Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:12, реферат
Повесть временных лет - древнерусская летопись, созданная в 1110-х гг. Самый ранний дошедший до нашего времени список «Повести временных лет» относится к XIV в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 г. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. XV в.).
«Повесть временных лет» – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде.
В последние годы жизни Татищев был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий, астраханским губернатором. В 1745 г. из-за выявленных ревизией финансовых нарушений по прежней работе он был отстранен от должности губернатора и сослан в свое имение – сельцо Болдино Дмитровского уезда Московской губернии, где находился под домашним арестом до самой смерти.
Болдинский период жизни Татищева – самый плодотворный в научном отношении. Здесь ему удалось закончить первый русский энциклопедический словарь «Российский исторический, географический и политический лексикон», в значительной степени завершить «Историю Российскую», трудиться над которой он начал, когда возглавлял Монетную контору. (Опубликован труд Татищева был только в 1760–1780-ые годы по рукописи Г.Ф.Миллера).
Авторская концепция, изложенная в «Истории Российской», построена на анализе деятельности конкретных исторических личностей, что было традиционно как для российской, так и европейской исторической науки XVIII в. Говоря об основных этапах развития истории, Татищев сравнивал ее с человеческой жизнью, выделяя три этапа:
В трудах Татищева утверждается «прямолинейный», поступательный ход истории, когда общественный прогресс зависит прежде всего от развития научных знаний и представлений. Татищев выделяет причинно-следственные связи исторического процесса как взаимосвязь систем: история человечества, история народа-государства, история поступков отдельного человека.
Работая над «Историей Российской», Татищев открыл для науки такие документальные памятники, как «Русская Правда», «Судебник» Ивана Грозного, «Книга Большого Чертежа», собрал богатейшие летописные материалы. Труд Татищева по форме напоминал летопись, в которой в хронологической последовательности излагались события истории России с древнейших времен до 1577 г. Центральное место в изложении отводилось самодержавию. Периоды экономического процветания и могущества России, утверждал автор, всегда совпадали с «единовластительством». Переход власти к боярской аристократии, феодальные усобицы в удельный период привели к подчинению Руси монголам, а ограничение царской власти в начале XVII в. (Смутное время)– к разорению государства и отторжению значительных территорий шведами и поляками. Основной вывод Татищева: «…Всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гинет».
Умер Татищев в Болдино 15 июля 1750.
Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
Родился 8 (19) ноября 1711 г в д.Денисовка (ныне с.Ломоносово) близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого. В декабре 1730 г. ушел с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты.
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 г. был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 г. – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев.
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 г. он создал химическую лабораторию , в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 г.. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741–1761 гг. в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.
В 1742 г. Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 г. по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 г. ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.
Для Ломоносова занятие историей было делом , связанным с выработкой национального самосознания российского народа. Сторонник просвещенного абсолютизма, он последовательно обосновывал руководящую роль абсолютной монархии в жизни страны. Ломоносов выступил как один из первых и последовательных критиков норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Он доказывал, что название «россияне» происходит от «роксалан» -славян и что роксаланы вместе с готами перешли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название варяги. Антинорманистская концепция истории Древне Руси нашла отражение в главном историческом труде Ломоносова «Древняя Российская история от начала российского народадо кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года».
Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения .
Характеристику личности Ломоносова дал А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Умер Ломоносов в Петербурге 4 (15) апреля 1765 г.
Карамзин Николаевич Михайлович
Карамзин Николаевич Михайлович (1766–1826), русский писатель и историк.
Родился 1 (12) декабря 1766 г. в деревне Михайловка Симбирской губернии. Сын отставного армейского офицера, он воспитывался в частном учебном заведении- пансионе Шардена при Московском университете и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. В 1784 г. или 1785 г. поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком издателя Н.И.Новикова. Четыре года спустя Карамзин отправился в долгое путешествие по Европе, где стал свидетелем «ужасов якобинской диктатуры» времен Французской революции. Свои европейские впечатления Карамзин описал в «Письмах русского путешественника».
По возвращении в Россию Карамзин основал «Московский журнал» (1791–1792), литературно-художественное периодическое издание, где публиковал сочинения современных западноевропейских и российских авторов. Повесть «Бедная Лиза» (1792) принесла ему широкое признание. В 1790-х годах он был главой российского сентиментализма, а также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского богослужебного языка.
Постепенно его интересы переместились из области литературы в область истории. В 1801 г. Карамзин основал новый журнал «Вестник Европы» (1802–1830) – первый из многочисленных российских литературно-политических журналов-обозрений. В 1804 г. ушел с поста редактора, принял должность императорского историографа (1803) и до самой смерти был занят почти исключительно сочинением «Истории государства Российского», первый том которой появился в печати в 1816 г.. Карамзин довел историческое повествование до начала 17 в., при этом он включил в научный оборот исторические источники: новые летописные списки (Ипатьевский свод), «Кормчая книга», Новгородская Судная грамота, «Судебник» Ивана III «Стоглав»,прежде обойденные вниманием. В 1810–1811 гг. Карамзин по личному заказу Александра I составил «Записку о древней и новой России», где с консервативных позиций московского дворянства резко критиковал внутреннюю и внешнюю российскую политику.
Истинный представитель века Екатерины Великой и Александра I , Карамзин сочетал западничество и либеральные устремления с политическим консерватизмом. Он был убежден, что движущая сила исторического прогресса – это государственная власть , основанная на самодержавии. Вместе с тем, вслед за французским просветителем Ш.Монтескье , Карамзин писал: «Предмет самодержавия, есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу.
В журнале «Вестник Европы» выступал за усвоение Россией цивилизационного опыта Запада и, в особенности, опыта новоевропейской философии (от Ф.Бэкона и Р.Декарта до И.Канта и Ж.-Ж.Руссо). В идеях Просвещения Карамзин видел окончательное преодоление догматизма и схоластики Средневековья. В 1790-е годы Карамзин обращается к проблемам исторического знания, методологии истории. Первоначально для него был характерен исторический оптимизм и вера в неизбежность социального и духовного прогресса. Но уже в «Письмах Мелодора и Филалета» (1795), сопоставляя концепцию исторического круговорота Дж.Вико и прогрессистскую модель И.Гердера, Карамзин ставит под сомнение идею автоматического прогресса и усматривает в истории «вечное смешение истин с заблуждениями и добродетели с пороком». Один из основных и принципиальных тезисов Карамзина: «Историк не летописец», он обязан стремиться к пониманию внутренней логики происходящих событий, должен быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения исторических фактов: «История – не роман и не сад, где все должно быть приятно - она изображает действительный мир».
Умер Карамзин в Петербурге 22 мая (3 июня) 1826.
Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) русский правовед, историк, публицист.
Родился в Петербурге 4 (16) ноября 1818 г. в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 г.там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 г. работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 г. Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 г. занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых «сверху».
Увлекавшийся в юности идеями Гегеля и отдавая должное славянофилам (особенно А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием В.Г.Белинского, а позднее А.Н. Герцена и Т.Н.Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: «Задачи психологии «(1872) и «Задачи этики» (1884).
С именем Кавелина связано становление «государственной школы» в отечественной историографии. В исторических трудах «Взгляд на юридический быт древней Руси», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории» Кавелин главное внимание уделяет развитию российской государственности, формированию юридических и гражданских основ России. История России, по мнению Кавелина, -это изменение форм государственного быта, выражавшаяся в постепенном упадке родственных отношений и развитии государственный, а также личностных начал.
Мыслитель-либерал Кавелин при анализе исторической жизни народов выделял два основных элемента: формирование общественного организма и развитие личности, которой отводилась решающая роль в понимании истории. «Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию, существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа». Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. «Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности».