Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:13, реферат
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, так как ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа и разорительным для страны мотовством правящей верхушки. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов и похоронивших многие перспективные начинания.
Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.
Введение 3
ГЛАВА I. ВСТУПЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II НА ПРЕСТОЛ И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ 4
ГЛАВА II. «ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»…………………………….6
ГЛАВА III. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II В РАМКАХ «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» 7
III.1 Власть и управление...…………………………………………......…7
III .2 Крестьяне и крепостное право..…………………………………...11
III. 3 Наука и культура 13
III. 4 Фаворитизм 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………...……..………………..17
В один день с Жалованной грамотой дворянству была издана и Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она разделила все городское население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей и принадлежавшие к различным сословиям. В этот разряд входили жившие в городе дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему – цеховые ремесленники, к четвертому – постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд – именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды, к которым относились большинство городских жителей, составили сословие мещан (от украинского слова «место» - город).
Все шесть разрядов (в их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество».
Чтобы правильно понять
и оценить причины такой
Сословная политика абсолютизма нашла свое выражение в манифестах, указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах.
Внутренние дела России показывают способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя.
III.2 Крестьяне и крепостное право
Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г.
Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.
Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.
Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о том, как заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центре внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они, прежде всего, делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.
Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг: как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе» депутатами Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса», в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.
III.3 Наука и культура
Вторая половина XVIII в. явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой - один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". В соответствии с этим учреждением были открыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России.
Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.
Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Издательская продукция увеличивается чрезвычайно быстро. За весь XVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.
Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки.
Н. М. Карамзин, в статье, опубликованной в 1802 г. в "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей чтения "едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель".
Крепнет
национальное своеобразие
III. 4 Фаворитизм
При Екатерине II фаворитизм в России превратился в государственное учреждение (как во Франции при Людовике XIV и Людовике XV). Фавориты, живя с императрицей ,признавались людьми, служившими отечеству, и были заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.
Историки насчитывают 15 фаворитов Екатерины за время с 1753 по 1796 г. В течение 10 лет находился возле императрицы Григорий Орлов. Но крупнейшей фигурой из числа любимцев императрицы все-таки следует признать Потемкина. А. С. Пушкин писал о Потемкине: "Ему мы обязаны Черным морем". Австрийский император Иосиф говорил о нем: "Я понимаю, что этот человек... мог приобрести влияние на императрицу. У него твердая воля, пылкое воображение, и он не только полезен ей, но необходим ... Трудно сыскать человека, более способного держать в руках народ еще грубый, недавно лишь тронутый просвещением, и обуздать беспокойный двор". Действительно, влияние Потемкина простиралось столь далеко, что все последующие фавориты попадали к Екатерине лишь по его представлению.
Фаворитизм в России считался стихийным бедствием, которое разоряло всю страну и тормозило её развитие. Деньги, которые должны были идти на образование народа, развитие искусства, ремесел и промышленности, на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая данную тему, я пришла к выводу, что тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Многие мероприятия и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.
При Екатерине дворянство становится не только привилегированным сословием, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.
В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. Задачи просвещённого абсолютизма сводились к укреплению самодержавия за счёт модернизации и совершенствования системы управления, устранению наиболее архаичных её элементов, созданию условий для экономического развития страны.
Историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским образцам скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на пути социально-экономического развития России.
Список использованной литературы
Информация о работе Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм