Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, так как ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа и разорительным для страны мотовством правящей верхушки. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов и похоронивших многие перспективные начинания.
Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ВСТУПЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II НА ПРЕСТОЛ И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ 4
ГЛАВА II. «ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»…………………………….6
ГЛАВА III. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II В РАМКАХ «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» 7
III.1 Власть и управление...…………………………………………......…7
III .2 Крестьяне и крепостное право..…………………………………...11
III. 3 Наука и культура 13
III. 4 Фаворитизм 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………...……..………………..17

Файлы: 1 файл

1.История Реферат.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

В один день с Жалованной грамотой дворянству была издана и  Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она разделила все городское  население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей и принадлежавшие к различным сословиям. В этот разряд входили жившие в городе дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему – цеховые ремесленники, к четвертому – постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд – именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды, к которым относились большинство городских жителей, составили сословие мещан (от украинского слова «место» - город).

Все шесть разрядов (в  их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество».        

Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики абсолютизма, нужно помнить, что деления общества на сословия было одним из главных условий  существования феодального строя  и что формирование и развитие капиталистических отношений неразрывно связано с разрушением феодальных сословий, так как положение и роль классов буржуазного общества определяется их имущественным положением в производственных отношениях.

Сословная политика абсолютизма  нашла свое выражение в манифестах, указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах.

Внутренние дела России показывают способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-крепостнического  строя.

 

III.2 Крестьяне и крепостное право

Одной из крупных акций  политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г.

 Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.

Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.

Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о  том, как заинтересовать крепостного  крестьянина в добросовестной и  качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центре внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они, прежде всего, делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.

Ситуацию, сложившуюся  в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли  в собственность нельзя назвать  простой. Для этого необходимо было сломать представление  крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг: как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе»  депутатами Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса», в котором принимают  участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.

 

 

III.3 Наука и культура

Вторая половина XVIII в.  явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так,  Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие,  исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать  в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой -  один  из  представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение  о воспитании обоего пола юношества".  В соответствии с этим учреждением были открыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот  благородных  девиц  (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений  одно  имело  особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц  (Смольный  монастырь, или  Смольный  институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в   России.  

     Однако  созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей.  В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были  разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем,  который хорошо знал русский язык.  По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, а в главных - Закон Божий,  русский язык, география, история, естественная история,  геометрия,  архитектура,  механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла  о  создании общероссийской системы образовательной школы.

     Большой  шаг вперед делает русская  наука.  В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы.  Издательская продукция увеличивается чрезвычайно быстро.  За весь XVIII век в России было издано 9500  книг,  из  них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

    Книга,  журнал,  газета  становятся  элементом  повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная  библиотека.  Книготорговцы  начинают открывать при лавках платные библиотеки.

     Н. М.  Карамзин,  в статье,  опубликованной  в 1802 г. в "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей чтения "едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии,  не берут газет, но зато купцы,  мещане любят уже читать их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать,  что пишут из чужих земель".

     Крепнет  национальное своеобразие отечественной  литературы.  Новаторские достижения  в  русской  литературе,  прежде всего, имели место в  произведениях Д. И. Фонвизина,  Г. Р .Державина,  Н. М. Карамзина. Художественная литература  оказывалась  тесно связанной с общественными идеями века Просвещения.  Эти идеи естественных прав человека,  свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры,  вбирающий в себя  достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.

 

III. 4 Фаворитизм

При Екатерине II фаворитизм в России превратился в государственное учреждение (как во Франции при Людовике XIV и Людовике XV).  Фавориты, живя с императрицей ,признавались  людьми,  служившими  отечеству,  и были заметны не только деятельностью и силой влияния,  но даже капризами и злоупотреблениями.

     Историки  насчитывают 15 фаворитов Екатерины  за время  с  1753  по 1796 г.  В течение 10 лет  находился возле императрицы Григорий Орлов.  Но крупнейшей фигурой из числа любимцев императрицы все-таки следует признать Потемкина. А. С. Пушкин писал о Потемкине:  "Ему мы  обязаны Черным морем".  Австрийский император Иосиф говорил о нем: "Я понимаю, что этот человек... мог приобрести влияние на императрицу. У него твердая воля, пылкое воображение, и он не только полезен ей, но необходим ...  Трудно сыскать человека, более способного держать в руках  народ  еще грубый,  недавно лишь тронутый просвещением,  и обуздать беспокойный двор". Действительно, влияние Потемкина простиралось  столь далеко,  что все последующие фавориты попадали к Екатерине лишь по его представлению.

Фаворитизм в России считался стихийным бедствием, которое  разоряло  всю  страну и тормозило её развитие.  Деньги, которые должны были идти на образование народа,  развитие искусства, ремесел и промышленности, на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая данную тему, я  пришла к выводу, что тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Многие мероприятия и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.

При Екатерине дворянство становится не только привилегированным сословием, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.

В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. Задачи просвещённого абсолютизма сводились к укреплению самодержавия за счёт модернизации и совершенствования системы управления, устранению наиболее архаичных её элементов, созданию условий для экономического развития страны.

Историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским образцам скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на пути социально-экономического развития России.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. «История России» Мунчаев Ш.М., Устинов В. М. –  НОРМА, Москва - 2008
  2. «История России. 3 – издание» Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – ПРОСПЕКТ, Москва – 2008
  3. «История Екатерины Второй» Брикнер А. – АСТ, Москва – 2007
  4. «Екатерина Великая: личность и эпоха» Э.Доннерт –ВИТА НОВА, Санкт-Петербург – 2003
  5. «История царствования Екатерины II» Любавский М.К. – Лань, Санкт-Петербург - 2001

 




Информация о работе Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм