) избирались на местах по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской. Последняя формировалась по сословному принципу, в ней отсутствовал, в отличие от двух первых, имущественный ценз. Земскими собраниями избирались управы – исполнительные органы. Земства возникли лишь в 34 губерниях Европейской России, они отсутствовали в национальных районах страны и губерниях с явным преобладанием крестьянского населения. Городское самоуправление было представлено городскими думами (распорядительные органы) и управами во главе с городскими головами, исполнявшими их решения. Состав гласных (депутатов) избирался раз в четыре года на основе имущественного ценза. От выборов оказались отстранены наёмные рабочие, а также представители образованной и состоятельной интеллигенции, которые, не будучи домовладельцами, снимали в городах квартиры. Избиратели разделялись на три численно неравные группы, каждая из которых вносила в городскую казну 1/3 местных налогов и избирала соответственно 1/3 гласных, что ограничило влияние на выборах мелких предпринимателей и домовладельцев.

                                     Финансовая реформа.

Осуществление реформы 1861 г. На основе выкупной операции требовало  огромных кредитов. В кредитах остро  нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал  хронический дефицит. В 1861 г. Он составил огромную сумму 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительных казначейских билетов и т.п., что приводило колебаниям курса рубля .

Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне  правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок  погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в  руки и установления 49-летнего срока  погашения. Подобные меры приводили  к росту внутреннего долга  и вызывали

недовольство  дворян – помещиков. Перед правительством остро встала задача преобразований  в системе финансов.

Через год после провозглашения крестьянской реформы, правительство  приступило к реформе финансов. Был утвержден  новый порядок расходования средств: сметы отдельных ведомств должны были проводиться через Министерство финансов и Государственный совет. Одновременно объявлялось о ежегодной публикации росписи государственных доходов и расходов. В 1864 г. Был преобразован государственный контроль: он не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности выделения и расходования бюджетных ассигнований. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность местных учреждений по первичным документам, а не по сводным отчетам. В 1868г. Начали публиковаться годичные отчеты государственного контролера об

исполнении бюджета. Уже в 1860 г. В ходе подготовки крестьянской реформы был создан Государственный банк, фонды которого формировались в основном на казенных вкладах. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались в акционерных банках, активное создание которых наблюдалось в 60-х – начале 70- х годов. В 1875-1880-х годах большинство акционерных банков лопнуло. В 1862 была сделана попытка провести денежную реформу на основе свободного

обмена кредитных билетов  на золото и серебро по твердому курсу. Обеспечить проведение реформы должен был полученный правительством крупный иностранный заем. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов. Рост инфляции продолжался. При Екатерине II частные лица “откупали» право продажи вина в определенном

округе за некоторую сумму. Под напором крестьянских выступлений 1859 года за отмену винных откупов («трезвенные бунты») появляется новый порядок, согласно которому вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось налогом в пользу государства. Таким же налогом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Одним их главных же средств  поднять  экономическую  мощь страны считалась постройка  сети  железных  дорог, связывающих центральные области европейской части России. В  связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился  ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во  главе  которых стоял Государственный банк (1860 год). Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлургические

предприятия на Украине и  нефтедобывающие в Баку.

 

                                       Военная реформа.

 

Военное управление подверглось  также преобразованиям. Уже в  начале

царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». По новому  закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и  по  жребию  берет  из призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных  войсках 15  лет: 6

лет в строю и 9 лет в  запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года

в запасе. Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию  - до  полутора  лет, а имевших  высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом  реформы стало создание небольшой  армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы  усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения»  устроено первоначально девять военных  округов, а затем (6 августа1865 г.) еще  четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному  высочайшему усмотрению, главный  начальник, носящий название

командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается  еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность  русской армии составляла (на 130 миллионов

населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов  – 1

миллион 100 тысяч. Затем эти  цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал  сохранялся. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу. Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно

Информация о работе Последствия великих реформ в 19 веке