Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:19, реферат
Описание работы
В настоящее время Россия переживает не самое простое время. После смены общественно-политического строя в 1990-х г.г. руководству страны пришлось перестраивать работу государственного аппарата, в целях более эффективного управления, делить страну на округа, куда были назначены полномочные представители президента, пересматривать работу министерств и ведомств и делать ещё очень и очень многое.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………….3 1.Собсвенная Его Императорского Величества канцелярия………………………………….4 2.Сенат……………………………………………………………………………………………7 3.Государсвенный Совет…………………………………………………...................................8 4.Святейший Синод……………………………………………………………………………...9 5.Комитет Министров………………………………………………………………………….10 6.Военное Министерство………………………………………………………………………10 7.Морское Министерство………………………………………………………………………11 8.Министерство иностранных дел…………………………………………………………….12 9.Министерство внутренних дел……………………………………………………………...13 10.Министерство финансов……………………………………………………………………14 11.Министерство юстиции……………………………………………………………………..15 12.Министерство народного просвещения…………………………………………………...16 13.Министерство государственных имуществ……………………………………………….17 14.Работа Секретных и Особых комитетов…………………………………………………...18 15.Меестное самоуправление………………………………………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………………………...21 Список используемой литературы…………………………………………………………….24
Какие- либо указания по деятельности
Сенату мог давать только лично император,
который являлся председателем в его заседаниях.
Все решения Сената должны были неукоснительно
исполняться всеми в империи. Министры
обязаны были представлять Сенату на рассмотрение
годовые отчёты. Сенат обладал полномочиями
требовать предоставления необходимых
разъяснений, если таковые были необходимы
для установления какой-либо истины. Если
в процессе общего заседания Сената происходили
случаи несогласия решений с решением
обер-прокурора, спор мог разрешить только
император. О возникшей ситуации
ему докладывалось непременно и тот же
час. В случаях, когда возникали уголовные
дела о лишении дворянских званий, чинов,
решение Сената было необходимо представлять
на окончательное решение и утверждение
императору. Если совершал преступление
сенатор, он судился общим собранием Сената.
Сенат подразделялся на полусамостоятельные
учреждения- департаменты. В состав департаментов
входили несколько сенаторов, которых
назначал лично император, и. обязательно,
несколько высших военных лиц. Во главе
каждого департамента стоял обер- прокурор,
назначаемый императором. К 1850 году количество
департаментов в Сенате возросло с 8 до
12.
Работа Сената характеризовалась
как малоэффективная. Количество нерассмотренных
дел не только убавлялось, а наоборот –
всё возрастало. Количество нарушений
законодательства росло. Очень часто правонарушения
покрывались чиновниками, В ведомствах
процветало взяточничество.
Отрицательным являлось то,
что сенаторы назначались на должность
пожизненно, и, с каждым годом, средний
возраст работников Сената всё увеличивался.
Все предпринимаемые Николаем
1 попытки реорганизовать работу и
структуру Сената не дали никаких ощутимых
результатов.
Государственный
Совет
Создан в период правления Александра
1 в 1810 году. Продолжал функционировать
в период правления Николая 1. В его состав
входили высшие государственные лица:
министры и ряд других высших чиновников,
часть членов Государственного Совета
назначалась лично императором по его
усмотрению. Возглавлял Совет император.
Государственный Совет занимался разработкой
основных законопроектов, которые утверждал
только Николай 1., и разработкой законодательных
инициатив.
В составе Государственного
Совета функционировали следующие департаменты:
-дел военных,
-дел духовных,
-дел гражданских,
-законов государственной экономии.
В 1831 году в Совете добавился
департамент царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием
Военного Совета, снизилось значение
департамента военного.
Численный состав Госсовета
не был строго определенным, в отдельные
годы он достигал 80 членов, а иногда (например,
в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.
Работа Государственного Совета
была организована в форме общих заседаний
и собраний, которые проводились по департаментам.
Общие заседания возглавлял император
или назначенный им член Совета. Делопроизводство
было сосредоточено в канцелярии Государственного
Совета, которым руководил госсекретарь.
Несмотря на то, что решения Совета обретали
силу закона только после утверждения
императором, полномочия у него были широкие.
В его функции входило рассмотрение всех
дел, которые требовали нового закона
или его частичного изменения существующего
по различным государственным структурам,
или требовалась проверка каких-либо государственных
дел на соответствие законодательству.
Также Совет занимался рассмотрением
ежегодных государственных смет доходов
и расходов, других финансовых Документов
государственного значения. Анализировал
отчёты и штатные расписания всех министерств.
Совет разрабатывал меры по эффективному
исполнению законов, профилактикой нарушений
законодательства, занимался решением
вопросов внутренней и внешней политики
государства.
В системе государственного
управления Государственный Совет
являлся, по сути, мозговым центром
при императоре, что позитивно характеризует
его роль в структуре.
Во второй четверти XIX века
снизилась роль существующих органов
власти в системе государственных учреждений.
Монополия Государственного Совета на
законотворчество стала нарушаться. Часто
предлагаемые другими ведомствами законопроекты
поступали к императору, минуя рассмотрение
в Государственном совете. Имели место
случаи, когда утвержденные Николаем I
доклады и предложения министров также
становились законами без предварительного
обсуждения в Совете. Из компетенции Государственного
Совета и Министерства юстиции была изъята
вышеописанная кодификация законодательства.
Святейший Синод
Высшим административным, судебным
и законодательным органом по делам церкви
в России являлся Святейший Синод. В его
состав входили 6 - 7 высших духовных иерархов:
московский, петербургский и киевский
митрополиты (как первоприсутствующие
в Синоде), 3-4 иерарха из епархий, которые
вызывались в Синод поочерёдно. Но фактически,
после вступления на престол Николая 1,
главным в Синоде являлся обер- прокурор,
которого назначал лично император, вершивший
в Синоде главные дела. Обер- прокурор
входил также в состав Комитета Министров
на правах министра. А в 1831 году на должность
обер- прокурора Синода был назначен Протасов
Н.А., гусарский генерал, который раздавал
команды архиереям, как в военном ведомстве.
И обер-прокурор, и Синод имели свои
отдельные канцелярии, однако последняя
была подотчетна первой.
Наиболее важные вопросы, документы
по делам церкви были сосредоточены в
канцелярии Синода. При Синоде существовал
ряд комиссий и комитетов, которые занимались
духовным образованием, монастырями, зарубежными
миссиями, вопросами кадров. У Синода была
собственная типография, которая занималась
издательской деятельностью, а также цензурное
ведомство, занимавшееся контролем духовной
и светской литературы по вопросам церкви.
Синод, как и министерства, подразделялся
на департаменты.
Россия была поделена на епархии
(церковные округа), которых в начале правления
Николая 1 было 37, а к пятидесятым годам
их насчитывалось уже 55. В епархию входили
от 10 до 20 церковных приходов.
Николай 1 был большим прагматиком
в делах Русской православной церкви.
Наряду с предоставлением церкви ряда
льгот и материальной поддержки, которые
не оказывались ранее, применял в управлении
церковью, в целях наведения дисциплины
и порядка, жёсткие меры, чем ещё больше
подчинил церковь светской власти. Император
лично занимался вопросами православной
церкви: утверждал штаты, определял материальное
положение и круг обязанностей церковнослужителей.
Комиссия синодальных архиереев при обер-прокуроре
превратилась в орган, не имеющий самостоятельного
права голоса.
В процессе общей кодификации
законодательства в 1830-х гг. были упорядочены
и законы, касающиеся Православной церкви. Свод законов Российской империи
имел большое юридическое и практическое
значение и для Русской Православной Церкви.
Во-первых, он узаконил установившиеся
отношения между государством и Церковью.
В разделе «Основные законы», в 1-м томе
Свода, уточнялось отношение русского
императора как носителя самодержавной
власти к господствующему вероисповеданию
и к управлению Церкви. Церковное управление
было четко выделено из общего комплекса
государственного управления как особый
институт, получавший свое законное основание.
При всем этом, в условиях ужесточения,
подчинения светской власти, диапазон
деятельности православной церкви был
весьма широк и многогранен. Очень высока
была роль церкви в нравственном воспитании
паствы.
Комитет Министров
В период правления Николая
1 должность председателя Комитета Министров
совмещалась с председательством в Государственном
Совете. В состав комитета входили министры,
председатели департаментов Государственного
Совета, государственный секретарь и лица,
назначаемые императором.
В обязанности Комитета входило
координация деятельности министерств
и отраслей, рассмотрение вопросов управления
государством в целом, подбор кадров для
высших должностей империи, рассмотрение
проектов новых указов и постановлений
и подготовка по ним заключений, отчётов
министерств и подготовленных министерствами
законопроектов, общий анализ ситуации
в государстве. Любые решения комитета
имели законодательную силу после утверждения
их императором. Комитет Министров при
Николае 1 –это высший законосовещательный
орган государства
По “Общему уложению министерств”,
министерства являлись высшими органами
исполнительной власти, власть министров
- высшей исполнительной. Назначением
министров на должность ведал лично император,
и они подчинялись непосредственно высшей
императорской власти. Обязанностью министров
являлось ежегодное представление в Сенат
и комитет министров отчётов о состоянии
дел в подведомственной министерству
отрасли.
Министерствами разрабатывались
инструкции для местных исполнительных
органов, по которым те должны были строить
работу. По ним же велась проверка деятельности
этих органов. В состав министерств также
входили канцелярии, осуществляющие делопроизводство.
Военное министерство.
Было создано в период правления
Александра 1, претерпело ряд реорганизаций
и усовершенствований при Николае 1.
Структура военного министерства
включало в себя: Совет министра, Общая
канцелярия и 7 департаментов: Артиллерийский,
Инженерный, Инспекторский, Комиссариатский,
Провиантский, Аудиторский, Медицинский.
Также, в состав Министерства входило
Военно-топографическое депо, Военно-учебный
комитет.
Анализ прошедшей русско-турецкой
войны 1828- 1829 г.г. выявил крупные недочёты
в подготовке армии. Как Министерству,
так и армии требовалось реформирование.
В 1832 году, в целях реорганизации,
в России проведена централизация военного
ведомства. Все департаменты и особые
установления бывшего Главного штаба,
а также департаменты Генерального штаба
были включены в Военное Министерство.
В 1833 году, под неустанным вниманием Николая
1, было выполнено общее преобразование
всей армии, создано много новых видов
войск, ужесточена армейская дисциплина,
которая была необходима, так как после
прошедшей войны с Наполеоном, выполнение
устава и соблюдение дисциплины в армии,
даже офицерами, оставляло желать лучшего,
не соблюдалось даже ношение военной формы.
В результате всех реорганизаций
в Российской империи появилась регулярная
армия, аналогов которой в Европе не было.
На долю Военного Министерства,
в эпоху правления Николая 1, выпал ряд
нелёгких войн, в которые была вовлечена
Россия:
-!826-1828 г.г.- русско-иранская
война,
-1828-1829 г.г.- война с Турцией,
-1849г. - подавление русскими
войсками венгерской революции,
-1853 г.- Крымская война.
Это были войны, в которых русская
армия проявила всю свою доблесть, умение,
защищая своё Отечество, и, как никогда,
был проявлен талант Николая 1, как военачальника,
хотя последняя война при Николае 1 досталась
России очень тяжело и при его жизни выиграна
не была.
Морское министерство
После вступления на престол,
Николай 1 учредил 31 декабря 1825 года Комитет
образования флота, в целях реорганизации
морского ведомства. В результате работы
комитета в 1827 и 1828 г.г. Управление Морским
Ведомством было разделено на два самостоятельных
органа: Морской штаб Его Императорского
Величества с начальником штаба во
главе, которое в 1831 году был переименован
в Главный Морской штаб, и Морское министерство,
подчинённое министру.
В 1836 году обе части были объединены
в одно учреждение – Морское министерство
под командованием адмирала.
Структура морского министерства:
-Адмиралтейств – совет;
-Главный военно-морской
суд;
-Главный морской штаб, который
управлял боевыми силами и личным составом.
В составе штаба два отдела: военно-морской
учёный и отдел личного состава. Начальник
главного морского штаба, на правах главного
командира порта, осуществлял руководство
всеми морскими командами, расположенными
в Петербурге, а также инвалидным домом императора Павла
и исправительной
тюрьмой морского ведомства;
-Главное гидрографическое управление;
-Главное управление кораблестроения
и снабжений;
-Морской технический комитет,
который занимался технической стороной
кораблестроения, артиллерии и минного
искусства и высшим техническим наблюдением
за работами на судах, заводах, в портах,
а также руководил работами морского ведомства;
-Канцелярия морского
министерства, в которой сосредотачивается
переписка по делам общим, составление
отчётов, делопроизводство по адмиралтейств-совету,
юрисконсультская часть и кодификация
морских законов. Директор канцелярии
совмещал должность юрисконсульта морского
министерства;
-Главное военно-морское
судное управление —осуществляло делопроизводство
по главному военно-морскому суду и руководство
личным составом морского судного ведомства.
Находилось в подчинении главного военно-морского
прокурора;
-Управление главного
медицинского инспектора флота.
Большое внимание при реорганизации
морского ведомства было уделено научной
подготовке специалистов, что было важно
для укрепления обороноспособности морского
флота, который внёс неоценимую лепту
в победу государства в военных кампаниях,
в которые была вовлечена Россия в период
правления Николая 1.