Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:12, реферат
Повесть временных лет - древнерусская летопись, созданная в 1110-х гг. Самый ранний дошедший до нашего времени список «Повести временных лет» относится к XIV в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 г. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. XV в.).
«Повесть временных лет» – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде.
Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, Ключевский назвал колонизацию новых земель: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с VIII по XIII в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (XIII – середина XV в.) основная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины XIX в. (более позднее время «Курс» не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.
Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины XIX в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Анализ эволюции российского государства сближал Ключевского с историками «государственной школы» – К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин.
«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 г. и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 г. в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.
Умер В.О.Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Советский период развития отечественной истоической науки.
Официальная советская историческая наука. После Октября 1917 г. условия работы историков в Советской России кардинальным образом изменились. Господствующее положение в науке занял марксизм. Значительная часть «старых» ученых вынуждена была покинуть Родину. В Советской России (СССР) трудились историки, сформировавшиеся в дореволюционный период (А.Е.Пресняков, С.К.Богоявленский, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушин, Б.Д.Греков) и в советское время (в 20–30-е годы – Н.Л.Рубинштейн, А.Л.Сидоров, П.А.Зайончковский, В.В.Мавродин ; в послевоенный период – В.Т.Пашуто, К.Н.Тарновский, П.В.Волобуев, И.Д.Ковальченко). Основные усилия ученые сосредотачивали на изучении социально-экономической проблематики, истории народных движений. В основе исследовательской практики советской исторической науки лежал марксистско-ленинская методология ( материалистическое понимание истории): в действительности это был схематизированный и догматизированный набор «теоретических» положений, имевших мало общего с классическим марксизмом. История России и весь мировой исторический процесс изучались, как последовательная смена общественно-экономических формаций: от первобытнообщинного строя, через классовые общества (рабовладение, феодализм, капитализм), к социализму и коммунизму. Абсолютизация материального производства, социально-экономических отношений, классовый подход к истории оставляли вне поля научного поиска многие проблемы.
Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков. Развивая традиции дореволюционной отечественной исторической мысли, они создали немало превосходных научных трудов. Историю феодализма успешно разрабатывали А.А.Новосельский, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин, А.А.Зимин; историю рабочего класса и крестьянства – Н.М.Дружинин, А.М.Панкратова, А.Л.Шапиро; историю революционного движения – В.И.Невский, П.Е.Щеголев, М.В.Нечкина. Заслуженным признанием пользуются исследования Б.В.Ананьича, С.М.Каштанова, А.П.Окладникова, Н.Н.Покровского. Несмотря на все трудности, серьезные труды по различным вопросам советского периода создали В.П.Данилов, В.З.Дробижев, В.Д.Поликарпов и др. Историческая проблематика в искусствоведении и литературоведенияи нашла отражение в развитии традиций научных школ выдающихся исследователей, получивших мировое признание, В.Н.Лазарева, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана. Всемирную известность имеет открытие и изучение новгородских берестяных грамот, навсегда связанное с именами А.В.Арциховского и В.Л.Янина.
Российская эмигрантская историография. Одновременно с официальной советской исторической наукой в дальнем зарубежье активно развивалась российская эмигрантская историография.Среди историков-эмигрантов выделяется две группы исследователей:
ОВ эмиграции создали свои основные труды Г.В.Вернадский и С.Г.Пушкарев, историк русского зарубежья «второй волны» Н.И.Ульянов. Крупным вкладом в мировую историческую науку являются труды археологов М.И.Ростовцева и М.А.Миллера. Ученые-эмигранты активно разрабатывали историю церкви (А.В.Карташев), белого движения (П.Н.Милюков), красного террора (С.П.Мельгунов). Некоторые из них стояли у истоков западной школы изучения истории России (СССР) - Г.В.Вернадский в США, П.Е.Ковалевский во Франции.
Советские историки и ученые-эмигранты отличались мировоззренческими, политическими и историософскими взглядами, научными интересами и концепциями. Единственное, что их объединяет, – это беззаветное служение музе Клио, любовь к своему Отечеству, преданность нелегкому, а порой и просто опасному ремеслу историка. Достаточно сказать, что многие из них подвергались репрессиям как при самодержавии (В.И.Семевский, П.Н.Милюков, П.Е.Щеголев), так и при советской власти (М.К.Любавский, С.Ф.Платонов, В.И.Пичета, Б.А.Романов), а некоторые – и до, и после революции (Е.В.Тарле, Н.А.Рожков, Н.М.Дружинин).