Появление индоевропейцев в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:39, контрольная работа

Описание работы

Пока точно не известно, когда впервые индоевропейцы появились на территории Беларуси. Некоторые исследовали предполагают, что ими были носители неолитических культур из гребенчатой и гребенчато-накольчатой керамики, это значит – днепро-донецкой, верхнеднепровской, неманской и части нарвенской.

Содержание работы

1. Появление индоевропейцев на территории Беларуси……………………….3
2. Основные изменения в экономической и общественно-политической
жизни населения во время бронзового века………………………………….7
Список использованной литературы…………………………………………...11

Файлы: 1 файл

появление индоевропейцев в Беларуси.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Появление индоевропейцев  на территории Беларуси……………………….3

 

2. Основные изменения в экономической  и общественно-политической 

    жизни населения во  время бронзового века………………………………….7

 

Список использованной литературы…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Появление  индоевропейцев на территории  Беларуси

 

Пока точно не известно, когда впервые индоевропейцы появились на территории Беларуси. Некоторые исследовали предполагают, что ими были носители неолитических культур из гребенчатой и гребенчато-накольчатой керамики, это значит – днепро-донецкой, верхнеднепровской, неманской и части нарвенской.

Более вероятной является принадлежность к индоевропейскому этносу племен культур лейкоподобных  чашек и шароподобных амфор. Если это так, то индоевропеизация западного Полесья могла произойти где-то с начала 3-го тысячелетия до н.э., а Понеманья – во второй половине этого тысячелетия.

Почти никто не сомневается, что индоевропейцами были племена  культур шнуровой керамики, которые  распространились по всей Беларуси. При этом считается, что шнуравики были той почвой, на которой сформировались славяне, балты и германцы.1

Где находилась прародина индоевропейцев, когда, в результате чего началась их миграция на просторы Европы и Азии?

Существует несколько концепций прародины индоевропейцев. Одна из них – концепция европейской локализации. Согласно этой концепции, сформулированной немецкими учеными под влиянием их пангерманских настроений, прародиной индоевропейцев являлась территория Северной Германии и Южной Скандинавии. Позже данная концепция приобрела расистскую окраску и была взята на вооружение правителями фашистской Германии. Единственными настоящими потомками индоевропейцев, без всяких примесей, «чистыми» арийцами (ариями в древности называла себя одна из восточных индоевропейских групп, проживавших на территории современной Индии) были названы германские народы. Однако учеными-археологами доказано, что в Европе население мигрировало с юга на север, а не наоборот, как бездоказательно утверждают ученые пангерманского направления. Кроме того, в Северной Европе животноводство распространилось позже, чем, например, на Балканах.

В конце XIX – начале XX в. возникла так называемая балканская концепция прародины индоевропейцев. Во многом она решала те вопросы, на которые не смогла ответить концепция североевропейской локализации индоевропейцев (пути миграции населения и распространения животноводства в Европе). Но Балканы не являлись прародиной индоевропейцев, а были лишь одним из направлений их миграции на просторах Европы.

В качестве прародины индоевропейцев некоторые исследователи рассматривают также южные степи Восточной Европы и значительные районы Сибири. Однако эта точка зрения противоречит принятым в науке представлениям о том, что начальная область прародины не должна быть большой.

Наиболее научно обоснованной является концепция переднеазиатской прародины индоевропейцев. В соответствии с ней проиндоевропейцы до миграции жили в Передней Азии, там, где теперь находятся Иран, Ирак, Афганистан. Данные археологии, этнографии, топонимики и других наук свидетельствуют о том, что проиндоевропейцы жили на юге среди гор. Они знали горные ледники, быстрые горные реки и горную растительность. Среди известных им животных были лев и слон. Соседями проиндоевропейцев являлись семитские племена и картвельские народы (предки грузин).

В 4 – 3 тысячелетиях до н.э. началась миграция проиндоевропейцев со своей прародины. Это было обусловлено бурным развитием земледелия и животноводства, увеличением плотности и количества населения, что вызвало перенаселенность проиндоевропейскими племенами их прародины и необходимость освоения новых территорий. Миграция проиндоевропейцев происходила на протяжении тысячелетий. Двигаясь на запад, проиндоевропейцы прошли Малую Азию, вышли к Эгейскому морю, заселили Балканы, являвшиеся одним из направлений их миграции. Часть проиндоевропейцев обогнула Черное море, прошла территорию современных Болгарии, Румынии и Молдавии, поселилась на Правобережной Украине. Позже проиндоевропейцы проникли на Кавказ. Другая часть проиндоевропейцев двигалась на восток, на территорию современных Китая и Индии. Отдельные их группы повернули на север, в Среднюю Азию, прошли между Каспийским и Аральским морями, оказались в приволжских степях и продолжили путь на запад, в Северное Причерноморье. Этот могучий миграционный поток стал источником расселения проиндоевропейцев в Европе, в том числе и в Беларуси.

При встрече с местным населением индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально-экономического развития, завоевывали и ассимилировали его. Исключением было население Индии и Китая, которое ассимилировало индоевропейцев, за исключением небольшой группы ариев на территории Индии.

Из Юго-Восточной Европы и Северного  Причерноморья индоевропейцы продолжали миграцию в двух направлениях: первое – на запад и северо-запад, в Западную Европу, второе – на север, в Среднюю и Северную Европу. На большой территории, охватывающей бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате ассимиляции индоевропейцами местного неолитического населения сформировался новый этнос – балты (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги, курши, земгалы, селы и др.). Начался балтский этап индоевропейского периода этнической истории Беларуси, хронологически совпадающий с эпохой металла (3-2 тысячелетия до н.э. – IV-V вв. н.э.). Балты жили на территории современной Беларуси до прихода сюда славян.2

Далеко не все еще  ясно в проблеме расселения индоевропейцев. По-разному освещаются исследователями  источники и темпы расселения, пути миграций.

Первые отчетливые признаки проникновения  в Среднюю Европу выходцев из южно русских степей обнаруживаются, как  упоминалось выше, в культуре шаровидных амфор, распространенной на обширных пространствах от Эльбы до Немана и от берегов Балтийского моря до Украинской Волыни. Возникшая в результате смешения местных и пришлых этно-культурных элементов, она представлена как чертами местной культуры воронковидных кубков, так и элементами, присущими степным курганным культурам Восточной Европы.3

На рубеже III – II тысячелетия до н.э. началось новое большое расселение части индоевропейских племен, выступивших в качестве носителей различных культур боевых топоров.

Основная исходная территория нового расселения, охватившего почти  всю Белоруссию, лежала в Среднем Поднепровье. Расселение среднеднепровских племен было вызвано двумя причинами. С одной стороны, дальнейшее развитие скотоводческого хозяйства должно было сравнительно быстро привести к перенаселению этой области. С другой – среднеднепровские племена начали испытывать давление более южных скотоводческих племен – трипольцев и катакомбников. Давление оказалось настолько сильным, что большая часть среднеднепровских племен оставила свою прародину. Пока трудно сказать, было ли это движение одноразовым или протекало в виде хронологически разделенных отдельных импульсов. Так, по мне мнению А.Я. Брюсова, первый толчок к расселению дали уже трипольцы.4

Похоже, что расселение скотоводческих племен на территории Белоруссии было относительно быстрым, что, впрочем, характерно и для миграций других групп индоевропейцев. Однако, вопрос об этнической принадлежности данных племен связан с общей проблемой дифференциации древних индоевропейцев. Поскольку она по-разному решается современной наукой, различно толкование этнического характера носителей среднеднепровской культуры.

Безусловное господство балтийской гидронимики  на территории Белоруссии и в некоторых  смежных областях дает право ставить  вопрос о связи ее с носителями культур боевых топоров этого региона или с их потоками.

Исходя из наиболее вероятного предположения, что формирование балтов, славян и германцев определялось одинаковыми (но скорее всего на базе разных субстратов) причинами и одновременно (в противном случае нужно было бы признать, что какая-то часть древних индоевропейцев эволюционировала в германцев и балтов, а другая их часть сохраняла прежнее состояние), следует начало выделения славян, как и балтов, датировать серединой III тысячелетия до н. э. Для окончательного оформления их как особой этнической единицы, вероятно, потребовалось столько же приблизительно времени, сколько и балтам – то есть около 500 лет. К рубежу III – II тысячелетий до н. э. этот процесс должен был завершиться.

Таким образом, после расселения новых скотоводческих племен на территории Беларуси сформировались две большие и близкие между собой культурные области. Восточная часть Белоруссии почти вся вошла в зону расселения среднеднепровских племен. В западной части Белоруссии выкристаллизовалась висло-неманская культура.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  изменения в экономической и  общественно-политической

жизни населения  во время бронзового века

 

С расселением индоевропейцев произошло изменение этнического состава населения Беларуси, изменилась и сама эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3-2 тысячелетия до н.э. – 1 тысячелетие до н.э.). Древняя форма ведения хозяйства, основанная на охоте, собирательстве и рыбной ловле, постепенно сменялась земледелием и животноводством. Основным типом поселения были укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. Общая численность населения в бронзовом веке могла быть от 50 до 75 тыс. человек.6

При расселении индоевропейцам удавалось сохранять основные черты  своей культуры, и они смогли разнести многие культурные достижения. Считают, что индоевропейцы были изобретателями колеса и колесного транспорта, потребность в котором была продиктована начавшейся миграцией, их подвижным образом жизни. Колеса повозок изготовлялись тогда из сплошного куска дерева. При этом требовались твердые породы. Кремневые орудия были мало эффективны для этих целей и, может быть, по этой причине был открыт новый материал – металл, что знаменовало начало новой эпохи – эпохи металла.

Индоевропейцы оказались  носителями более высокой культуры, чем племена охотников и рыболовов, на земли которых они расселялись. Превосходство экономики и культуры было решающей причиной того, что им не только удавалось закрепиться на новых местах, но и выходить победителями в процессе этнических взаимодействий с местными племенами. Местное население воспринимало новую, более высокую экономику и постепенно переходило на индоевропейский строй речи.

Однако выход за рамки  прародины и расселение на обширных пространствах, сопровождавшееся смешением  с различным по своему характеру  местным населением, привело к  распаду индоевропейского единства. Внутри индоевропейского массива возникают и становятся все более специфичными и заметными отдельные регионы, которые были отмечены культурными и языковыми особенностями. По мере их углубления, чему способствовали относительно слабые контакты между отдельными областями, появляются родственные, но разные индоевропейские народы. Возникает мозаика индоевропейских культур и языков. И чем дальше, тем больше проявляются различия между ними. В свою очередь они сами дают начало новым разветвлениям. Все новые народы в совокупности стали составлять многоветвистое древо, общим корнем которого были проиндоевропейцы. Такова была закономерность этногенеза, и предотвратить этот процесс было невозможно. Индоевропейцы смешивались с различными народами, включали их в свой состав, были доминирующим субъектом в этногенезе, но и сами в свою очередь оказывались под действием включенных народов и их культур, влияние которых на конечный результат могло быть очень значительным. Это обратное воздействие принято называть действием субстрата.

С расселением индоевропейцев изменился не только этнический состав населения Белоруссии, но сменилась  и эпоха. Произошли и другие важные перемены. Древняя экономика, основанная на охоте, рыболовстве и собирательстве, была постепенно заменена производящей – скотоводством и земледелием.

Величайшим переворотом  в жизни людей было распространение  земледелия. Индоевропейцы были знакомы  с плужным земледелием. По дошедшим рисункам того времени хорошо известна конструкция их плуга. Целиком сохранившийся плуг этого типа был найден в Белоруссии в торфянике около дер. Каплановичи в Клецком районе. Такой тип плуга сохранялся очень долго. Его изображения имеются и на древнегреческих вазах. Эксперименты показали, что обработка земли таким плугом в 50 раз производительней, чем мотыгой.7

Повсеместно земледелие и животноводство превращались в  ведущие, основные источники существования  человека.

Усовершенствование производства способствовало зарождению имущественного неравенства, повышению роли мужчины в социально-хозяйственной жизни. В раннебронзовых захоронениях Поднепровья встречаются богатые захоронения воинов с большим количеством дорогих медных и бронзовых, янтарных и стеклянных изделий. При жизни они, безусловно, занимали привилегированное положение среди соплеменников, пользовались определенной властью, т.е. принадлежали к родоплеменной аристократии. Об имевших место войнах, сословно-племенной вооруженной борьбе говорят находки оружия – мечей, боевых топоров, наконечников стрел с шипами и др.

Происходили соответствующие  изменения и в духовной жизни. Уже в начале бронзового века хоронить умерших стали в могильных  ямах, нередко насыпая над ними курганы. С середины 2-го тысячелетия  до н. э. под влиянием земледельческо-животноводческих культов, связанных с обожествлением солнца и огня, стал утверждаться обычай сжигания трупов умерших. На Беларуси он продержался до принятия христианства. На некоторых стоянках найдены остатки культовых сооружений, где специфические обряды, скорее всего, совершали языческие жрецы.8

Столь же значительными  были социальные изменения. У индоевропейцев господствовал отцовский строй и патриархальные отношения, так как переход к производительному хозяйству, придававшему большее значение труду мужчин. Возможно, только тогда стало практиковаться переселение жены в род мужа. Это новое явление свидетельствовало о начале разложения матриархата. Однако роль женщины как хранительницы древних обычаев и обрядов, предсказательницы и знахарки сохранялась еще длительное время. Более того, занятие земледелием, выращивание крупного рогатого скота, строительство домов, наличие плоскодонной посуды свидетельствуют о том, что тогдашние племена вели оседлый образ жизни. Их поселения были небольшими, без оборонительных сооружений и располагались около рек и озер. Остатки многих таких поселений встречаются по всей территории Беларуси, особенно по берегам Днепра, Сожа, Припяти, Немана.9

Информация о работе Появление индоевропейцев в Беларуси