Повседневная жизнь населения советского провинциального города в 1920-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:23, автореферат

Описание работы

Тема «маленького», «рядового» человека, его проблемы, поступки, жизнь прежде в исторических исследованиях разрабатывалась фрагментарно, считаясь малополезной и несерьезной, она рассматривалась только как украшение, дополнение к «большой» истории. Сегодня же многие историки признают несомненную пользу обращения к истории «снизу», к рядовому человеку, его интересам, мыслям, чувствам, заботам, вещам, которые его окружали. Изучение повседневности дает возможность понять ментальность, сохраняющуюся на длинных исторических промежутках, помогает разобраться в том, как социальные теории претворяются в практику. Все это позволяет составить более полное представление о реальных процессах, протекавших в обществе, их результатах. Обращение к повседневности – это переход от анализа абстрактных процессов и структур к анализу конкретной ситуации, который позволяет по-другому высветить политические, экономические, социальные и культурные процессы. Объектами истории повседневности становятся сюжеты, которым раньше не придавалось особого значения, но которые играли существенную роль в раскладе исторических событий (проблемы быта, семьи, образования и т.д.).

Файлы: 1 файл

Повседневная жизнь населения советского провинциального города в - копия.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Комплекс разнородных источников позволил составить достаточно полную базу для изучения повседневной жизни  горожан в г. Курске в 1920-е годы и определить основные направления исследования.

Научная новизна  исследования состоит в том, что данная работа является первым специальным диссертационным исследованием по вопросам изучения повседневной жизни населения Курска в 1920-е годы.

Введение в научный  оборот широкого круга архивных документов, а также использование различных опубликованных материалов позволили изучить историко-демографические факторы повседневности городских жителей, включающие в себя вопросы рождаемости и смертности, характера заболеваемости и состояния медицинского обслуживания, охраны материнства и младенчества, социально-экономическое положение населения, а также повседневную жизнь горожан, включающую как нормативные виды поведения, так и асоциальные явления в среде городского населения. В исследовании были проанализированы основные факторы социокультурного пространства города в 1920-е годы, проблемы семьи, брака, развода, жилищная политика советского государства, исследованы жилищные условия городского населения. Через анализ структуры городского жилого фонда и состояния сферы услуг в работе показаны жизненные условия населения города. Предпринятый анализ позволил выявить общее и особенное в истории советской повседневности в переломный период нашей истории. Обширная источниковая база позволила разносторонне проанализировать рассматриваемую проблему повседневной жизни горожан в 1920-е годы.

Практическая  значимость заключается в том, что фактический материал, положения и выводы диссертации могут быть использованы в обобщающих трудах по истории Отечества, комплексных исследованиях по истории Курского края, при написании учебных пособий, при разработке курса лекций по отечественной истории и специальных курсов для студентов высших учебных заведений, техникумов, профтехучилищ и общеобразовательных школ.

Апробация диссертации

Основные положения  диссертации содержатся в 7 опубликованных научных статьях, докладах и сообщениях, сделанных автором на международных конференциях, в том числе 1 из них – в журнале, определенных перечнем ВАК РФ («Научные Ведомости Белгородского государственного университета») общим объемом 2,77 п.л.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цели и задачи, территориальные и хронологические рамки исследования, даны обзор историографии и характеристика источниковой базы, указана новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Основные факторы формирования социокультурного пространства города в 1920-е годы», состоящей из трех параграфов, раскрываются основные параметры социально-экономического  положения населения в городе Курске в 1920-е годы, а также дана характеристика первых шагов советской власти по вопросам борьбы с неграмотностью, становлением социально ориентированного здравоохранения.

В первом параграфе «Социально-экономическое положение горожан в 1920-е годы» показано, что в 1920-е годы во всех сферах жизни СССР произошли существенные перемены. В работе показано, что одним из важнейших факторов, воздействующих на повседневную жизнь населения, была социально-экономическая политика советской власти. После окончания гражданской войны страна оказалась в глубоком экономическом и политическом кризисе. В 1920-е годы промышленность города Курска сделала значительный шаг вперед. Прежние мелкие полукустарные предприятия города были расширены, реконструированы, вновь оборудованы. Вместе с тем, многоукладная экономика города по-прежнему базировалась на мелкотоварной модели производства. По мере восстановления промышленности на фабрики и заводы возвращались рабочие, покинувшие их в годы войны и разрухи.

Годы НЭПа и последующие  структурные изменения советской  экономики оказали ощутимое влияние на состояние семейного бюджета рабочих и служащих. В 1926 году средний заработок промышленного рабочего увеличился. Заработная плата курян являлась основной приходной частью семейного бюджета. Значительная масса рабочих сохраняла связь с сельским хозяйством. Большая часть из них проживала в деревне, имея свое крестьянское хозяйство или дом с усадьбой, а некоторая часть рабочих вынуждена была жить в сельских пригородах на положении квартиронанимателей вследствие жилищного кризиса на фабриках и в фабрично-заводских поселках.

Восстановление промышленности и торговли в городе оказало положительное влияние на половозрастную структуру населения: увеличилось количество занятых мужчин, причем наиболее трудоспособная их часть оказалась в составе рабочих и служащих. В тоже время, несмотря на несомненные достижения в экономике, уровень жизни населения оставался очень низким.

Во втором параграфе «Образование и его роль в повседневной жизни городского населения» рассмотрены основные способы повышения грамотности населения в указанный период времени и определено его влияние на социокультурный процесс. Советская власть придавала образованию населения существенное значение. Школа в понимании большевистского руководства была не просто местом получения знаний, но и средством воспитания нового человека, наделенного социалистическим сознанием. Образование должно было стать инструментом объявленной в стране «культурной революции», одной из ключевых задач которой являлось освоение народом накопленного советской властью политического опыта, необходимого для строительства социализма. В свою очередь это предполагало существование у населения определенного культурного минимума.

Рождение новой системы образования происходило на фоне закрытия церковно-приходских школ, которые в дореволюционное время составляли подавляющее большинство образовательных учреждений для сельских детей.

Серьезным преобразованиям  подверглась школьная система. По всей стране были созданы пункты ликвидации неграмотности. В г. Курске к 1926 году грамоте было обучено 2500 человек. Ситуация с проблемой ликвидации неграмотности среди представителей взрослой части населения складывалась менее удачно. Уровень грамотности среди них так и не достиг стопроцентной отметки. Существовали значительные ее колебания внутри различных возрастных и половых групп. Качество получаемых знаний большинства населения не было высоким. В свою очередь это объяснялось тем, что ликвидация неграмотности в основном носила характер чрезвычайщины, в то время как для получения стабильных знаний необходимо систематическое обучение. Между тем большая часть населения, причислявшаяся к разряду грамотных, не имела достаточного образования.

Значительный процент  оставшихся за стенами школ детей  и подростков непрерывно пополняли ряды неграмотных и малограмотных. В работе отмечается что, несмотря на стремление государства ликвидировать неграмотность и предпринимаемые в этом направлении меры, темпы явно не соответствовали намеченным планам. В реальных условиях 1920-х годов ликвидация неграмотности страдала заниженными требованиями как к самому понятию «грамотность», так и к понятию «грамотный человек». Эти проблемы государство попыталось учесть на новом этапе ликвидации неграмотности в конце 1920-х – 1930-х гг.

В третьем параграфе «Медицинское обслуживание жителей города» рассматриваются вопросы состояния здравоохранения, качества медицинского обслуживания населения в городе Курске. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе в данный период времени была сложной. Тесные, сырые и темные помещения для рабочих на фабриках и заводах представляли обычное явление. Ординарные оконные рамы, частое отсутствие деревянных полов, тонкость стен, перенаселенность при недостаточной топке делали дома темными, сырыми и холодными. Отсутствие правильно устроенных колодцев являлось во многих случаях источником плохого качества питьевой воды. Все эти факторы жизни населения являлись источником как громадной заболеваемости, так и чрезвычайно высокой смертности (27 человек на 1000 жителей) при крайне низкой продолжительности жизни.

В начале 1920-х годов в Курске по-прежнему свирепствовали эпидемии сыпного, возвратного и брюшного тифов, оспы, холеры и др. Все вышеуказанные заболевания 1921 – первой четверти 1922 годов наблюдались в прогрессирующей тенденции, однако не дававшей эпидемического распространения. Такому повышенному заболеванию острыми болезнями способствовали тяжелые экономические и другие условия жизни населения: недостаток питания, жилищная скученность, отсутствие белья, мыла, топлива и пр. Наибольшее количество заболевших падает на городское население, в связи с недостаточностью питания, от крайне ненормальных жилищных условий, а именно уплотнения и неправильного расселения людей в городах, что способствовало повышенной заболеваемости различными формами тифа и натуральной оспы.

Для борьбы с заразными заболеваниями в Курске и уездах были созданы чрезвычайные комиссии. Они организовывали массовые противохолерные прививки, проводили «недели чистоты», «недели водоснабжения», которые мобилизовали жителей на скорейшую санитарную очистку населенных пунктов и железнодорожных станций. Несмотря на острую необходимость активной борьбы с эпидемиями, последняя осложнялась недостатком медикаментов. Так в 1921 – 1922 годах обеспеченность населения медикаментами определялась показателем от 5 % до 12 %16. Крайне неблагоприятно складывалось положение с питанием больных. Недостающее количество продуктов питания местные власти пытались восполнять покупкой последних по существующим рыночным ценам, но выделенные для этих целей средства были крайне недостаточны.

Решением проблемы в 1920-е годы XX в. считалось постепенное укрепление и расширение сети учреждений здравоохранения, позволяющей охватить максимальные социальные и половозрастные группы населения. 1920-е годы характеризуются не только восстановлением, но и значительным развитием новых профилактических учреждений. На предприятиях были созданы здравпункты, расширились станции скорой помощи и помощи на дому, были организованы постоянные детские консультации и молочные кухни. В результате резко снизились детские инфекции, проводилась успешная борьба с эпидемическими и другими тяжелыми заболеваниями; исчезло такое заболевание, как холера, стали единичными случаи оспы, в три раза уменьшились заболевания брюшным, в 2,5 раза – возвратным тифом. В результате принятых мер уменьшилась смертность. Если в 1909 – 1913 гг. среднегодовой прирост населения составлял в среднем по Курску 5,3%, то в 1922 – 1926 гг. уже 17,6%17.

Во второй половине 1920-х  годов получили широкое развитие такие направления медицинской помощи, как специализированные виды лечения и профилактики, охрана здоровья матери и ребенка. Все это позволяет говорить о том, что, несмотря на существование ряда проблем и недоработок в области медицинского обслуживания населения, к концу 1920-х годов уровень потребления услуг в данной сфере повседневной жизни значительно повысился, что было связано не только с улучшение работы сети медучреждений, но и с повышением санитарно-культурного уровня населения. В тоже время в повседневной жизни горожан еще сохранялась практика самолечения и обращения к разного рода знахарям.

Вторую главу «Социокультурные перемены в жизни и быте городского населения в 1920-е годы» открывает параграф «Становление советской семьи». В диссертации отмечено, что в предреволюционной России личная жизнь складывалась под влиянием христианско-патриархальной традиции. Эти положения казались незыблемыми, на них опиралась патриархальная крестьянская семья, на которой, в свою очередь, был построен не только сельский мир, но все русское общество даже на рубеже ХIХ – ХХ вв. В начале ХХ в. в России наметились тенденции снижения рождаемости, ослабления экономических связей между супругами, усиления самостоятельности женщин.

Развитие быта и семьи  в СССР определялось как естественным, так и социальными факторами, как самим по себе техническим прогрессом, так и социально-экономическим строем. Поэтому в данной области жизни проявлялись и тенденции, порожденные такими явлениями, как индустриализация, урбанизация, вовлечение женщин в процесс общественного производства, и специфические черты, обусловленные характером производственных отношений, а также религиозно-национальными традициями.

В советском обществе преобразование брачно-семейных отношений осуществлялось в тесной связи с экономическими и политическими преобразованиями страны. Семья в 1920-е годы представляла собой институт, с одной стороны, унаследовавший прежний авторитарно-патриархальный стиль внутрисемейных отношений, а с другой, представляла собой стремительно модернизирующийся институт. Основные принципы в области брачно-семейных отношений были закреплены в Кодексе 1918 г. об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он зафиксировал ряд важных принципов построения семьи в новом обществе: добровольность брака; свобода брака и развода, который проводился через суд по объявлению одного из супругов и через специально созданные органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) – по обоюдной просьбе; гражданский характер брака и развода. Только брак, зарегистрированный в ЗАГСе, порождал права и обязанности супругов, так как до революции единственным законным браком был церковный, поэтому и потребовалось государственное, светское оформление этого института.

Практические реалии семейной жизни в 1920-е годы были не столь радужные и однозначные, так как существовали значительные расхождения между революционными риториками о равенстве женщин и мужчин и их воплощением. Реалии семейных практик в городе связывались с нищенским существованием разведенных матерей и их несовершеннолетних детей. При упрощении процедуры развода, неразвитости социальных служб и отсутствии обязательной и фиксированной поддержки со стороны государства женщины, особенно с несовершеннолетними детьми, были экономически зависимы от своих мужей. В случае развода очень сильно ущемлялись интересы неработающих женщин, так как они, не имея собственного дохода и имущества, лишались права на часть семейного имущества, заработанного мужем в браке. Согласно Кодексу 1918 года брак не создавал общности имущества супругов.

Ситуация изменилась в 1926 г., когда был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, который фактически исходил из тех же принципов. Его главное отличие от законодательства 1918 г. состояло в том, что незарегистрированные, фактические браки приравнивались по вытекающим из них правовым обязанностям супругов к зарегистрированным бракам. При этом Кодекс ставил под защиту закона не всякое сожительство, а лишь такие фактические браки, существование которых могло быть доказано перед судом.

Информация о работе Повседневная жизнь населения советского провинциального города в 1920-е годы